Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разделение властей как принцип организации и деятельности правового гос-ва.




 Главное требование принципа разделения властей закл.втом,что необходимо разделить гос.вл.назаконодательную,исполнит и судебную.Причем каждая из них,являясь самостоятельной и сдерживающей другие,должнаосущ-ять свои ф-ии посредством особой системы органов и в специфических формах. Законодат. власть обладает верховенством,поскольку она формируется непосредственно народом и устанавливает правовые начала гос.и общественной жизни.В конечном счете она определяет правовую организацию и форму деятельности исполнит. и судебной вл.Однако верховенство не носит абсолютный хар-тер.Пределы ее действия огранич.принципамиправа,естествен .правами чел.,идеями свободы и справедливости.зак.вл находится под контролем народа и спец.контрол.органов (конституц.суд),с помощью кот.обеспечивается соответствие законов действующей конституции.Парламент направляет свою основную деят-ть на принятие законов,уиверждение бюджета и контроль за его осущ-ем,контроль за деят-стью прав-ва. Исполнит.вл.занимается непосредственной реализацией правовых норм,принятыхзаконодателем.Еедеят-ть должна быть основана и осущ-ся в рамках закона. Исполнит.вл.оч часто завоевывает фактический приоритет в гос-ве.,она фактически распоряж.денеж.русурсамигос-ва,обеспечивает организацию общественной жизни. Исп.вл. должна находиться в двойном подчинении и ей даже времен но не должны передаваться полномочия представит.органов.В России ни законодат-во,нигос.практика не предусматривают прямой подконтрольности и подотчетности органов исполнит. власти представительным органам.Судебная вл. Осущ-ет правосудие и выполняет ф-ии связанные с защитой и обеспечением интересов всех субъектов права.Правосудие в правовом гос-ве осущ-ся только суд.органами.Назначениесуд.вл.состоит не только в разрешении споров и конфликтов между субъектами права,но и в контроле за исполнением законов,а также в привлечении к ответственности за их нарушение.Суд.контроль выражается в:суд.конституционном контроле,суд.контролем за исполнит.властью,контроле на досудебных стадиях угол. судопроизводства, внутриведомственном контроле по отношению к нижестоящим судам.

 

 

14.Понятие формы гос-ва.

Каждое явление имеет свое определенное содержание и форму. Понятие формы охватывает совокупность внешних признаков того, как гос-во организовано. Категория формы гос-ва показывает особенности: 1.внутренней орг-ции гос-ва. 2. Порядок образования и структуру органов гос.власти. 3.специфику их территориальной обособленности , хар-р их взаимоотношений друг с другом и населением. 4.методов,используемых для осуществления организационной и управленческой деятельности.

Категория формы гос-ва имеет 3 основных составляющих элемента:1.форма правления (характеризует порядок образования и орг-ции высших органов гос.власти, их соотношение друг с другом и населением. Видами выступают монархии( абсолютная и ограниченная) и республики(парламентская, президентская, смешанная). 2. Форма нац-государственного и административного устройства (показывает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его составными территориальными единицами.виды:простые-унитарные, сложные-федеративные, особые-конфедеративные). 3.гос-правовой режим (выступает как система средств и способов осуществления гос.власти. виды-демократическая и антидемократическая)

 

15.Соотношение типа и формы гос-ва.

Четкого соотношения между типом и формой гос-ва нет.С одной стороны в пределах гос-ва одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и дея-тигосуд. власти,а с другой гос-ва различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы гос-ва любого периода определяется степенью зрелости общества и государственной жизни,задачами и целями, которые ставит перед собой гос-во. Серьезное влияние на форму гос-ва оказывает культурный уровень народа,его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы гос-ва определяет также характер взаимоотношений гос-ва и его органов с негосуд. организациями(партиями, профсоюзами).Форма гос-ва- сложное общественное явление, которое  вкл. в себя три взаимосвяз. элемента: форму правления,форму гос. устр-ва и форму гос.режима.В различных странах госуд.формы имеют свои особенности, которые по мере развития наполняются новым содержанием.Вместе с тем форма существующих гос-в,имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

 

 

16.     Форма государственного правления: понятие и виды.
Форма гос-ва–это сложное обществ.явление,вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ваIII.форму гос. режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти,порядок их обр-я. - форма правления – раскрывает способ организ-ии верховной гос-ной власти,порядок,образования её органов,их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.Сущ-ет две осн-е формы монархия и республика. При монархии высшая гос-я власть принадл-жит единоличному главе гос-ва – монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответст-ти перед населением. Бывает неограниченная(монарх един-й орган гос-ва Саудовская Аравия), ограниченная(власть рассредоточена, либо ограничена конст-ей, парламентом, правительством, судом незав-м), еще а)абсол. (монарх не подотчетен никому) б)огранич. (парламентарн., конституцион.) – власть монарха огранич. констит-ей, утв. парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич. монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ. управление страной). При республике высшая гос-я власть принадл-т выборным органам, избер-м на опред-й срок и несущими ответ-сть.Впарл-ной республике парламент наделён не только зак-ными полномочиями, прав-во несёт перед ним ответ-ность. Парламент яв-ся главой гос-ва, но не прав-ва.Впрезед-й республике презедент форм-ет прав-во и возг-ет его. Сущ-ют полупрез-кие республики (Фр, Финляндия, Португалия)

 

17. Форма госустройства:понятие и виды.

Форма гос.уст-ва - это национ.и административно-территор.строение гос-ва. Форма гос.уст-ва показывает: из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва;как строятся отношения между центральными и местными гос органами; в какой гос форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.По форме гос уст-ва все гос-ва можно подразделить на унитарное и федерацию.Унитарное гос-во-это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. (Фр, Финляндия, Норвегия)Признаками унит.гос-ва:1.это единое,суверенноегос-во,тер-риякот.поделена на администр.единицы,не обладающие политич.самостоят-ю.2.с единым,централизованнымгос.аппаратом,возглавляемым высшими орг.гос.власти.3.с единым гражданством,4.с единой законодат.системой.5.с одноканальной системой взимания налогов.Бывают централизованные(на места назначаются представители центра)и децентрализованные (избираются органы местного самоуправ-я)

Федерациия-добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. (РФ,США,Канада) Для большинства федеративных гос-тв характерны:1.Тер-рия федерации состоит из тер-рий ее отдельных субъектов: штатов,земель,республик.2.В союзном гос-тве верховная исполнит-ая, законодат-ая и судебная власть принадлежит федеральным гос.органам.3.Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции,имеют свои высшие исполнит, законодат и судебные органы.4.В большинстве федераций сущ-ет союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.5При федеральном гос-ом уст-ве в парламенте имеется палата,представляющая интересы членов федерации.6.Основную деят-ть в федерациях осуществляют союзные федеральные органы.

 

18.Политический режим:понятие и виды.

Политический режим— это методы осуще-ияпо­литич власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политичсил,функцио­нирования всех политич институтов и хар-­ся демократизмом или антидемократизмом.Признакиполитич. режима: 1.Политический режим зависит от того, какими методами в гос-ве осущ-сяполитич власть. Если это методы убеждения,согласования,за­конности,то налицо прогрессивный,демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в гос-ве складывается режим антидемократический. 2. В каждой стране политический режим определяется раскладом политич сил. В странах, где существует устойчивый баланс политич сил результатом явл-ся стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политич режим постоянно изменяется.При демократическом режиме высшие органы гос-ва реализуют ласть в интересах народа.Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.Крайне недемократическим является тоталитарный режим, когда власть переходит в руки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

 

19.Место и роль гос-ва в полит.системе общества.

Понятия "гос-во" и "полит.система общ-ва" соотносятся, как часть и целое. Гос-во выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общ-ва и упорядочивая его жизнедеятельность,оно регулирует все явления полит.жизни с точки зрения их общеобязательности. Гос-во занимает центральное, ведущее положение в полит.системе общ-ва, т.к. оно:1) выступает в качестве единственного офиц.представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;2) является единственным носителем суверенитета;3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;5) владеет специфическим набором материальных ценностей (гос.собственность, бюджет, валюта и т.д.);6) определяет главные направления развития общ-ва.         Гос-во выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения. Взаимоотношения гос-ва с др.элементамиполит.системы может строится по разному.Наиболее значимыми и обьемными элементами полит.системы выступает обществ.формирования,полит.партии,движения.Гос-во может жестко ограничивать действия полит.партий или даже фактически запрещать полит.плюрализм.

 

20.Понятие и классификация функцийроссийского гос-ва.

Функции гос-ва - это основные направления деятельности гос-ва ,в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеч.сущность,соц.назначение. Признаки функций:1)классовая и общечеловеч.сущность. 2)в функциях воплощается активная служебная роль гос-ва. 3)ф-ии возникают на основе задач и целей гос-ва. 4)В функциях отражаются особенности и закономерности исторического развития. Классификация функций: 1.В зависимости от сферы общест.жизни и разрешаемых задач:внутренние(эк-кая,соц.,налогообложение), внешние(оборона страны) 2.В зависимости от отобьема правового регулирования:основные(общие направления деят-ти по наиболее общим стратегическим задачам),не основные(ф-ии узкой области обществ.жизни). Для основных ф-ийхарактерна:выраженная классовая и общечеловеч.сущность,они относятся к деят-ти гос-ва в целом,выполняются всеми звеньями гос.аппарата. 3.В зависимости от времени действия: постоянные(социальные), временные (ликвид.последствий ЧП). Задачи выступают предпосылками ф-ий. Ф-ииявл.средством реализации задач гос-ва. Изначально перед гос-вом ставятся опред,конкретные цели развития.Далее по каждой цели выявляется совокупность задач и для их реализации предусматриваются осн.направлениядеят-тит.е.ф-ии гос-ва.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...