Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТГП в системе юридических и иных гуманитарных наук.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ТГП гос Предмет теории гос-ва и права. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, которые тесно соотносятся, но не совпадают. Объект изчения каждой науки всегда шире, чем ее предмет. Предмет науки выступает частью объекта, его отдельным аспектом. ТГП выполняет роль методологической, общетеоретической отрасли юридической науки. Предметом тгп выступают гос-во и право, 1.основные закономерности их возникновения и развития,ихсущность,назначение и функционирование в обществе, 2.основные государственно-правовые понятия:сущность, типы, формы, механизмы действия гос-ва и права, правовая система. 3.категории и понятия юриспруденции общие для всей юрид.науки (нормы права, закон, правоотношения и тд). А также особенности политич. и правового сознания и правов.регулирования .Предмет изучения ТГП составляют гос-во и право, все гос.и правовые явления в их взаимосвязи. Двуединое содержание предмета ТГП отражает неразрывность гос-ва и права в реальной жизни. Методология теории гос-ва и права. Методы тгп-это приемы, способы,подходы,которыеисп-тся для познания своего предмета и получения научных результатов.Тгп использует общенаучные (философский подход)и специальные методы: 1общенаучные-общие методы, выработанные общественными и естественными науками: - материалистический подход (позволяет проследить связь гос-ва и права с реальными процессами),- диалектический метод(позволяет проникнуть в сущ-ость политико-прав.явлений),- метод перехода от абстрактного к конкретному и наоборот (например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма гос.устройства, затем к их видам),- исторический метод(изучение исторических традиций, социально-культурных корней гос-ва и права)К общенаучным методам относятся и логические приемы:анализ(выявляет структуру гос-ва и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними),синтез(используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов изучаемых явлений), индукция(познание отдельных сторон или свойств гос-ва и права), дедукция(обратный прием -сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение),гипотеза( научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией) 2.Специальные• формально-юр. метод - помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно -правовые явления, исследовать их формы. •Метод гос-ого и правового регулирования-суть- между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них(модель)можно судить о других.•Конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве,используется наблюдение, анкетирование, эксперимент.
ТГП в системе юридических и иных гуманитарных наук. Научные дисциплины, образующие в своей совокуп-сти систему науки в целом, можно подразделить на три группы:1)технические; 2)естественные;3)гуманитарные. гум.науки изучают общ-во, человека, соц. отношения и институты.Юр.науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки; - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). тгп, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией.так,с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции тгп. тгп дает конкретный материал для широких философских обобщений. Общность тгп и историко-прав.наук состоит в том, что они рассм.гос-во и право в целом.Различие выражается в том, что историко-прав.науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке,теория же дает обобщение этих процессов,т.е. применяет логический метод. По отношению к отраслевым юр.наукамтгп выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования гос-ва и права.Во-вторых,тгп исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность)В-третьих,она играет методологич роль в юрис-нции. Вместе с тем тгп формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактич материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значит.мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).
4.Соотношение и взаимосвязь гос-ва и права. Существует 3 подхода к соотношению типологии в теории государства и права. 1. первенство государства – государство, будучи созданным ранее создает право. 2. первенство права – о естетсвенном праве. Государство возникает на нормативной основе. 3. теория параллелизма (дуализма) государства и права. Разделяется государственный и правовой порядок, что былои то и другое одновременно. Государство охраняло определенную территорию и пыталось занять чужие, а внутри довольствовалось примитивной судебной системой. Современное проявление 3-х моделей. 1. императивная – свойственна недемократическим режимам и основывается приоритет верховенства государства над правом. 2. Либеральная. Характерна для стран, придерживается концепции правового государства, а правовое государство – это верховенство права. 3. прагматическая модель – присуща странам с переходным режимом от недемократического строя к демократическому. Там признаются все основы демократического строя, но власть остается авторитарной. Тут можно еще рассказать, что право легализует государство, т.е. государство делает все на законных основаниях. Право формирует государственные механизмы, закрепляет формы правления, устройства, режима. Сдругой стороны государство создает право для общественных отношений.
5.Причины и формы возникновения гос-ва. Современная наука связывает возникновение гос-ва и права с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике, что привело к разделению общественного труда.Родовые общины начинают делиться на патриархальные семьи(земледельцев, скотоводов, ремесленников). Появляется экономическая возможность для обмена и присвоения результатов чужого труда, возникновение частной собственности, социальное расслоение первобытнообщинного общества, образование классов, зарождение гос-ва и права.Причины возникновения гос-ва и права кроются не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве человека. В частности, запрет способствовал выживанию и укреплению человеческого рода и оказал воздействие на развитие общества, структуру его внешних и внутренних отношений, культуру.Формирование государства - длительный процесс, который у всех шел различными путями. Выделяют 3 основные формы возникновения гос-ва: афинскую, римскую и германскую. Возникновение афинского гос-ва шло классическим путем, т.е.из внутренних противоречий. Население было поделено на 3 класса: благородных, земледельцев и ремесленников. В течение одного столетия произошло 2 революции в рез-те которых было разрушено родовое утройство, была образована полит.власть с законодательными и исполнительными органами, постоянным войском, полицией, таможней, тюрьмой и прочее.Особенности создания др.римского гос-ва заключались в том, что на возникновение государства оказала влияние борьба патрициев и плебеев. В результате победы плебеев в Риме утвердились демократические порядки: равноправие свободных граждан. Особенности возникновения др.германского гос-ва связаны с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий. Др.германские племена не могли управлять захваченными территориями и нужен был спец.аппарат принуждения и насилия, который организует власть и управление, подобным аппаратом выступило гос-во.
6.Признаки гос-ва, отличающие его от других орг-ций и учреждений общ-ва. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.1.Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на территориальной общности своих граждан или подданных.Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству. 2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика в следующем:— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.). Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
7.Соотношение общ-ва и гос-ва. Довольно частно понятия общество и гос-во отождествляются(рассм-ся как коллектив людей,объдиненных властью).Однако между ними есть существ.различия. Общество-это сложная динамическая система,сущностькот.проявляется в различных отношениях,возникающих между индивидами, удовлетворяющ.свои потребности за счет поддержания целостного и прогрессивного саморазвития соц.объединения.Внутренним побудителем актив.деят-ти людей служат их потребности.В систему челов.потребностейвходят:естественно-физиологические (пища,одежда, безопасность), социальные(общение,уважение),и творческие (гармония красота).Если потребность объективна и характерна для всякойживойматерии,то интерес объективно-субъективная категория,кот.присуща только сознательной, социальной организации жизни.Удовлетворение потребности происходит в результате активной деят-ти человека по получению необходимых благ.Этадеят-ть характеризуется целенаправленностью,осознанностью,аналитичностью(т.к.связана с выбором адекватных ср-в,способов и участников достиж-ия цели),последовательностью,результативностью. Всякое об-во сильнО общностью интересов,повышенным чувством ответственности не только за свою судьбу,и судьбу ближнего,но и за окр.среду в целом.(например,развитие русской общины,единство интересов обуславливает единство целей для всех) Гос-во яв-сялишьсоставной частью политич.сферы,вкот.кроме него входят различные политич.партии,молодежныеорганизации,участвующие в политич.жизни об-ва.Сила гос-ва определяется его способностью, ориентируясь на общие правила поведения,которым подчиняется и об-во и власть,достигать общественно необходимых результатов.Благодаря этому гос-во приобретает относительную самостоятельность от об-ва и влияет на развитие всех форм его жизнедеятельности.При разрешении общенациональных проблем вмешательство гос-ва должно быть максимальным,при разрешении местных, локальных,региональных-минимальным.Однако при любом варианте их соотношения решаюш.роль должна оставаться за об-вом.Ведь гос-во есть порождение об-ва и отражение его специфики.Каково об-во,таково и гос-во.
8.Гос.власть как особая разновидность социальной власти. Власть представляет собой отношения между властвующим и подвластным,вкот.властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение.Структуру власти составляют субъект,объект, властеотношения и нормы,ихрегламентирующие.Возможна власть основанная на страхе,привычке к повиновению,на убежденности или заинтересованности в необходимости повиновения,на авторитете и доверии.Власть на страхе имеет тенденцию к ослаблению.Власть на привычке повиновения остается устойчивой, пока не изменяются условия обществ.жизни. Наиболее стабильна и эффективна власть,основанная на общности интересов властвующего и подвластного, когда адресат власти заинтересован в необходимости подчинения.По методам осущ-ия власть может быть авторитарной, тоталитарной, демократической.Поресурсам,накот.основываетсяэкономической,духовно-идеологической, религиозной.По объекту власти общественной,классовой, семейной, партийной,политической,государственной. Следов.соц.власть есть присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.Государственная же власть представляет собой разновидность соц.власти.Вюр.лит-ре понятия гос.власть и политич..власть понимаются по разному.Согласно одной точке зрен.,гос.власть-более узкая категория,чем полит.вл.,т.к.последняяосущ-ся не только гос-вом,но и др.звеньямиполитич.системы об-ва(ор.местн. самоупр.,партиями,полит. движениями, общественными организ-ями)Согласно др.тчк.зрен. понятичеполитич.вл. тождественно понятию гос.вл,т.к.первая исходит от гос-ва и реализуется не иначе как при его участии.Гос.власть-это публично-полит.отношение господства и подчинения между субъектами,опирающ.нагос.принуждение. Характерные черты гос.вл:1)распространяется на все об-во.2)носит публич.-полит.хар-тер.3)опирается на гос.принуждение.4)осущ-ся спец.лицами.5)имеет систему налогов.6)делит население по тер-риальному признаку.7)обладает легитимностью и легальностью. Легальность означает юр.обоснованиевласти,ее соответствие правовым нормам;Легитимность-это доверие и оправдание власти,что выступает ее нравственной характеристикой.Типы легитимности гос.вл:рациональный ,идеологический,традиционный, харизматический.
9.Понятие и определение гос-ва. Гос-во есть особая суверенная территориальная организация пол.вл,кот.с помощью права и специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего об-ва,используя для этого национальные ресурсы.Основное назначение гос-ва состоит в особой организации власти,учитывающей интересы всех слоев населения в ходе управления делами об-ва.Сущность гос-ва-это его наиболее важные,основныечерты,принципиальныесв-ва,характеризующие его природу.Важнопонимать,что любое гос-во есть организация пол.власти(формальная сторона)и чьим интересам служит данная орг-ия(содержательная сторона).Подходы к сущности гос-ва:1.классовый(первоочередное удовлетворение интересов каких-либоклассов не может не вызывать сопративления у др.классов.2.общеобязательный, так же религиозный,национальный,расовый и иные подходы.
10.Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 330. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |