Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность проживания человека. В широком смысле слова дом — это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близкими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызывать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть неудобным. Не случайно при характеристике бытовых отношений употребляют такое понятие, как «домашний очаг». Естественно, что основным условием превращения жилища в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств: современный дом должен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность и возможности развития семьи. Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья. Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших силах придать своему жилищу индивидуальность, неповторимость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, настроение, отдых, экономия времени, подчас и денежные расходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur — внутренний), который должен прежде всего соответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи. К сожалению, сегодня многие российские семьи не имеют возможности жить в комфортабельных жилищных условиях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значительных усилий как самих граждан, так и государства. Для каждого человека, каждой семьи список вещей, которые нужно купить, является строго индивидуальным, никогда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, мебель, набор бытовой техники в доме для нормального проживания, но количество и качество этих вещей определяются индивидуально. У каждого — свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье. Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план вещественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих людей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспечивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посещаются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но понимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей. Подмена ценностей их вещественными носителями приводит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешливому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность перестает быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам становится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, игрушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, делает то, что должен делать, потому что так принято. Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впускает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего дома. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои желания. Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосостояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о миксере для взбивания крема, а дедушка — об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно входят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более комфортным. Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непроизводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей человека. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; потребности в конкретных благах и т. п. Но набор этих предметов и явлений, в общем, достаточно типичен и составляет материально-вещественную среду обитания человека. КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является характеристикой преимущественно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной между трудом и досугом. Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы- ту необходимо учиться правильному поведению, формировать культуру бытовых отношений. Под культурой бытовых отношений традиционно понимают правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и социальной сферах жизни.Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации личного (семейного) досуга. Культура питания прежде всего предполагает рациональное питание, удовлетворяет все энергетические потребности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тяжести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же составляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообразие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима питания. К числу самых сложных и трудоемких видов деятельности человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений, то домашние дела требуют от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь приходится быть поваром и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п. Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом семьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д. Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между членами семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокращению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоровья, опыта каждого члена семьи. Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки. Рус- ский писатель К. М. Симонов (1915—1979) в автобиографии описывал разделение труда в его родительском доме. Он с 6—7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никто и никогда не застилал за ним кровать и не помогал одеваться. УРБАНИЗАЦИЯ И БЫТ В больших городах множество людей живет в непосредственной близости, оставаясь в большинстве своем незнакомыми друг с другом. Обезличенность многих повседневных контактов в современных городах стала фактом социальной жизни всего современного общества. Те или иные аспекты городского образа жизни характеризуют социальную жизнь современного общества в целом, а не только тех, кто живет в больших городах. Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, многоаспектные изменения социального, экономического, культурного плана. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распространением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова. Подавляющее большинство российских горожан — это выходцы из села в первом или во втором поколении. Доля горожан в третьем поколении, по примерным оценкам, меньше 20%. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве — около 3%. Эти горожане были буквально растворены огромным притоком сельских мигрантов. В малых городах, где проживает более 15% горожан, образ жизни населения остается до сих пор близким к сельскому, немалая часть жителей имеет достаточно развитое подсобное хозяйство. Жизнь в мегаполисах изменяет человека, его восприятие природы и психику. Процесс урбанизации обусловил разрушение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов. Это вызывает социально значимые негативные последствия и может оказаться опасным для будущего человечества. Скученность населения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля усугубляются такими факторами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, увеличение количества неблагополучных семей, причастность молодежи к различным формам отклоняющегося поведения, рост преступности. Все заметнее проявляются отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия. Отсюда вытекают многие современные требования создания благоприятной жизненной среды, подразумевающие: планирование жилой застройки; планирование и размещение промышленных предприятий; доступность природной зоны и легкость контактов с ней; совершенствование форм и методов организации досуга; просветительскую и оздоровительную работу; самое главное — управление городом должно осуществляться сильной, компетентной властью. Для создания благоприятной жизненной среды определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Практика развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе учета интересов населения. ШШОсновные понятия:быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культура бытовых отношений. 1111 Термины:типы социального объединения и общения, интерьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональное питание, досуг, урбанизация. Проверьте себя 1) Раскройте содержание понятия «быт». 2) В чем заключается особенность социально-бытовых интересов по сравнению с другими социальными интересами человека? 3) По каким основаниям классифицируют социально-бытовые отношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них? 4) Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов? 5) Каковы основные составляющие материально-вещественной среды обитания человека? 6) Что такое культура бытовых отношений? 7) Как урбанизация влияет на быт? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с ко 2. Однажды один из американских банков предложил 3. В Германии более ста лет действует закон, по которо 4. Прокомментируйте следующую информацию: немецкая 5. В Москве в 60-е гг. XX в. по замыслу энтузиастов был Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения индивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте. 6. В 1972 г. на XII Международном семинаре по пробле В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость домашнего очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться. Как вы думаете, почему не оправдались ожидания социологов? Поработайте с источником Прочтите фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов». Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит семье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, собирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За столом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вырастает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации... Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По законам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от высоты интеллекта. Теперь многие знают, что такое кибернетика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крышкой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отравить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавиться от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не только по объективным, но и по субъективным причинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт. Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается — по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива семья. Не будем лишний раз твердить: быт — это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организованный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаимопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в большем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся. Кузнецова Л, Тепло домашних пирогов // Будь счастлив. — М., 1990.— С. 272—273. Ив Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мысли автора, связаны высота интеллекта и налаженность быта? 2) Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не только по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора. 3) Опираясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека. § 13. Молодежь в современном обществе Вспомните: чем характеризуется индивидуальное общество? Каковы основные социально-демографические группы в современном обществе? Какие группы называют неформальными? Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние. На протяжении многих веков опыт, накопленный старшими поколениями, передавался молодежи путем включения ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Младшие в семье учились не столько «говоря и слушая», сколько участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных действий. Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Подготовка к супружеству регулировалась родственниками. Одним из первых о юности заговорил французский философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он рассматривал ее как второе рождение человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе перемен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля. Примерно столетие назад началось научное изучение проблем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений личности в юношеском возрасте связывали с половым созреванием человека. Постепенно все большее внимание стало уделяться роли социальных факторов: воздействию окружающей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте. Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст 11 —15 лет, а ранним юношеским—16—18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen—nineteen). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 405. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |