Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Церковная письменность и богословская наука в период вселенских соборов




Лит-ра (патрология)

Мийендорф

Флоровсий

Свщмч. Иоанн Попов

К. Керн

Скурат

Сидоров

 

Этапы:

IV-V -«Золотой век», расцвет  

3 богосл. школы востока – Александрийская, Антиохийская, Эдесско-Низибийская (Восточно-Сирийская)

VI–VII – «Серебряный век», продолжение:   

Принадлежность к школам стирается; значимы отдельные лица

 

 

Александрийская школа:

Лит-ра: Саврий.

Аллегорическое толкование. Божественность, возвышенность. Основатели: Климент Александрийский и Ориген.

Представители: IVв: Афанасий Великий (297-373), Отцы Каппадокийцы (Василий Великий, Григ Богослов, Григорий Нисский)[37], Vв – Кирилл Александрийский.

· Афанасий Великий: основной вопрос – полемика против ариан: «4 слова против ариан», «послание к Серапиону». Так же историко-полемические сочинения (описывает свою борьбу с арианами, с элементами полемики) и экзегеза (толкование св. пис.)

 

· Кирилл Александрийский: 370е- 444. 412 г- стал епископом Александрии. Ревностный характер. Догматика - тракты против несторианства: «12 анафематизмов», «5 книг против Нестория», «3 книги о правой вере». Экзегетические труды (они были у всех богословов): еванг. Лк, Ин.

 

· Каппадокийцы

- Василий Великий (330-379). Догматические сочинения. «Против Евномия» - против ариан, «О Святом Духе к Амфилохию епископу Иконийскому». «К Юношам о том, как пользоваться классическими сочинениями»[38]. Экзегеза: «Шестоднев»[39]. Богослужебная деятельность: Великий и Малые правила для иноков; возм. ввел антифонное пение; литургия[40]

 

- Григорий Богослов 330 – 389[41]. «5 слов о богословии», вообще все его проповеди с богословским содержанием. «Апология Бегства»[42]. Автобиогр. Поэма

 

- Григорий Нисский (г. Нис[43])ок. 335-396. Брат Василия Великого. Самый большой почитатель и ревнитель Оригена среди отцов; большое внимание на него. Дописывает незаконченные соч-я Василия Великого: «Шестоднев, против Евномия». Собственное соч-е: «Великое огласительное слово» (богословско-философский трактат). Активно участвовал во IIВС,

- видный богослов, «советник» императора Феодосия – авторитет.

 

Антиохийская школа

Буквальное толкование писания; историчность, рациональный элемент. Основатели - отцы несторианства: ДиодорТарсийский, Федор Мопсуэстийский

· Кирилл Иерусалимский: ~ 315-386. Ок 350 – стал епископом Иерусалимским, неск. раз лишался кафедры по просьбе ариан. Труды: «23 катехизических поучения» (8 огласительные а 5 – тайнободственные, для тех, кто уже крестился).

 

· Иоанн Златоуст~ 347-407. Его учитель- Диодор Тарский (????). Рукоположен в 39 лет, ревностно проповедует в Антиохии. С 397 – становится епископом Константинополя. Аскетичная жизнь – это многим не нравилось, т.к. его предшественник был из вельмож. Знать и клир не приняла его (не устраивал банкеты, ел один и т.д., выступает в защиту бедных,против роскоши), быстро нажил врагов –>

Дело нитрийский монахов. (Нитрийская пустынь) – приверженцы Оригена. Изгнаны из Алекс., пришли ко дворцу в Константинополь, Ин. Златоуст их принял в общение, они жалуются на епископа Александрии Феофила, Златоуст втянут в интриги – начинает дело против Феофила, выступая его обвинителем. Собор 431 г (г. Дуб, около Халкидона). Феофил – опытный дипломат, все перевернулось и обвинен Златоуст. Император утвердил решение собора. Златоуста решают в ссылку, но случилось землетрясение и его оставили на месте. В 407 все же отправлен в ссылку за критику в адрес императрицы

Иоаниты – поклонники Златоуста.

Сочинения – более 1000, дошло ок. 800 (счет по отдельным словам и посланиям). Нравственные – оч. много, серьезных догматич. вопросов не рассматривал.

Церковно-практичские: 6 слов о священстве; Экзегеза: толкование на все Евангелия

 

· блаж[44]. ФеоодритКирский: 393-457.

Ззащищалнесторианство до IVВС: 12 анти-анафематизмов - против Кирилла Александрийского в защиту Нестория. На Vсоборе анафематствовано

«История боголюбцев» - о сирийских подвижниках

«Свод еретических басней»

Толкования на писания (хорошее)

 

)


[1]Болотов.реком. именно так писать

[2]«До соединения было две природы, а после – единая природа Бога Слова воплощенная» - думал, что взял у Афанасия Великого, но на самом деле это фраза Апполинария Лаодикийского. Исторический подвох: сочинения Апполинария были подписаны именем Афанасия, чтобы не согжли их, т.к. Апполинарий объявлен еретиком. Сочинения Апполинария распространено на Востоке, в Сирии особенно – увидев эту фразу в учении Кир. Алекс., подумали что возрождается ересь Апполинария + не учитывал уже разграниченные Каппадокийцами понятия и термины

[3] Похожи с Иоанном Златоустом – происхождение, образование, аскетизм, так же возведен императором на кафедру. Воспринимался как второй Иоанн Златоуст

[4] 388-412 был епископ в Александрии, очень авторитетный, оч. авторитарный как и все епископы (их называли папами. Златоуст иронично называл – фараоном). По инициативе Феофила Златоуст и осужден. Кирилл Алек. с этим был согласен – поэтому впоследствии возмущался принесением мощей Златоуста обратно. Но Несторий был как второй златоуст (так же назначен на кафедру, красноречив)->Кирилл. Алексн. к нему испытывал неприязнь тоже.

[5]Исторически два центра - Римский папа и Антиохийский епископ. Но 2й ВС собор: Константинополь объявлен вторым после Рима, и Александрийскя ц. считала константинопольскую кафедру политическим явлением.

[6]Кроме греческих соборных деяний источниками для III-го Вселенского Собора являются коптские акты, в них есть расхождения с греч. Деяниями

[7] Монашество было богословскинеобразовано (меньше читай – не впадешь в ересь)

[8] Зал наполнился монахами, шум, гам – некот. считают что в этот момент Флавиану были нанесены удары. Болотов же считает, что – от морального угнетения

 

[9]Мнения о причинах разные. Греч.церковь: папские лен. поступили так намеренно чтобы все оспорить потом. Сами же легаты оворили что у них не было больше полномочий от папского легата (решать канонич. вопросы). Остальным это было на руку.

[10] Больной вопрос современности: юрисдикция. Кто может признавать втокефальность церкви? (напр. – Церковь в Америке, Константинополь считает что без его разрешения нельзя признать)

[11]Долгое время там чередовались то православные, то монофизиты. В 6-7 веке четко разделились 2 параллельные иерархии – раскол. Когда арабы захватили Александрию – православных вытесняли/уничтожали (как приверженцев греческой ц.???), а монофизты – как межнациональное явление – выжили и поныне здравствуют

 

[12] Главный экономист, не родственник

[13] Начальник дворцовой охраны, не родственник. Совершено не образован, зато его племянник – оч. хорошее образование, активно участвует в управлении еще при дяде

[14]С первого века в Римск. Империи популярны цирковые спортивные зрелища. Было 4 группы, затем стало две – голубые и зеленые, со своими аренами. Очень большое объединение людей, среди который влиятельные персоны. Зеленые стали симпатизировать монофизитам, голубые – православным.

[15] После распада римиск. Империи Рим был покорен вест-готами затем ост готами, но мощного государства не было. Южная Итали почти 500 лет была под властью греков, Византийской империи.   

[16]Само название «Византийцы» и «Византийская империя» появлиось лишь в 17 веке – изначально оскорбительное название, от маленькой деревушки Византии где был основан Константинополь. Сами же они себя называли Римской империей и римлянами. А сам Рим смотрел 

 

[17] В наст.время авторство Ивы под большим вопросом

[18] В Византии сжигались все учения еритиков. Учение Федора можно восстановить лишь по трудам ео оппонентов

[19] Очень «удобен» императору: был аппресиарием у императора (представитель римской ц. при императоре в константинополе), молодым дьяконом во время поставления. т.е. своим престолом был обязан императору, послушен и зависим.

[20] Аргумент против непогрешимости папы

[21]Оригенисты в больш. случаев - монахи(по Оригену тело - темница души). Монахи везде проповедовали учение Оригена, развили до крайности его учение. Апокастасис – всеобщее спасение, предсуществование душ.по мнению древних западн. источников,Еископ Федор Аскида был инициатором вопроса от трех главах - хотел чтобы вопрос с Оригена перешел к монофизитам

[22] Напр., были соборы, которые определяли как монахам вести в церкви

[23] Пытался «воцерковить» монашество, приблизить разрозненные группы к Церкви. Считал, что аскетизм не самая главная цель

[24] Личность слабая, фактически управляет супруга София.

[25]Обманом пришел к власти. Обещал жениться на Софии но обманул.Византия – до 11 века не наследственная власть, а узурпаторство, убийство. Лишь в 11 начались династии. Церковь поддерживала того, кто стал императором - то, как именно стал, не волновало ее. Григорий Богослов признавал даже Фоку

[26] Ираклий первые 8 лет объединял разрозненную после Фоки империю. Воспользовавшись этим развалом Персия напала – во время этой войны важна поддержка и монофизитов. Армения – была разделена между Персией и Византией. С Армении и начинается вопрос о монофелитстве - как объединить армянов-монофизитов с церковью, т.к. они оплот в борьбе с Персией. С персией последние столетия шли войны, Ираклий покоряет ее.

[27] Ираклий – дипломатичен. Не «рубил с плеча», осторожен в догматических вопросах - именно поэтому вопрос монофизитства так надолго растянулся

[28] Особого значения этот экфесис не имел. Арабы уже захватили территории, монофизиты – под контролем арабов

[29] Древние источники относят прозвище Поганат – к его отцу

[30]Вигилий еще мог прейты на прошл. Собор – но не пришел. После него ни один папа не участвовал

[31] хотел воскресить мертсмогвого в знак верности монофилитству – но не смог

[32] впоследствии папы подтверждали осуждение Гонория, папы – погрешимы. Но потом появилась теория что он введен в заблуждение греками и поддержал еретиков, но папа все равно непогрешим

[33]Болотов

[34] Симфония – это идеал; никогда на практике не реализовывалась полностью

[35]Ревностный, услужливый. «перспективный»

[36] Монахов было оч. много. Часто не сответствовали идеалам; внешнем – не всегда можно было отличить их. Посты получали – не за компетентность, а за зблагочестие; апогей монашескоголоббировани

[37] Некоторые считают их самостоятельной традицией

[38] О чтении языческих произведений и выделения нужных мыслей

[39] Василий Великий не успел дописать

[40] Что именно Василий Великий внес в литургию? Отдельные молитвы евхаристического канона?

[41] Учился с Василием Великим. Своеобраный администратор: обидчивый, вспыльчивый, бурная жизнь. См. биографию. Поругался на 1м В.С. со всеми. В богословском учении – яснее чем Василий Великий.

[42] Убежал после рукоположения в пустыню. Потом подумал и вернулся. Обосновывает побег – что ради богословских рассуждений.

[43] Родной брат Василия великого. Василий Великий ставил своих друзей/единомышленников в захолустные города. Нисс – маленький городишка

[44] Кто такой «блаженный»? Сложно сказать теперь, древня традиция. В католичестве – это первая ступен










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...