Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОЗНАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ




Позволив вниманию свободно блуждать во всех зонах осознания, начните ряд предложений словами «сейчас я осознаю...» и закончите их словами «.. .и беру ответствен­ность за это на себя». Как обычно, старайтесь не оцени­вать сказанное и не пытайтесь угадать, что является це­лью этого упражнения. Просто следуйте нашему поже­ланию и осознавайте происходящее.

45


«То, на чем я фокусируюсь, — это мой собственный вы­бор, в котором я выбираю — почувствовать или избежать. Вот сейчас я не чувствую (а на самом деле игнорирую) дрожь в ногах. Но я чувствую пустоту в животе».

Некоторые люди считают, что мы не отвечаем за то, кто мы есть, или за свой выбор, на чем остановить фокус своего со­знания. Это философская точка зрения, порождающая беспо­мощность и отчаяние. Как только мы признаем, что независи­мо от заложенного в нас родителями и независимо от влияния общества мы сами несем за себя ответственность, в тот же мо­мент у нас появится возможность для самоизменения и для собственного роста.

Рост подразумевает развитие самоосознания. Чтобы это стало возможным, мы должны сфокусировать свое сознание. Нам нужно не просто осознавать, но осознавать и качество своего осознания. То есть мы должны стараться осознать сущ­ность процесса фокусировки сознания и своего над ним конт­роля. Мы должны также сделать выбор и действовать в соот­ветствии с ним.

К несчастью, иногда случается так, что мы открываем в себе нечто такое, что предпочли бы не осознавать. «Например, у меня могут быть качества, которые мне не нравятся. Если я исключу их из процесса осознания, то я ограничу целую об­ласть, которую мог бы осознать. Часто последствия этого про­стираются далеко за пределы границ осознания. Например от­казываясь понимать, что злость — это тоже часть меня само­го, я, возможно, в такой степени буду останавливать себя в проявлениях злости, что окончательно потеряю способность выражать себя. Подобным образом те части меня, что я счи­таю запретными, могут сначала игнорироваться и со време­нем исчезнуть». Дети, наученные бояться собственной сексу­альности, или взрослые, испытывающие отвращение к сексу­альным переживаниям и ощущениям, учатся подавлять эти чувства, что может навсегда нарушить гармонию их сексуаль­ной жизни. В обоих этих примерах потеря одной из граней личности приводит к снижению способности отвечать миру. И наоборот, взятие на себя ответственность за то, кто мы есть, ведет к великой способности дать миру ответ.

46


Не все пути развития ведут к пониманию того, кто мы есть, \в частности это касается тех путей, которые отрицают взаи­мосвязанность «всего со всем в этом мире».

Есть люди, уверенные в том, что человеческая сущность сама по себе плоха и что единственный путь просвещения — в подчинении, подавлении животного начала в себе. Несмот­ря на то, что определенные стороны бытия затрудняют дос­тижение гармонии в жизни человека, гораздо больше слож­ностей создается игнорированием собственной природы и избеганием тех особенностей поведения, которых мы боим­ся. Как Данте, мы должны спуститься до дна ада, прежде чем уйти, и возможно — после мы узнаем, что не так уж мы и ужасны.

Мы очень многообразны, больше чем можем себе предста­вить, а поведение, позволяющее нам «изжить животное нача­ло в себе», может слишком дорого нам стоить — мы потеряем больше, чем способны вообразить.

Есть слабое утешение в знании, что я никогда

не буду прежним. Джордж Роснер



УПРАЖНЕНИЕ 2. ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Представьте себя беседующим с кем-то, кто очень вам не нравится.

Постарайтесь точно определить, что в нем и в его по­ведении вас отталкивает.

Теперь как бы примерьте такое поведение на себя. По­пробуйте проиграть эту роль в воображении или с парт­нером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) перенять такое поведение? Возможно, вы поймете, как вы используете этого человека в качестве зеркала для ва­ших собственных, не признанных вами качеств.

«У меня был один коллега, которого я считал самодо­вольным, напыщенным и холодным человеком. Мы с ним постоянно пререкались, казалось, он никогда не слушает моих аргументов. Я считал его невыносимым.

47


После очередного разговора на повышенных тонах я проделал это упражнение. К своему удивлению, я обна­ружил, что мне очень легко удается играть его роль. На­конец я пришел к мысли, что во мне самом много само­довольства и высокомерия, — понятно, что признаться себе в этом было Нелегко. Зная, что я чувствую, будучи таким, я начал понимать, какова жизнь моего сотруд­ника. Впоследствии без каких бы то ни было усилий с моей стороны наши отношения изменились и стали для меня если не удовольствием, то по крайней мере вполне терпимыми».

Очень легко обнаружить отрицательное в других, значи­тельно труднее найти эти качества в себе. Раскрыть в себе «по­терянные собственные составляющие» или «скрытые фраг­менты личности» помогает осознание того, что именно мы не любим в других, и последующая проверка, не игнорируем ли мы похожие черты в себе.

Возможно также, хотя и менее вероятно, что мы похожим образом скрываем качества, которые на самом деле нравятся нам, но о которых мы как бы не научены думать. Исследуйте и эту возможность, делая следующее упражнение.


УПРАЖНЕНИЕ 3.

ЕЩЕ ОДНО ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

Представьте, что беседуете с восхитительным человеком. Постарайтесь точно определить, что в нем и в его поведе­нии так нравится вам. А теперь поменяйтесь с ним мес­тами, сыграйте его роль в воображении или с партнером. Проверьте, легко ли вам (или насколько сложно) пере­нять такое поведение; так вы, возможно, поймете, в ка­кой мере используете этого человека в качестве зеркала для ваших собственных, не признанных вами качеств.

Избегание ответственности за то, кто вы есть, называется проекцией. Мы подробно обсудим это в главе об избегании. У вас есть выбор — перейти к седьмой главе сразу или следо­вать предлагаемой нами логике изложения.

48


Многие из способов, которые мы используем для избега­ния ответственности, отражены в нашем языке.

Веря определенным словам, вы верите в скрытый в них смысл. Если вы считаете что-то верным или неверным, истиной или ложью, вы верите в допущения, которые заключены в этих словах. Такие допущения, условности полны ловушек, но чаще всего они остаются незамеченными.

Фрэнк Герберт Осознание того, как мы пользуемся определенными сло­вами и как меняются эти слова, придает нам силу и помогает управлять собой. В частности, это можно наблюдать на при­мере использования слов, связанных с проявлением беспо­мощности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...