Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методология, методика и методы исследования в педагогике
Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить, осуществить прогнозирование развития образовательной политики и науки о воспитании человека. Приобретается это знание в процессе специально организованных научно-педагогических исследований. Объектомнаучно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива); предметом– совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения. Объективность полученного знания обусловлена прежде всего выбором методологии исследования. Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Методология в педагогике –учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология представляет собой научные основы теории (идеи, принципы) и методы исследования какой-либо проблемы или решения практической задачи. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. По направленности и конечному результату выделяют три вида педагогических исследований (рис. 3): · фундаментальные исследования –разработка концепций и моделей развития педагогических систем); · прикладные исследования –изучение отдельных сторон педагогического процесса, выявление закономерностей педагогической практики; · разработки –обоснование конкретных научно-методических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений.
Рис. 3. Классификация видов педагогических исследований
Методологические принципы научно-педагогического исследования. При проведении научно-педагогического исследования необходимо: • исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей; • учитывать целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов; • изучать явление в его развитии; • рассматривать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями; • рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития. Метод(от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод представляет собой определенный путь, способ, прием решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. При выборе методов научно-педагогического исследования необходимо соблюдать следующие принципы: • принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используетсяне один, а комплекс взаимодополняющих методов; • принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя; • принцип запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред испытуемым, образовательно-воспитательному процессу. Как любая наука педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов (табл. 1). При этом необходимо различать: · во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели; · во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения.
Таблица 1. Методы педагогического исследования
Рассмотрим организацию и логику педагогического исследования (таб. 2). В программе, с разработки которой начинается исследование, выделяются две основные части: методологическая (определение проблемы, темы, объекта, предмета исследования, уточнение терминологии, формулировка цели, задач, гипотез) и процедурная (составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способа их анализа, проведение эксперимента, анализ, интерпретация (объяснение) и обобщение его результатов). Таблица 2. Структура и логика научно-педагогического исследования
Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретическая или практическая задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции. Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения. То есть проблема представляет собой осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта. Тема (от греч. thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – основная структурно-содержательная единица исследования, включающая лаконичную формулировку проблемы исследования и имеющая логическую завершенность. Цель – замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Задача – данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. Задача включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет которых осуществляется поиск и определение неизвестных элементов через известные. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение о связи между двумя или более переменными, логически вытекающая из теории и нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Исследовательскийподход – исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют: · системный подход – направление методологии научного познания и социальных практик, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Этот подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений; · комплексный подход – рассмотрение группы явлений в совокупности; · целостный подход– обеспечивающий целостность объекта – несводимость целого к простой сумме частей; · личностный подход– предполагающий отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; · деятельностный подход– суть которого состоит в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений. · В практике научно-педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как:личностно-деятельностный;содержательный (обращенный к содержанию изучаемых явлений);формальный (позволяющий выявлять устойчивые связи элементов рассматриваемого процесса);логический (предусматривающий изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования); исторический (ориентирующий на изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования);качественный (направленный на установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений); количественный (предполагающий анализ и оценку явлений и процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах);феноменологический (имеющий целью описание внешне наблюдаемых характеристик изучаемого явления);сущностный (направленный на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления). |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |