Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лет после халкидонского собора




IIIсобор

 

Инициатива созыва – Нестор или Кирилл Алекс. (разные мнения)[6].

Председатльствует - КА, помогает – епископ ЕфесаНемнон

Г. Эфес – удобен Кириллу, неудобен остальным, многие епископы запоздали. Невыгоден для Нестора – там сильно почитается Богородица.

Император Феодосий II - в ход собора не вмешивался, и не направлял его деятельность. Начальник императорской свиты (комит)– Флавий Кандидиан.

Дата: на день Троицы, 431.Но открылся с задержкой – 22 июня.

157 еписк и 1 диакон (представитель Карфагенского епископа) – все сочувствовавшие КА

Весь Восток, во главе с Антиохийским патриархом Иоанном, был на стороне Нестория – заблуждения Нестория были не ясны. Крайности же учения КА – были хорошо видны.

ХОД СОБОРА:

1. Не дождавшись прибытия восточных епископов – КА хитростью открыл собор (Кандидиана попросили прочитать грамоту для ознакомления – но формально это означает открытие.Грамота не указывала точной даты и условия открытия (сколько епископов)).

Председатель КА-, за один день все решил + поддержка эфесского епископа Мемнона. Анафема Несторию. 

2. Прибывает Иоанн Антиохийский (26 июня) + восточн. епископы. Собирают свой «Соборик» - 34 епископа. Низлагают Кирилла и Мемнона; подробно описывают императору все.

3. - Император Феодосий IIотменяет решения собора КА, постановляет всем не разъежаться и пересмотреть дело. Обе стороны недовольны. 

- КА – привлекает на свою сторону Константинопольское монашество во главе с архим. Далмацием (он имел влияние на Царя) – Далмацией уговорил Феодосия отменить решение, прибывают делегаты от обоих соборов

- После обсуждения – император в Ефес отправляет своего советника Иоанна. В Ефесе Иоанн объявляет о низложении Кирилла, Мемнона и Нестория – их под стражу.

4. Несторийпросится на покой - уходит с Константинопольской кафедры,возвр. с почетом в свой монастырь (Евпрепия) но через 4 года его ссылают в оазис в Египте.

5.Совещание в Халкидоне с 8 делегатами от кажд. Стороны. Император распускает собор

6. Антиохийская уния – попытка Императора примирить стороны

432 -начало переписки. Восточные требуют: признать Никейский символ, отказ КА от учения Апполинария и 12 анафематствований

433 - Антиохийская уния,восстановлено общение между Антиохийской и Александрийской Церковью

 

 

Итоги собора:

· Неудачен в Организац. Смысле и в догматико-каноническом:повлек разделение между Александрией и Антиохией, а затем, отпадение многих православных в несторианство.

· Отвергнув лжеучение Нестория, Собор не дал положительного догматического определения

· Не указано, что именоеретичеого в учении Нестория

30 янв – Монофизитство. Пропущено

4 февр. 2014

Разбойничий собор

Евтихий пишет разные письма с жалобой на собор. Первонач. и Диоскор и папа Лев становятся на сторону Е., но Лев впоследствии разобравшись, стал против него. (Т.е. до собора Лев был против Флавиана – на стороне Евтихия.)

«Томос папы Льва» - второе послание папы Льва Флавиану, 449й год. Важный документ догматический. На момент разбойничего собора был уже у многих.

Диоскор требует разбирательства над Флавианом всеми, кто осудил Евтихия(если одного осудили – то нужно и с остальными разбираться). Феодосий поручает Диоскорувозглавтиь собор. Он имел прямые указание императора и не нуждался в помощи Рима. Поэтому выбиает тот же город что и Кирилл Александрийский. (повторить историю дяди. Как дядя осудил Нестория – так и он хотел осудить Флавиана. Но был в более выгодном положение чем Кирилл – к нему не было никаких вопросов в плане его учения. )

1 августа 449 год – открытие собора. Приглашены представителя монашества[7] (первый собор куда приглашены монахи официально. Старец Варсума. Привел с собой множеству других монахов)

3 легата от западной церкви, хотя папа Лев был против собора: еп, пресвитер и дьякон. Вяло отстаивали позицию папы (епископ престарелый, пресвитер умер по дороге, дьякон оч. молод)

На соборе епископов: 135.Те, которые заседали на поместном соборе, осужденном Евтихием – в голосовании не участвовали.

Управление взял Диоскор: (орг. талант).

Евтихийпризнан православным т.к. подтверждает Никейский символ и послание Кирилла (первое из предложений –подтвердить вероопределение 1 и 3 соборов). После признания Евтихия вопрос стал об осуждении Флавиана. Но вопрос стоял ненапрямую (виновен или нет): «виновны ли те, кто хочет выйти за никейское вероопределение?» т.е. кто расширяет его (хотя Никейский собор вопросы христологии не поднимал). Поэтому Флавиан и Евсевий были осуждены.Флавиан вскоре скончался[8], по пути в ссылку.

Когда Льву донесли что произошло на соборе – он назвал его разбойничим (Диоскор продавил свою линию, политика.Хитро обошел все богословские несогласия).

Диоскор призвал не читать послание Льва.

 

Смерть имп. Феодосия:  450 г. Скончался, упав с лошади

Власть перешла к сестре Пульхерии. Должна выйти замуж – мужем стал престарелый военный Маркиан.

Диоскор стал пользоваться властью еще больше. «Захватил» Египет (де-факто он был главный, а не императорский наместник.). Д. не хотел признавать Маркиана.

Папа Лев шлет письма и Пульхерии и Маркиану – с просьбой созвать новый собор в Италии (т.к. на Востоке все на стороне Диоскора). Но Маркиан решил провести собор там, где сам мог присутствовать – Халкидон (недалеко от резиденции)

Халкидонский собор, 451

Сугубо политическое явление.

Новшества: П-образный стол. «Православные» напротив деятелей разбойничего собора. Кто хотел изменить позицию – пересаживался.

Более 600 епископов

Цели и вопросы:

· Суждение о Евтихие, Флавиане, Диоскоре

· Выработать догматическую формулу (признания Никейского собора недостаточно)

· Церковное управление

Римские легаты отказались сидеть вместе с Диоскором, пока он не даст ответа за все содеянное. Все его сподвижники отказались, сказав, что Диоскор всех заставил и только он во всем виноват.

Впоследствии за неявку на собор Диоскор осужден: лишен сана и отлучен (осужден по каноническим, а не вероучительным вопросам + за деятельность)

 

Халкидонский Орус (Вероопределение)

На основе Томоса папы Льва и послания Кирилла Александрийского

1. Во Христе два естества – Божественное и Человеческое, но одна Ипостась (Лицо)

2. Соединение:

неслитно (против монофезитов: божество поглотило человечность),

неизменно (две природы не менялись, не менялось их преобладание др. над другом)

нераздельно (против Несториан: две природы живут поотдельности)

неразлучно (против Несториан)

 

6 февр. 2014

Канонические правила

28 правило – наиболее значимо. После составления догматич. Вероопределения папские легаты покинули собор, в вопросах канонических и дисциплинарных они не участвовали[9], поэтому это правило долго не признавалось. Много сборников на западе, где перечислено лишь 27 правил. Стали признавать ближе к разделению церквей

В этом правиле оговариваются права Константинопольского патриарха. Ранее Римскому патриарху принадлежала вся западная часть,Конст. патр – не было территории, Александрийскому патрю – вся африка, Антиохийск– Сирия. Чтобы уравнять в правах – Конст. патриарху отдали территории Антиохийск .Патриархата (Асия Фракия)

Статус «патриарх» появился на Халкидонском соборе. «Священнаяпентаклия» - римский, александрийский, константинопольский, антиохийский, иерусалимский патриархат

Для греч.церкви: на этом правиле обосновывают «вселенский масштаб» Константиноп. Церкви. Максим Сарский, монография «Вселенский патриарх православной церкви». Его поборник из совр. – греч.митрополит ПергамскийЗизиулас.[10] – 20 век, после падения Османской империи. Без Конст. Патриархата – нет православной церкви

Очаг непризнания халкидонского собора – Александрийская церковь. Там – монофизиты, ныне – коптскаяцерковь.[11]Монофизиты – не совсем верно,лучше - дохалкидониты(мы считаем, что мы православные а они – монофизиты. Они же считают что мы – несториане, а они – православные)

Наиболее авторитетный специалист (и единственный) по монофизитам: Давыденков.

11 февр 2014

лет после халкидонского собора

После ХС – первое разделение христиан: халкидониты и не-халкидониты (православные и монофизиты – условно и не совсем верно). Империя расколота на тех кто признает и не признают Х. Собор. Окраины империи (Сирия) – не признают. 100 лет после окончания собора (2я половина 5, нач 6го) признание собора было политическим актом, императоры обращали внимание на это. До Юстиниана вопрос с нехалкедонитами был нерешен, поиск компромисса.

· Маркиан:450-457. Про-халкидонская политика (ХС – истинен, непререкаем.Все кто сомневался в его правильности – изонялись). 3 центра противостояния:

- Египет: преемник Диоскора грек епископ Протерий. Вступил с войсками в Египет, вскоре был растерзан толпой. Нехалкидониты стали ассоциироваться с коптами.

- Сирия,

- Палестина.

 

· Лев I. 457-474 Вначале - выяснить, насколько ХС признаваем епископами, письменный опрос: большинство (более 600) – в пользу ХС, но возмущения были причем епископы стали уклоняться в монофизитство.

 

· Зинон. 474-491. Зять Льва. Восстание Василиска 475-476 г (заговор, захватил власть), энциклика (окружное послание) с осуждением ХС. Впоследствии Зенон одолел Василиска, отменил энциклику. В 482 г – энотикон («объеденительный», «примирительный» документ): вероопределение озвучено в общих понятиях, расплывчато (никого не осуждал, но и ничего конкретно не говорил). Не признан ни крайними православными ни крайними монофизитами – но зато появилась третья группа тех, кто его признал– во главе патриарх Константинопольский Акакий(готовы в угоду императору несколько изменить свои вероучит. взгляды). В результате - Акакианская схизма (схизма Акакия) – 482-518,Первый разрыв междуКонстантиноп. И Римской кафедрой – прервалось евхаристическое общение.

 

· Анастасий 491-518[12]Благоволил монофизитам, но открыто не провозглашал (По сутипросто не был ревностным православным; ему было безразлично)

 

· ЮстинI 518-527 Дядя Юстиниана.[13] Сугубо православный. Всех нехалкидонитов (монофизитов) репрессирует

 

· Юстиниан 527-565

Внутр. Политика:

- Восстание«Ника» 532 г.: две партии цирка[14] (кого то убили, не так рассудили – обе партии недовольны, объединились против императорского дворца). Юстиниан почти уже сбежал, но повлияли на решение: жена и полководец Велизарий(ввел войска в Конст. И подавил восстание. Партии цирка много погромили, сломали древнюю церковь Софии). Вместо разрушенной – новый храм Софии,который сейчас в Стамбуле

- Кодификация права. Существовал кодекс Феодосия II, кодекс Юст. – более масштабен, право существовало до 18-19 веков (нынешнее европейское – тоже в основе римское). Кодекс законов, Новеллы – новые законы, составленные при Юстиниане (большое кол-во церковных постановлений)

Внешняя политика: пытался возродить величие римской империи: Военные походы (Традиция римск. Империи изменилась: император больше не участвовал в войне), во главе – Велисарий. Более 20 лет. Отвоевали Карфаген, уничтожив Вандальское королевство, затем - южн и средн. Италию.[15], частично Испанию – т.е. завоеваны почти все выходы к Средиземному морю. (в 7 веке, после Юстиниана многое завоеванное не смогли удержать - было отобрано Арабами (осталась только южн. Италия)

 

Церковный вопрос:

- Инициатор прекращения акакианской схизмы(отправлял послов в Рим, в 518 г. схизма прекратилась). – Это же и внешняя политика - сам Рим, в независимости кто был королем, всегда был на стороне Византийской империи[16].

Юстиниан – солидный богослов своего времени. 

- Вопрос унии– политически значим. Изначально радикальное решение (признать только халкидонитов). Не принесло результатов ->устраивал дискуссии, тоже безрезультатно. Претензиимонофизитов: православные (которые ими назывались несториане) не осудили основныхНесториан: Федор еп. Мопсуэстийский (основатель Нестриан), Ива Эдесский, ФеодоритКирский – они были оправданы на халкидонском соборе, поэтому нехалкидоняне называют его Несторианским

 

Вопрос о Трех главах – основной вопрос 5го Вс. Собора

13 февр. 2014

Й Собор (о трех главах)

Эдикт Юстиниана – осуждение Федора, Ива, Феодорита. Федор – как идеолог Несториан осуждался лично ->и все его творения. Ива и Феодорит – лично не осуждены, осуждены толькоих сочинения против Кирилла Алекс.-го. Феодорит: 12 анти-анафематистов, Ива: письмо Марию Персу (где осуждает Кирилла и хвалит Федора)[17]

Впервые мысль о посмертном осуждении уже скончавшихся (Федор скончался за 25 лет до 5 ВС). Многие епископы на западе высказались против,именно это – причина непризнания 5го ВС (осуждаем личность, скончавшуюся в мире с церковью)[18] западом

Чтобы осуждение трех глав было не только императорской инициативой – Юстиниан пытается провести свой эдикт через собор. Для полноты на нем должен присутствовать Римский папа – Викирий. Это не было проблемой т.к. он был зависим от Константинополя[19].

Западные епископы были против осуждения уже умершего и первоначально Викирий надеялся изменить мнение императора, но далее несколько 4 раза сам менял свою точку зрения. Прибыл для решения спорного вопроса – за 6 лет до собора, в это время жил в Конст-ле.

1й документ – Юдикатум (решение), где открыто осуждал Федора. Против этого выступают многие западные епископы[20], там конфликт. Викирий сильно колеблется, откладывает решение до собора. На сам собор не явился (для него не было выигрышного исхода)

СОБОР

Проходил: 1 месяц с 5 мая. Председатель – Евтихий, епископ Константинопольский. 150 епископов. Главная задача – подтвердить эдикт Юстиниана и осуждение трех глав. Папу Викирия приглашали, но он не пришел. Западные епископы были, но не были представителями папы (легатами) были против – но их было мало (5 чел).

К собору папа составил 2й документ: осуждает еретич. сочинения Федора, но лично не осуждал. Феодорит и Ива не осуждаются вообще, т.к. скончались в мире с собором. Этот документ на соборе не рассматривался («папа и так уже много сказал»). Собор анафематствует папу (формально за неявку на собор), но впоследствии прощен и восстановлен, когда признал собор и осуждение 3 глав. До Рима так и не доехал – умер в пути.

Большинство монофизитов не принимает решения собора

Собор осудил:

1. ЛичноФедора Мопсуэстийского-> все его сочинения.

2. СочинениИвы и Феодорита – против Кирилла Алекс.-го. 12 анти-анафематистов, письмо Марию Персу соответственно. 

3. Осуждение Оригена(умер 300 лет назад)[21]

Собор догматический. Канонические вопросы не обсуждались

18 февр 2014

Монашество в древней церкви

МОНАШЕСТВО НА ВОСТОКЕ

Проф. Казанский – «История Монашества», Сидоров А.И. – «Аскетизм древней церкви»

Со временем нравственная планка снижалась.

Аскетические стремления и монашество – не одно и то же!

Середина/конец III в. - первая датировка появления монашества как института. Связано с гонением Деция – монахи скрывались, объединяясь в группы. Прп. Павел Фивейский – известный монах, скрылся во время гонений в пустыне и остался там.

Нач. IV - монашество как протест против обмирщения церкви. Постепенно монашеские традиции вытеснили остальные в Церкви и стали восприниматься как общецерковные, хотя о такой задачи у монахов не было.

«Воцерковление монахов» - шло до 7 века[22]. Устроитель монашества («примирения» мон.И церкви) - Василий Великий.

 

Халкидонский собор – первый,уделивший монашеству внимание.

Постановлено подчиняться епископу той местности, где живут (до 5 века никому не подчинялись!). Без разрешения епископа нельзя строить монастырь

 

Расцвет М. – 7-9 века. М. преобладает в церкви. Кон. 7 века – высшие клирики церки могут быть только монахи (собор 692 года)

 

Оригенизм – монахи всегда были падки на него. Точнее – учение Оригене о теле (тело – темница души –>нужно  «напрягать» тело) Евагрий Понтийский – ученик Макария Великого.

 

2 вида: отшельничество (особножительное – устар. термин 19 в)и общежитильное.

       ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

Антоний Великий251-356(105 лет!) – отец монашества. Родина М. – Египет

Житие написано Афанасием Александрийским. На этой основе – жития многих других подвижников.

Основание для ухода – услышал притчу о богатом юноше. Всего 2 раза оставлял пустыню и приходил в Александрию. Никогда не позиционировал свою жизнь как протест Церкви.

Во времена Антония не было внешних отличий, посвящений в монашество. Желающий жить как он – приходил, поселялся недалеко и жил. Антоний никого ни к чему не принуждал. Просто несколько тысяч пещер, среди которых – старцы, «аввы».

Далее:

прп. Аммоний - основатель нитрийского монашества (нитрийская пустыня) – ок. 500 монахов. Единственная служба в воск., пропитания искал каждый сам

прп. Макарий Великий (кон. 3 – кон. 4) - Скитскоемонашество (скитская пустыня). В отличие от многих – был пресвитером., необычно для раннего монашества.

      ОБЩЕЖИТЕЛЬНОЕ

Прп. Пахомий Великий- был военным. По примеру римской армии устроил и первые общины. Обнес монастырь оградой. Кроме внешних признаков – и жесткая дисциплина (иерархия, поступление, послушания, регламенты постов и т.д.). Главн. обязанность – труд и молитва, монахи - нестяжатели. Монахам запрещалась покидать монастырь

Монастырь постепенно обособляется от внешнего мира.

Постепенно монашество распрост. из египта по ост.части

- Синайский полуостров – ИоанЛествичник 6 в),

- Палестина (Илларион Газский – ученик прп. Антония; Савва Освященный – 5-6 в) – и отшельники ои общежитие

- Малая Азия: основателями считают отцов-каппадокийцев. Василий Великий - создал монашеские правила, большие и малые. Его правила – идеал греческого монашества, адаптированная, смягченная традиция Пахомиябез крайностей[23])

- Студийский монастырь: осн. в 5 веке Консулом. Расцвет в 8 веке – при Федоре Студиите.

- Афон: сер. 10 века. Афанасий Афонский (10-11 век)

 

МОНАШЕСТВО НА ЗАПАДЕ

Общежительное монашество принесено Афанасием Великим с Востока во время его ссылки. Упростили правила египетских отцов, составив правила для западных монастырей:

Иоанн-Кассиан Римлянин(правило Иоанна-Кассиана) – ученик златоуста. 5 век

Венедикт Мупсийский6 век - его устав - основа западн. монашества до 10 века.

Главный акцент – на духовных занятиях, и труде

20 февр. 2014

Монофилитство

Продолжение христологических споров. Учение о единой воле.

565 – скончался Юстиниан. Престол занимает его племянник ЮстинII 565-578[24],затем– генерал Тиверий[25]578-582.

Маврикий 582 – 602 –зять Тиверия. Вводит греческий как основной государств.язык(2 век до РХ – греческий стал вторым государственным). Был слишком экономным и жадным. Повод к смещению: 12 тыс. греческих пленников не захотел выкупать - их всех казнилили (война с ханом Аваром – Болгария). Казнен Маврикий и все его дети.

Фока602-610 – «Солдафон», узурпатор. Грабежи в Константинополе, репрессии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...