Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА




Социологи относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.

Одно из главных, по мнению психологов, обретений это­го периода — открытие собственного «Я». Если для подрост­ка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.

Человек все отчетливее и глубже осознает свою индиви­дуальность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в мо­лодости собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

Выше уже отмечалось, что молодежь как особая социаль­ная группа стала восприниматься обществом только с пере­ходом в индустриальную фазу развития. Это было обуслов­лено рядом причин. Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным се­мейное воспитание для овладения многими социальными ро­лями. Во-вторых, усложнение техники, растущая специали­зация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В ре­зультате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки. В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал сущест­венно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).

Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.


ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государ­ства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Сегодня наш Ос­новной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете, ши­рокий спектр прав и свобод: гражданские и социально-эко­номические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья и др.)» политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на сво­боду передвижения и др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.

Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может всту­пить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважи­тельных причин (беременность, рождение ребенка, непосред­ственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст.

Полная правоспособность предполагает не только воз­можность использовать права, но и необходимость выпол­нять определенный круг гражданских обязанностей. В соот­ветствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение ос­новного общего образования. Долгом граждан России явля­ется защита Отечества. Законом предусмотрено, что призы­ву на военную службу подлежат мужчины — граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не име­ющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет по­ложение молодого человека в обществе и существенно рас­ширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основ­ном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятель­ности (участник спортивной секции). В дальнейшем при со­хранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослу­жащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие дру­гие.

Однако в юности, как отмечают психологи, многие из но­вых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно ис-


кать, выбирать, пробовать. И старшие поколения резервиру­ют за молодыми право на ошибку, на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие: «Молодому ошиб­ка— улыбка, старому — горькая слеза», «Молодо-зелено — погулять велено», «Молод бывал — и со грехом живал». Но такая широта выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе сравнительно не­давно.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantis — младенческий, детский), т. е. в стремлении к иж­дивенчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе и отсутствии ответственности за собственные поступки. Очевидно, что та­кие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень соци­альной зрелости, развитое чувство ответственности, способ­ность принимать решения, руководствуясь не только личны­ми интересами, но и гражданскими чувствами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...