Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отрасли педагогики и связь с другими науками




На становление и развитие педагогики, в течение всего периода ее существования, оказывала неоднозначное влияние ее тесная взаимосвязь с другими науками: философией, психологией, социологией, медициной, анатомией и др. (рис. 2) Одни взаимосвязи возникали давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие – являются более поздними образованиями.

Объективно существуют связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографией, политологией, географией, экологией, с точными и техническими науками (математикой, информатикой и др.), которые расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал.

 

Рис. 2. Структура педагогики и ее взаимосвязь с другими науками

 

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с социологией относится также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп и слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Анализ связей педагогики с другими науками позволяет описать разнообразные формы и типы этих связей (Р.Г. Гурова):

· использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук (например, кибернетической идеи управления);

· творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;

· применение в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках (например, данные физиологии о работоспособности учащихся);

· участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Следует заметить, что педагогика заимствует и использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике. То есть педагогика интерпретирует идеи ряда других наук применительно к предмету своего исследования, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука с собственным предметом, собственными методами и средствами достижения цели.

Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин. К настоящему времени, функционируя в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами, педагогика оформилась как самостоятельная многоотраслевая наука. То есть внутри педагогической науки сложились отдельные самостоятельные отрасли педагогики.

Необходимо отметить, что систематизация педагогического знания возможна по различным основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы педагогики по различным основаниям:

1) по отдельным аспектам педагогического исследования и педагогического процесса:

· Категориальный строй педагогики и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности определяет общая педагогика. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, основные факторы его развития, формирования его личности; разрабатывающая общие основы организации и осуществления педагогического процесса.

Составными частями общей педагогики являются:

· теория воспитания,

· теория обучения (дидактика) и

· теория организации и управления в системе образования.

· Методология педагогики изучает методы, методику и технику педагогического исследования.

· Историю, тенденции развития педагогических теорий и идей (в разные исторические эпохи), а также систем образования исследует история педагогики. Поскольку учения и идеи суть продукты деятельности людей, история педагогики изучает и деятельность конкретных педагогов, хотя чисто «персонологический» подход имеет ограниченное значение. История педагогики – научная дисциплина, объектом которой является процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования; предметом – факты, противоречия, закономерности историко-педагогического процесса, анализ которых призван обеспечить эффективное осуществление, прогнозирование и планирование политики в области развития педагогической теории и практики.

· Сравнительная педагогика занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах. Сравнительная педагогика – научная дисциплина, объектом которой являются воспитательные и образовательные системы в различных странах, а предметом – закономерности функционирования и развития данных систем. Сравнительный анализ воспитательно-образовательных систем различных народов, общего и специфического в них способствует обогащению национальной педагогической культуры за счет осмысленного использования международного опыта.

· Дидактикаисследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине. Теория обучения (дидактика)– научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом – закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.

· Теория воспитания изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы. Теория воспитания – научная дисциплина, объектом которой является целенаправленный процесс формирования личности и коллектива, а предметом – его (данного процесса) свойства, противоречия, закономерности, отношения, педагогические технологии.

· Методикиобучения и воспитания (частные дидактики) – научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации внеучебной воспитательной деятельности (например: методика преподавания иностранного языка, методика трудового воспитания, методика организации коллективной творческой деятельности).

· Теория управления образованием – научная дисциплина, объект которой – процесс управления воспитательными системами, предмет – противоречия, закономерности, отношения процесса управления; условия, обеспечивающие его развитие, а следовательно, жизнеспособность и развитие воспитательных систем.

· Помимо названных выше разделов иногда выделяются и другие, частично охватывающие традиционные сферы. Так, педагогическое науковедение рассматривается как теория построения педагогической науки и её категориального оформления. Перспективы развития педагогики как науки и образования как системы исследуются педагогическим прогнозированием.

2) по уровням (ступеням) системы образования:

·  Возрастная педагогика – сравнительно новая научная дисциплина, объектом которой является процесс воспитания ребенка «с момента рождения до перехода к состоянию взрослости», а предметом – «закономерности, методы, средства и технологии организации учебно-воспитательного процесса на различных стадиях детства».

· Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, предметом – закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления. Может быть представлена как развернутая составная часть возрастной педагогики.

· Педагогика начальной школы – отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей младшего школьного возраста, предметом – закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления.

· Педагогика общеобразовательной школы – отрасль педагогики, изучающая учебно-воспитательный процесс в учреждениях общего образования (объект); закономерности, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы (предмет). Педагогика школы включает в себя дидактику, теорию воспитания и теорию управления, гигиену детей и подростков (школьную гигиену). Гигиена детей и подростков (школьная гигиена)объект исследования – учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования; предмет – закономерности организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, динамика функционального состояния организма человека в зависимости от содержания, условий, форм и методов его деятельности.

· Профессиональная педагогикаобъект исследования – учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; предмет – закономерности, содержание, формы, методы и средства профессионального образования. Как составные части профессиональной педагогики развиваются педагогики профтехобразования, высшей школы, среднего специального образования, имеющие локализованный объект и предмет деятельности.

· Педагогика высшей школы – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические вопросы обучения и воспитания студентов вузов, проблемы их личностного развития и профессиональной подготовки.

· Производственная педагогика – отрасль педагогики: изучает закономерности, содержание, формы, методы, средства непрерывного профессионального образования, обучения работающих, переориентации их на новые профессии, повышения производственной квалификации; ориентирована прежде всего на систему переподготовки и повышения квалификации кадров.

При этом не всегда выдерживается единство оснований деления как требование логики ко всякой классификации. Так, выделяя педагогику высшей школы или профессиональную педагогику по уровню образования, нельзя забывать, что одновременно проводится разграничение по линии «общее образование – специальное образование»; все эти разделы педагогики содержат в сжатом виде то общее, что составляет предмет педагогики. и не зависит от возраста обучаемых, ступеней образования; но для удобства пользования выделяется педагогика по виду учебного заведения или отрасли профессионального образования. Так, профессиональная педагогика может получать более дробное членение соответственно самим профессиям (военная педагогика, инженерная педагогика, педагогика высшей школы и т.п.).

Как отрасли педагогического знания развиваются науки о воспитании и обучении аномальных детейи лиц с ограниченными возможностями. Среди этих отраслей: дефектология – совокупность научных дисциплин (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии. Объект – процесс воспитания и обучения детей, имеющих недостатки в развитии; предмет – закономерные связи и отношения, специфика содержания, форм, методов и средств работы с детьми (сурдопедагогика – изучает закономерности обучения и воспитания глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика – умственно отсталых детей; логопедагогика – разрабатывает вопросы исправления речи детей и подростков). Дефектология и её составляющие именуются в совокупности коррекционной педагогикой.

Выделяют и такие отрасли педагогики как:

Исправительно-трудовая(пенитенциарная) педагогика, которая занимается проблемами перевоспитания осуждённых правонарушителей, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. Встречаются попытки выделить в специальные разделы педагогики проблемы воспитания детей, имеющих и иные специфические потребности (например, педагогика сиротства; педагогика детских и юношеских, молодёжных организаций и т. п.), хотя такие проблемы могут изучаться без расширения номенклатуры разделов педагогики.

Семейная педагогика – отрасль педагогической науки: объект – процесс формирования личности в семье; предмет – закономерности, противоречия, специфика формирующего влияния семьи. Источниками семейной педагогики являются: этнопедагогика, возрастная, дошкольная педагогика, теория воспитания, педагогическая психология.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, социальная педагогика и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...