Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАЖНЕНИЕ 2. ЗНАЧЕНИЕ и ФИГУРА-ФОН




Сосредоточьтесь на чем-то крупном, например, на дру­гом человеке или на большом предмете в комнате. Как он смотрится на общем фоне? А теперь обратите внимание на какую-то часть выбранного вами большого объекта.

Например, глядя на другого человека, попробуйте уви­деть его лицо на фоне его фигуры и на фоне комнаты.

А теперь смотрите на еще более мелкие детали, напри­мер, на его глаза или на то, что отражается в его глазах. Оцените гибкость, с которой вы можете выделять фигу­ру из фона.

Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь по­очередно оказываться в фокусе. Это поможет вам избе­жать размывания восприятия.

Обратите внимание на скорость, с которой вы можете чет­ко сформировать фигуру: попробуйте увеличивать скорость переключения внимания до тех пор, пока не сможете сформи­ровать четыре фигуры в секунду. Что происходит? А теперь попытайтесь замедлить этот процесс, затрачивая на выделение каждой фигуры много времени. Что теперь происходит?

«Торопливо перебегая глазами с одной фигуры на дру­гую, я обнаруживаю, что мне не хватает времени для того, чтобы по-настоящему закончить формирование фигу­ры—фона. А если я очень пристально и долго вглядыва-

3-2356                                                     33


юсь (в течение минуты или больше), у меня появляется головокружение».

Чтобы зрительное восприятие имело смысл, мы должны выделить его из его окружения. Только тогда, когда объект выделен из окружающего фона, он имеет смысл или значе­ние. Точно так же одна лишь часть (деталь) машины не дает нам возможности мчаться по дороге, а одна лишь часть фило­софии мы не дает нам понять всей философии.

Мысль, идея, утверждение истинны только тогда и в том, где содержат истину. Нечто становится истинным, лишь согла­суясь со своим окружением. Нет окружения — нет и истины, вопреки тому, что люди могут себе думать.

Идрис Шах

Гештальт-философия уделяет много внимания зрительно­му восприятию: тому, как мы с помощью глаз выделяем фигу­ру из окружающего фона. Одним из наиболее значимых вкла­дов гештальт-терапии стало распространение представленной здесь модели на все другие наши ощущения, а также соотнесе­ние ее с нашей «эмоциональной» и «рациональной» жизнью. Подобие зрительных и иных восприятий можно легко проде­монстрировать.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЗВУК и ФИГУРА-ФОН (Внешняя зона)

Закройте глаза и прислушайтесь к раздающимся вокруг вас звукам. Пусть один из них овладеет вашим внимани­ем и станет фигурой на фоне остальных.

А теперь переключите внимание на другой звук, делая его фигурой, в то время как первый сливается с фоном. Не пытайтесь придать звукам смысл, определяя их ис­точник - просто слушайте сами звуки.

Это лучше удается с продолжительными звуками, мед­ленно возникающими, формирующимися и затем исчеза­ющими, например, как звук проезжающей мимо машины.

«Это действует на меня успокаивающе. Когда я просто слушаю звуки, не пытаясь их отмечать и определять их источник, я чувствую себя ребенком, лежащим в коляс-

34


ке на солнышке и окруженным жужжанием насекомых и пением птиц в полдень».

«Я больше всего люблю производное от этого упражне­ния — слушать чистый звук колокольчика в руке моего друга».

Точно так же мы можем обращать внимание на различные явления, происходящие в нашей внутренней зоне, где тоже можно вполне успешно формировать соотношение фигура-фон. Чем лучше нам это удается, тем больше у нас возможнос­тей осмыслить свой внутренний мир, тем лучше мы можем уяснить собственные потребности и собственные мечты. В этих способностях — корень самопознания. В следующем упражнении вы можете попробовать формировать фигуру— фон во внутренней зоне..

УПРАЖНЕНИЕ 4. ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ и ФИГУРА-ФОН (Внутренняя зона)

Попробуйте с закрытыми глазами почувствовать свои челюсти. Челюсть напряжена или расслаблена? Пусть челюсть станет фигурой на общем фоне ощущений ва­шего лица, во рту или в шее. Теперь переключите свое внимание на ягодицы. Им удобно? Переключайте вни­мание с одной части тела на другую, выделяя очередную часть в качестве фигуры (на фоне всего остального тела).

«Когда я не даю себе заснуть, проигрывая и переживая вновь все перипетии прошедшего дня или беспокоясь о . дне будущем, это упражнение очень полезно. Давая себе осознать ощущения различных частей своего тела, я могу наконец сойти с этой карусели и позволить себе почув­ствовать усталость».

То, что мы ощущаем эмоционально, есть проявление на­ших физических ощущений внутри нашего тела. С каждой эмоцией связан ряд телесных ощущений. Мы становимся «красными от гнева», «онемелыми от страха», «дрожащими от возбуждения». Эти реакции — наследие нашей эволюции и животного происхождения, они всегда являются верными при-

                                                           35


знаками наших чувств. Если мы хотим понимать свои эмоции (а следовательно и себя) нам нужно учиться прислушиваться к этим сигналам.

Если мы хотим воспринимать свой мир эмоций, нужно най- ти время, чтобы концентрировать свое внимание на телесных ощущениях. Мы должны попытаться проявить ясную фигу­ру, отреагировать на нее и потом выделить из фона следую­щую фигуру. Это саморазвивающийся процесс, нам и не надо делать ничего другого, лишь обращать внимание на его разви­тие. Трудности обычно возникают лишь тогда, когда мы ак­тивно вмешиваемся, слишком сильно включая свою среднюю зону, тем самым искажая сигналы собственного тела и вводя самих себя в заблуждение.

Например, человек, у которого напряжения и боли в облас­ти шеи возникают всякий раз, когда он разговаривает со своим боссом, может игнорировать эти ощущения или связывать их с артритом. Если Он не осознает чувства негодования или злости по отношению к боссу, он, возможно, никогда так и не догада­ется, что именно начальник вызывает у него боли в шее. Чтобы придти к такому заключению, ему нужно было бы обратить внимание на боль: тогда его, возможно, озарило бы старое вос­поминание о тех случаях, когда он, испытывая негодование или злость, так или иначе не позволял себе их выражать. Злость и негодование неоднократно подавлялись с помощью напряже­ния мышц шеи. Впоследствии, сдерживая таким образом свое раздражение, направленное на начальство, он вновь подавлял чувства — как старые, так и новые. Со временем физическое подавление таких чувств становится привычным, и человек не осознает, каким способом ему удается оставаться на пути сдер­живания себя. Из этого довольно упрощенного примера стано­вится ясно, что человек, о котором идет речь, физически вредит себе постоянным нежеланием выражать свой гнев. Кроме того, он и есть его тело, в самом реальном смысле. Гештальт-терапев-ты убеждены, что огромное количество энергии, которое рас­ходуется на подавление нежелательных эмоций и тем самым постоянно и неосознанно блокируется, при своем освобожде­нии могло бы быть использовано гораздо более творчески и с положительным эффектом для самооздоровления.

36


«Уже несколько лет у меня присутствуют шейные боли, и теперь через эту боль очень медленно я прихожу к вы­воду, что она обусловлена моим невниманием к собствен­ному телу. Однако, как станет видно из ниже сказанно­го, мне еще много чего надо понять. Для Меня рабочие совещания проходят обычно на чисто «рациональном» уровне — выражение каких бы то ни было чувств там не принято. На одном из таких совещаний я страшно рас­сердился на комментарий одного из коллег. Когда он за­кончил говорить, я высказал ему свою злость, контроли­руя при этом свой голос и жесты и по-прежнему сидя в кресле. В тот же момент, хотя я и не менял позы, меня пронзила довольно сильная боль в нижней части шеи — такая же, как при поднятии тяжестей. Взаимосвязь меж­ду сдерживанием злости и тем, что я делаю со своей шеей, до сих пор не совсем ясна для меня. Возможно, именно поэтому я снова и снова испытываю эту боль!»

Конечно, некоторые телесные ощущения гораздо труднее напрямую связать с подавлением каких-то чувств. Например, в случае чувства смутного беспокойства. Но и оно складывает­ся из множества конкретных ощущений в теле, которые мож­но распознать, если обращать на них внимание. Хотя нам и удается подавлять свои эмоции и обманывать себя в своих ощу­щениях, но физическая сущность этих подавленных чувств все равно продолжает существовать. Обращая внимание на физические проявления подавляемых чувств, мы зачастую спо­собны заново открыть для себя заблокированные эмоции. Сконцентрировавшись на телесных ощущениях, мы обнару­живаем вдруг натиск эмоций, что на первый взгляд кажется необъяснимым: но если попытаться продолжить этот процесс, мы сможем восстановить старые воспоминания.

«У меня постоянно напряжены мышцы ног. Я чувствую энергию, которая скапливается там, и осознаю, что с трудом передвигаю ноги, например, в танце. Мой мас­сажист, массируя однажды мои сильно напряженные ноги, стал вдруг совершать ими движения, имитируя мой собственный бег. Неожиданно я вспомнил себя сто -

37


ящим у двери школы-интерната, куда был направлен после смерти родителей, и точно так же двигающим но­гами. Вместе с этим воспоминанием пришло понима­ние, что я хотел убежать — все равно куда, и что у меня не было пристанища».

Иногда нам требуется помощь, чтобы обратить внимание на свое тело. Лучше всего это удается с помощью терапевти­ческого массажа. Массажист обучен чувствовать те области тела, которые клиент блокирует (физические проявления бло­кировок не являются загадкой для опытного глаза), и, мягко массируя эти части тела, он помогает клиенту обратить на них внимание.

Начав однажды находить и осознавать способы, с помощью которых мы блокируем выражение собственных эмоций, не­вольно приходишь к выводу, что есть смысл подумать — а сто­ит вообще ли продолжать так себя вести?

Следующим шагом является интеграция повторно всплы­вающих воспоминаний. Позвольте себе полностью прочув­ствовать болезненные ощущения, которые изначально по этой причине и были забыты. Если вы почувствуете эту боль и перестанете ее избегать, она постепенно сойдет на нет, и вос­поминания останутся всего лишь воспоминаниями. Любая фигура (или чувство), отделяемая от фона, небесконечна, у нее ограниченное «время жизни»; новая фигура (чувство) возникает после увядания старой. Отказываясь обращать внимание (с благим намерением защитить себя от неприят­ных воспоминаний) на такие болезненные фигуры, мы не­вольно увековечиваем их: они остаются запертыми нашим старым стилем поведения, а сами мы не видим возможнос­тей другого существования. В противовес этому гештальт-подход предлагает осмелиться воспринять и осознать весь свой жизненный опыт.

В следующем упражнении вы можете попробовать расши­рить модель зрительного восприятия на другие чувства и эмо­ции. Чтобы сделать это, мы предлагаем придуманную ситуа­цию, которая у большинства людей вызывает множество быс­тро сменяющих друг друга эмоций.

38










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...