Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хар-ка основных внутренних функций Российского гос-ва.




К внутренним функциям современного Рос.гос-ва относятся следующие:1)Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность гос-ва, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".2)Эк-кая функция гос-ва заключается в выработке и гос.координации основных направлений эк-кой политики. Выполнение ф-ии зависит от степени вмешательства гос-ва в эк-кую сферу.В условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами,планами,в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. 3)Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Рос.гос-ва, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в эк-кой сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Далеко не случайно создана целая система гос.органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается спец.законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).4)Функция соц.защиты-направление деятельности гос-ва, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и соц.защищенность личности. Выражается в комплексе мероприятий по оказанию соц.услуг членам общества, их соц.поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры. 5)Экологическая функция выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.6)Культурная функция это разносторонняя гос.поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.,

 

 

22. Хар-ка основных внешних функций Российского гос-ва.

К внешним функциям России относятся следующие:1)Функция обороны страны. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общ-ва, отвечающего требованиям его гос.безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности РФ, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. 2)Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Рос.гос-ва по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.3)Сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ. Данные страны по менталитету,эк-ке,соц.политич.идр.взаимосвязям предельно близки друг к другу.Учитывая единое их развитие в пределах одной страны можно констатировать факт их неразрывных исторически сложившихся взаимодействий.4)Интеграция в мировую эк-ку и сотрудничество с др.странами в решении глоб.проблем. Имеются ввиду эк-кие,полит.,культурные и иные взаимодействия по поводу гармонизации интересов разл.гос-в.Глоб.проблемы рассматриваются в области экологии,космоса,вооружения и т.п

 

23.Формы осуществления функций гос-ва.

Формы осуществления функций гос-ва - это однородная деятельность органов гос-ва, посредством которой реализуются его ф-ии. Различают правовые и организационные формы осуществления функций гос-ва, которые реализуются его органами, должностными лицами.Правовые формы деятельности гос-ва определены Конституцией РФ, фед.законодательством и законодательством субъектов Федерации. К правовым формам относятся:1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию НА, способствующих осуществлению той или иной функции гос-ва;2) правоприменительная - деятельность по реализации НА путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;3) правоохранительная - деятельность по защите прав человека,предупреждению правонарушений и наказанию виновных лиц.К организационным формам относятся:1) организационно-регламентирующая - текущая работа по подготовке проектов документов планирования,контроля и т.п.;2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - работа по разъяснению содержания НА, формированию общественного мнения и пр. Методы осуществления функций гос-ва - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции:1.Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. 2.Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.3.Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и гос-ва.4.Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общ-во и гос-во, стимулировать социально полезную деятельность.

 

24.Механизм гос-ва: понятие и структура.

Механизм гос-ва— это целостная иерархичес­кая система госуд органов и учреждений,прак­тическиосущ-их госуд. власть, задачи и ф-иигос-ва.Признаки механизма гос-ва:1. Это целостная иерархическая система государствен­ных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государ­ственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности.

2.Первичными структурными частями (элементами) ме­ханизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновни­ки, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и ко­ординации.3.Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуж­дения, соответствующие техническому уровню каждой эпо­хи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

 

25.Принципы организации и деятельности гос.аппарата.

Аппарат гос-ва это система гос.органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос.органов. Такими принципами могут выступать:принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности гос.органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности гос.органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения;принцип разделения властей (на законодат, исполнит. и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос.служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных гос.органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма; принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности гос.аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос.жизни в интересах населения страны; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос.аппарата; принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос.управлении; принцип иерархичности - заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос.аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании гос.органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность гос.управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.

 

26.Орган гос-ва: понятие,признаки и виды.

Орган гос-ва-это юр.оформленная,организационно и экономически обособленная часть гос.механизма,кот. состоит из гос.служщих,наделенных властными полномочиями.

Признаки ор.гос-ва:1.для осущ.управления наделен властными полномочиями и выступает от имени гос-ва в целом.2.обладает экономич.и организационной обособленностью.3.наделен законодат.определ. компетенцией в соответствии с его назначением и местом гос.механизме.4.имеет право на издание юр.актов. 5.располагает необходимыми материальными ср-вами для выполнения функционального назначения.6.состоит из гос.служащих.Классификациягос.ор.осущ-ся по след.основаниям:1.по источнику формирования: первичные(парламент,призедент),производные(правительство).Первичные формируются населением в учтановленном законом порядке.Производные создаются первичными.2.по объему полномочий:высшие (парлемент,правит-во),центральные(министерства), местные (органы власти субъектов федерации)3.По содержанию компетенции:органы общей компетенции (президент,правит-во),органы спец.компетенции (минестерства,ведомства)4.По порядку осущ-ия властных полномочий:коллегиальные(правит-во),единоличные (президент).5.По организационно правовым формам деят-сти:законодательные,исполнительные,судебные,прокурорские.

 

27.Понятие и сущность права.

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения. Сущность— главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравствен­ности как отличный от нее метод регулирования; государ­ство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопри­чина возникновения права, ибо это та сфера, где нравствен­ность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без ис­ключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

 

28.Понятие права в объективном и субъективном смысле.

Юр.наука занимается исследованием права как системы юр.норм,выраженных в законодательстве, кот.получилонаименов. объективного права, а так же как юр.притязания конкретного субъекта,получившего наименование субъективного права.Право в объективном смысле обладает кач-вами всеобщности и общеобязательности.Оно закрепляет границы юр.свободы в типичных соц.значимых отношениях и на этой основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития об-ва.Право в субъективном смысле представляет собой вид и меру возможного поведении конкретного субъекта.Оно зависит от его пожеланий и возможностей.Субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.Т.о. если объективное право не только не принадлежит субъекту и не зависит от него,то субъективное право принадлежит субъекту и зависит от него.Между этими представлениями о праве сущ-ет тесная взаимосвязь.Объект.право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права,кот.детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту.Субъкт.право возникает на основе объективногоСубъектив.право дозволено и разрешено гос-вом(в пределах,не допускающих нарушение прав др.лиц и об-ва в целом) и поэтому обладает юр. Природой,находится под его защитой.

 

29.Принципы права: понятие и виды..

Принципы права— это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.С одной стороны, они выражают закономерности права,а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.                          Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом(общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые)или группе смежных отраслей (межотраслевые).Например,к отраслевым относится принцип индивидуали­зации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.К числу принципов, прямо не сформулированных в за­коне, относятся принципы ответственности за вину, нераз­рывной связи прав и обязанностей. Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права,стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей,между личностью и обществом, гражданином и государством.Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями.Принцип уважения прав человека отражает тот факт,чтоестественные,прирожденные,неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Принцип равноправия закрепляет равный правовой ста­тус всех граждан, т.е.равные конституционные права и еди­ную для всех правосубъектность.В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантиру­ет равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от пола, расы,национальности,языка,происхожде­ния,имущественного и должностного положения,местажительства,отношения к религии,убеждений,принадлеж­ности к общественным объединениям,а также других об­стоятельств.Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимае­мые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государствен­ной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы".Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебной порядке.В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".

 

30.Соотношение эк-ки,политики и права.

Экономика-совокупность производственных отношений,способ производства конкретного общ-ва.Политика-искусство управления общ-вом.Право-система общеобязательных,формально определенных юридических норм,устанавливаемых гос-вом и направленных на урегулирование соц.связей.Экономика как система отношений в сфере произв-ва,распределения и потребления мат.благ предопределяет в конечном счете содержание и политики и права.Экономич.отношения обладают свойством некоторого саморегулирования,но,как показывает мировой опыт,эти отношения могут плодотворно развиваться лишь при поддержке и воздействии гос-ва.Для этого гос-во устанавливает правовые основы рынка,определяет правовой статус его участников,устанавливает в интересах общ-ва экологический и фин.контроль за их деятельностью и т.д.Поэтому нельзя исходить из предопределяющей роли эк-ки,недооценивая влияние политики.Именно политика намечает пути и средства наиболее оптимального решения задач,используя при этом достижения и резервы общ-ва.Наиболеесущественные,стратегические решения политики реализуются с помощью права.Оно концентрирует в себе наиболее важные политические интересы и явл.эффективным инструментом их удовлетворения.В отличие от политики право не столь динамично реагирует на изменения общ.жизни,но так же тесно связано с экономикой.Отражая существующий уровень экономич.,нравственного,научно-технического развития общ-ва,право не может забегать вперед,законодательно закрепляя несуществующие возможности общ-ва.Право посредством политики может оказывать троякое воздействие на экономику:стимулировать прогрессивное развитие эк-ки,тормозить развитие эк-ки,стимулировать развитие одних и тормозить развитие других эк-ких отношений.

 

31.Правовая политика:понятие и основные приоритеты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...