Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хар-ка основных внутренних функций Российского гос-ва. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К внутренним функциям современного Рос.гос-ва относятся следующие:1)Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность гос-ва, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью".2)Эк-кая функция гос-ва заключается в выработке и гос.координации основных направлений эк-кой политики. Выполнение ф-ии зависит от степени вмешательства гос-ва в эк-кую сферу.В условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами,планами,в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. 3)Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Рос.гос-ва, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в эк-кой сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Далеко не случайно создана целая система гос.органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается спец.законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).4)Функция соц.защиты-направление деятельности гос-ва, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и соц.защищенность личности. Выражается в комплексе мероприятий по оказанию соц.услуг членам общества, их соц.поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры. 5)Экологическая функция выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.6)Культурная функция это разносторонняя гос.поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.,
22. Хар-ка основных внешних функций Российского гос-ва. К внешним функциям России относятся следующие:1)Функция обороны страны. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общ-ва, отвечающего требованиям его гос.безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности РФ, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. 2)Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Рос.гос-ва по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.3)Сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ. Данные страны по менталитету,эк-ке,соц.политич.идр.взаимосвязям предельно близки друг к другу.Учитывая единое их развитие в пределах одной страны можно констатировать факт их неразрывных исторически сложившихся взаимодействий.4)Интеграция в мировую эк-ку и сотрудничество с др.странами в решении глоб.проблем. Имеются ввиду эк-кие,полит.,культурные и иные взаимодействия по поводу гармонизации интересов разл.гос-в.Глоб.проблемы рассматриваются в области экологии,космоса,вооружения и т.п
23.Формы осуществления функций гос-ва. Формы осуществления функций гос-ва - это однородная деятельность органов гос-ва, посредством которой реализуются его ф-ии. Различают правовые и организационные формы осуществления функций гос-ва, которые реализуются его органами, должностными лицами.Правовые формы деятельности гос-ва определены Конституцией РФ, фед.законодательством и законодательством субъектов Федерации. К правовым формам относятся:1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию НА, способствующих осуществлению той или иной функции гос-ва;2) правоприменительная - деятельность по реализации НА путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;3) правоохранительная - деятельность по защите прав человека,предупреждению правонарушений и наказанию виновных лиц.К организационным формам относятся:1) организационно-регламентирующая - текущая работа по подготовке проектов документов планирования,контроля и т.п.;2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.; 3) организационно-идеологическая - работа по разъяснению содержания НА, формированию общественного мнения и пр. Методы осуществления функций гос-ва - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции:1.Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. 2.Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.3.Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и гос-ва.4.Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общ-во и гос-во, стимулировать социально полезную деятельность.
24.Механизм гос-ва: понятие и структура. Механизм гос-ва— это целостная иерархическая система госуд органов и учреждений,практическиосущ-их госуд. власть, задачи и ф-иигос-ва.Признаки механизма гос-ва:1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. 2.Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.3.Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
25.Принципы организации и деятельности гос.аппарата. Аппарат гос-ва это система гос.органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию гос.органов. Такими принципами могут выступать:принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности гос.органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности гос.органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения;принцип разделения властей (на законодат, исполнит. и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос.служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных гос.органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма; принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности гос.аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос.жизни в интересах населения страны; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал гос.аппарата; принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в гос.управлении; принцип иерархичности - заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос.аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании гос.органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность гос.управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
26.Орган гос-ва: понятие,признаки и виды. Орган гос-ва-это юр.оформленная,организационно и экономически обособленная часть гос.механизма,кот. состоит из гос.служщих,наделенных властными полномочиями. Признаки ор.гос-ва:1.для осущ.управления наделен властными полномочиями и выступает от имени гос-ва в целом.2.обладает экономич.и организационной обособленностью.3.наделен законодат.определ. компетенцией в соответствии с его назначением и местом гос.механизме.4.имеет право на издание юр.актов. 5.располагает необходимыми материальными ср-вами для выполнения функционального назначения.6.состоит из гос.служащих.Классификациягос.ор.осущ-ся по след.основаниям:1.по источнику формирования: первичные(парламент,призедент),производные(правительство).Первичные формируются населением в учтановленном законом порядке.Производные создаются первичными.2.по объему полномочий:высшие (парлемент,правит-во),центральные(министерства), местные (органы власти субъектов федерации)3.По содержанию компетенции:органы общей компетенции (президент,правит-во),органы спец.компетенции (минестерства,ведомства)4.По порядку осущ-ия властных полномочий:коллегиальные(правит-во),единоличные (президент).5.По организационно правовым формам деят-сти:законодательные,исполнительные,судебные,прокурорские.
27.Понятие и сущность права. Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.
28.Понятие права в объективном и субъективном смысле. Юр.наука занимается исследованием права как системы юр.норм,выраженных в законодательстве, кот.получилонаименов. объективного права, а так же как юр.притязания конкретного субъекта,получившего наименование субъективного права.Право в объективном смысле обладает кач-вами всеобщности и общеобязательности.Оно закрепляет границы юр.свободы в типичных соц.значимых отношениях и на этой основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития об-ва.Право в субъективном смысле представляет собой вид и меру возможного поведении конкретного субъекта.Оно зависит от его пожеланий и возможностей.Субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.Т.о. если объективное право не только не принадлежит субъекту и не зависит от него,то субъективное право принадлежит субъекту и зависит от него.Между этими представлениями о праве сущ-ет тесная взаимосвязь.Объект.право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права,кот.детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту.Субъкт.право возникает на основе объективногоСубъектив.право дозволено и разрешено гос-вом(в пределах,не допускающих нарушение прав др.лиц и об-ва в целом) и поэтому обладает юр. Природой,находится под его защитой.
29.Принципы права: понятие и виды.. Принципы права— это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.С одной стороны, они выражают закономерности права,а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые)или группе смежных отраслей (межотраслевые).Например,к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей. Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права,стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей,между личностью и обществом, гражданином и государством.Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями.Принцип уважения прав человека отражает тот факт,чтоестественные,прирожденные,неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е.равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации говорится: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,национальности,языка,происхождения,имущественного и должностного положения,местажительства,отношения к религии,убеждений,принадлежности к общественным объединениям,а также других обстоятельств.Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебной порядке.В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод".
30.Соотношение эк-ки,политики и права. Экономика-совокупность производственных отношений,способ производства конкретного общ-ва.Политика-искусство управления общ-вом.Право-система общеобязательных,формально определенных юридических норм,устанавливаемых гос-вом и направленных на урегулирование соц.связей.Экономика как система отношений в сфере произв-ва,распределения и потребления мат.благ предопределяет в конечном счете содержание и политики и права.Экономич.отношения обладают свойством некоторого саморегулирования,но,как показывает мировой опыт,эти отношения могут плодотворно развиваться лишь при поддержке и воздействии гос-ва.Для этого гос-во устанавливает правовые основы рынка,определяет правовой статус его участников,устанавливает в интересах общ-ва экологический и фин.контроль за их деятельностью и т.д.Поэтому нельзя исходить из предопределяющей роли эк-ки,недооценивая влияние политики.Именно политика намечает пути и средства наиболее оптимального решения задач,используя при этом достижения и резервы общ-ва.Наиболеесущественные,стратегические решения политики реализуются с помощью права.Оно концентрирует в себе наиболее важные политические интересы и явл.эффективным инструментом их удовлетворения.В отличие от политики право не столь динамично реагирует на изменения общ.жизни,но так же тесно связано с экономикой.Отражая существующий уровень экономич.,нравственного,научно-технического развития общ-ва,право не может забегать вперед,законодательно закрепляя несуществующие возможности общ-ва.Право посредством политики может оказывать троякое воздействие на экономику:стимулировать прогрессивное развитие эк-ки,тормозить развитие эк-ки,стимулировать развитие одних и тормозить развитие других эк-ких отношений.
31.Правовая политика:понятие и основные приоритеты.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 180. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |