Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УПРАЖНЕНИЕ 1. СПОСОБНОСТЬ К ОТВЕТУ И НАПРЯЖЕНИЯ В ТЕЛЕ
Сидя в удобном кресле или лежа на полу, закройте глаза — пусть ваше сознание омывает ваше тело. Позвольте своему вниманию блуждать по телу, пока в сознании не всплывет зона дискомфорта, напряжения или боли. Сначала просто исследуйте это место без попыток изменить ощущения. Попытайтесь найти границы этого напряжения или боли. Определите мышцы, которые участвуют в создании этого напряжения. Для этого лучше всего постараться усилить дискомфорт или напряжение. Сделайте так несколько раз, и вы сможете почувствовать свою роль в вызывании напряжения. Как только это произойдет, вы станете способны ответить на эту боль (в смысле гештальт-терапии). И как только вы станете способны к ответу, у вас появится гораздо больше возможностей управлять своими собственными напряжениями и своим миром. «Я чувствую себя отдохнувшим и расслабленным после 10—20 минут выполнения этого упражнения». 58 Итак, первым шагом в становлении способности ответить миру является обучение владению собственным телом и умению отвечать на его сообщения. Важным шагом на этом пути становится прояснение наших собственных потребностей и желаний. От их прояснения зависят возможности нашего удовлетворения в мире, где мы живем. Познание — это открытие, что нечто новое возможно. Фриц Перлз С самого раннего детства у нас много потребностей, которые нужно удовлетворять, поскольку мы растем и развиваемся. Поначалу мы полностью зависим от других — тех, кто нам помогает. Но по мере того как мы «встаем на ноги», мы все больше берем ответственность за удовлетворение своих потребностей на себя. Или, другими словами, мы становимся способными ответить окружающему нас миру и проникнуть в него, чтобы получить то, что нам нужно. В то время как это происходит, мы открываем для себя разнообразные способы удовлетворения своих нужд. Но часто мы действуем так, будто многие из наших сегодняшних нужд необходимы для нашего выживания так же, . как для ребенка необходимо быть накормленным. Мы отвеча-. ем на угрозы лишений ощущением страха такой необычайной силы, которое больше соответствует нашим старым детским страхам. Например, принято считать, что такие привычные аспекты жизни, как работа, семья, машина, жизненно необходимы для поддержания нашего существования. Они, конечно же, важны и приятны. Тем не менее, потеря одного или нескольких из них отнюдь не означает конца жизни. Подобно этому потеря важного для нас человека или, например, зрения может означать существенные изменения в жизни, но сама жизнь так или иначе продолжается. Если мы убедим себя в том, что наше выживание зависит от Материальных вещей, то можем стать одержимы идеей их сохранения. Тогда идея сохранения статус-кво отбирает у нас огромное количество энергии, которую можно было бы значительно плодотворнее использовать для удовольствия и полноценного участия в ежедневной жизни. Чем больше мы обременяем себя материальными вещами, которые считаем не- 59 ■ обходимыми для нашего существования, тем больше мы теряем ощущение своей собственной свободы. И постепенно это обладание становится для нас бременем, а не радостью. Мы теряем осознание собственной ответственности за свое существование и перестаем осознавать, что сами выбираем, чем обладать и что накапливать. Это может привести к ощущению беспомощности, зависимости от окружения, к ощущению себя в роли пассивного исполнителя в пьесе своей жизни, а не автора и ее руководителя. Следующее упражнение позволит вам сфокусироваться на своих потребностях прямо сейчас. УПРАЖНЕНИЕ 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ПОТРЕБНОСТИ Придумайте как можно больше предложений, начинающихся со слов «мне нужно...» Включите сюда все стороны своей жизни — физическую, эмоциональную, интеллектуальную и духовную. Теперь вернитесь к началу и замените слова «мне нужно» на «я хочу». Прислушайтесь к себе и отметьте различия в ощущениях, если они существуют. «Слово «нужно» вызывает у меня ощущение беспомощности, исчезающее, когда я говорю «хочу». Прямо сейчас я нуждаюсь в поддержке, но чтобы мне ее удовлетворить, мне нужно попросить кого-либо словами «я хочу, чтобы ты поддержал меня». Если я найду человека, который сможет мне помочь, моя потребность будет удовлетворена, момент неуверенности пройдет, и я пойду по жизни дальше». Нематериальные отклики со стороны других иногда столь же значимы и важны, как и материальные вещи, которыми мы обладаем. И возможно, сохраняя нечто, что мы считаем жизненно важным (например, одобрение старших), можно придти к нелепым и ущербным ситуациям. Так, можно сбиться со своего пути, демонстрируя другим, насколько мы успешны в достижении того, чего от нас ожидают. Временами такое 60 поведение может быть полезным и в высшей степени благоразумным, но в конечном счете оно становится саморазрушающим, поскольку энергия и внимание, которые могли бы быть использованы для достижения некой цели, распыляются на поиски одобрения. Кроме того, если мы ведем себя так, чтобы все время нравиться другим, можно заметить, что нам приходится постоянно себя контролировать и сдерживать свое поведение и потребности из страха, что кому-то где-то не понравится то, что мы делаем. Следующее упражнение поможет вам почувствовать, насколько вы сдерживаете себя в том, чего хотите, из страха потери одобрения или популярности. УПРАЖНЕНИЕ 3. ОДОБРЕНИЕ Мысленно представьте себе человека, чьей похвалы, признания или любви вам не хватает. Поговорите с этим человеком в своем воображении и расскажите ему, какими способами вы иногда пытаетесь все это получить. Теперь представьте, что произойдет, если этот человек вам откажет. Какова цена этих вечных попыток заслужить одобрение? Чем вы рискуете, не получив одобрения? Стоит ли цена риска? Что делает вас более живым? По мере того как нам становятся понятны наши страхи и потребности, пришедшие из детства и те, что непосредственно относятся к настоящему времени, нашей задачей- становится удовлетворение этих законных потребностей. По мере взросления мы обнаруживаем, что наши горизонты расширяются и что существует гораздо большее число способов удовлетворения потребностей, чем мы себе представляли. Так, например, можно заметить, что другие иногда занимают место наших родителей, ухаживая за нами и заботясь о нас. И теперь мы можем ответить им взаимностью. Некоторые люди из нашего окружения питают нас и тем самым удовлетворяют наши потребности. Другие же только кажутся к этому способными, но все происходит как-то не так и заканчивается тем, что мы недовольны, неудовлетворены или нам просто на- 61 вредили; такие люди, словами Келемана, являются для нас «токсичными». Способность избегать токсичных людей и находить тех, которые нас питают и нам приятны, является важным шагом на пути к зрелости. Даже если однажды мы уже сделали свой выбор друзей и любимых, у нас все равно остается право выбора: мы можем прямо попросить их сделать то, что нам нужно, или можем ими манипулировать. Прямо просить других удовлетворить наши потребности — это рискованно: они могут отказать, в результате чего мы почувствуем себя задетыми, отвергнутыми или покинутыми. Если же мы будем манипулировать ими, то шансов оказаться отвергнутыми меньше, поскольку чаще всего манипуляции не осознаются. Но если удовлетворение наших нужд так или иначе задевает какое-либо из желаний другого, то он, являясь объектом нашей манипуляции, может случайно заметить ее и обидеться. Непрямая манипуляция может принимать форму беспомощности, бесконечных вопросов, видимости обиды или других типов поведения, которые создают у того, кем манипулируют, ощущение, что тот, кто манипулирует, никак не может обойтись без его помощи. К несчастью, подобные попытки манипулирования другими людьми с целью достижения того, что кажется нам жизненно необходимым, часто входят в привычку и становятся бессознательными: манипулирование другими заменяет подлинное межличностное общение и подпитывает нашу зависимость от их ответа. Наше стремление пользоваться манипуляциями уменьшается по мере того, как мы проясняем свои желания и начинаем осознавать разные способы их удовлетворения. При этом риск, заключенный в прямой просьбе, уменьшается Настолько значительно, что мы решительно можем себе позволить выразить свою просьбу. Рискуя, мы позволяем себе стать более уязвимыми и именно поэтому более способными ответить. Если я буду проявлять себя не заботясь о том, как отреагируют другие, то кому-то будет все равно, а кому-то — нет. Но кто сможет полюбить меня, если никто меня не знает? Я должен рискнуть или жить в одиночестве. С. Копп 62 Хотя как индивидуальности мы должны взаимодействовать с другими людьми, чтобы удовлетворить свои потребности, но иногда мы становимся чрезмерно зависимыми и теряем способность стоять на своих собственных ногах и быть самодостаточными. Когда это происходит, мы теряем часть своей автономии и свободы действий. Согласно Фрицу Перлзу, зрелость — это переход от поддержки со стороны окружающих к самоподдержке». Продолжение Нашего роста зависит от нашей способности поддерживать самого себя и использовать эту самоподдержку для того, чтобы найти поддержку в своем окружении. Нужно перемещаться между умением поддерживать себя и умением просить и принимать поддержку со стороны. Ничем не стесняемое движение между этими состояниями дает нам максимум свободы. Когда у нас есть выбор, мы несем ответственность за то, что выбираем в качестве источника своей поддержки — находится ли он внутри нас или в нашем окружении. Теперь поэкспериментируйте со своими чувствами поддержки от окружения и зависимости. Шарлотта Роснер показала нам это прекрасное упражнение. УПРАЖНЕНИЕ 4. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |