Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА




Значительная часть молодежи — это учащиеся и студен­ты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо де­сятков тысяч школ, тысячи профтехучилищ, средних спе­циальных учебных заведений, вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается более 5 млн человек — почти треть молодых лю­дей в возрасте от 16 до 24 лет.

Значение образования в современных условиях понима­ют многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Если раньше ро­дители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще — с престижным университе­том. По прогнозам, в текущем столетии, которое уже назва­ли веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность.

На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ «Об образовании» говорится, что го­сударство гарантирует гражданам общедоступность и бес­платность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в госу­дарственных учебных заведениях.

Наряду с государственной системой образования возник­ли и набирают силу частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы. Большинство негосударственных, а также частично


государственных учебных заведений действуют на платной, коммерческой основе.

Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те, кто его поддерживает, однако выска­зываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп. Сторонники платного образования указы­вают прежде всего на недостатки государственных образова­тельных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, пе­реполненность школьных классов и студенческих ауди­торий, не позволяющая учитывать индивидуальные особен­ности учащихся, недостаток технических средств, устарев­шее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от оскудевшего государственного пирога образова­нию достаются просто крохи. Но не только этим. Как пока­зывает опыт развитых стран, частные школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее государ­ственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком. Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений: в середине 90-х гг. около 40% молодых безработных имели высшее и среднее специальное образование.

Среди аргументов, выдвигаемых противниками расшире­ния платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократиза­ции, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социаль­ное неравенство в обществе. Частные учебные заведения в нынешнем виде — это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается со­словный характер школы. Кроме того, превращение образо­вания в товар затрудняет доступ к нему, нередко оставляя способных и перспективных за бортом. В таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.

А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.

Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в ин­ституте, вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность, открытость в общении, боль­шие жизненные планы и вера в собственные силы и возмож­ности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем, особенно на первых курсах, удается правиль­но распорядиться возросшей степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причи­ной неуспеха и разочарования в учебе.


НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих моло­дых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственно­го трудоустройства уже выходят на первый план. Сама уче­ба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.

Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Так же обстоит дело и сегодня.

Нынешняя ситуация с точки зрения возможностей тру­доустройства молодежи весьма противоречива.

Во-первых, 90-е годы минувшего века были периодом спада отечественного производства, снижения уровня опла­ты труда на многих государственных предприятиях. Это не­избежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся ва­кансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отка­зов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкреп­ляется собственными возможностями.

Во-вторых, государство перестало быть единственным мо­нопольным работодателем. Появились частно-индивидуаль­ные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в госу­дарственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудо­вого стажа ужесточились.

В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Конституцион­но была закреплена свобода труда, гарантировано право распоряжаться своими способностями к труду. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закреплен­ного принципа всеобщей занятости. Было отменено центра­лизованное распределение выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались противоречивыми. С од­ной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложивших­ся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи. В конце 90-х гг. молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного населения. Среди безработных на долю молодых приходи­лось более 30%.

5—Л. Н. Боголюбов, 11 кл


Происходящая в последние годы стабилизация экономи­ки улучшила положение молодых на рынке труда. Сегодня немало тех, кто сразу после окончания учебного заведения получает высокооплачиваемую и престижную работу.

По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. Российское законодательство предусма­тривает возможность устройства на работу и с 15-летнего возраста. В отдельных случаях с согласия родителей дого­вор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легко­го труда. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, за­нятых на производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачи­ваемый отпуск протяженностью 31 день. Расторжение тру­дового договора с работником в возрасте до 18 лет допуска­ется только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершенно летних. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно право­мерны. В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руко­водители предприятий не хотят нести экономические убыт­ки из-за предоставляемых льгот.




МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub — частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.


В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-

5*


стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, — это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак — бритая голова. Особенность поведения — откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения — преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению


сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ Основные понятия:молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
Главная причина — неприятие образа жизни родителей, ко­
торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
«зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
цию.

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
ных регионах молодые безработные составляют половину
всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?


4. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
смысле слова», — пишет социолог. Согласны ли вы с этим
выводом? Почему?

5. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь — поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь — социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893—1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежьодин из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключа­ется в следующем: стабильно ли значение молодежи в обще­стве? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слиш­ком старым для работы, и требуется только молодежь. Об­щества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в груп­пы и движения, которые влияют на ход событий... Пробле­ма состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их ис­пользования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь — это один из скры­тых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мо­билизации которых зависит его жизнеспособность...


Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы моло­дежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые раз­виваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей мо­лодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспро­изведение и повторение. Такое общество сознательно прене­брегает жизненными духовными резервами молодежи, по­скольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меня­ющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господству­ющей в них социальной или политической философии, опи­раются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обще­ствами, добивающимися изменений с помощью реформ и ре­волюций. И в том и в другом случае это должна быть мо­лодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 454—455.

Вопросы и задания к источнику. 1)Как, по мнению автора, раз­личаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодеж­ных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и ре­форм выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привле­кая известные вам факты прошлого и современности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...