Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова




Даниил Борисович Эльконин – виднейший советский психолог, академик РАО (Российская академия образования), автор всемирноизвестной периодизации возрастного развития.

Василий Васильевич Давыдов – академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения.

Обучение должно формировать у шк. теоретич. мышление.

Ориентация содержания и методов обучения в начальной школе преимущественно на формирование основ эмпирического мышления важна, но с точки зрения развития детей не эффективна.

Различия эмпирического и теоретического мышление


 

 

Рассудочно-эмпирическое

Направлено на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта Знание возникает при сравнении предметов и представлений о них

 

Отражает внешние свойства предмета

Конкретизация состоит в подборе иллюстраций, входящих в класс предметов

 

Фиксируется в словах-терминах

 

 

Разумно-теоретическое

Направлено на раскрытие сущности и внутренних законов развития объектов

Знание возникает при анализе роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы

Отражает внутренние отношения и связи

Конкретизация состоит в выявлении и объяснении единичных проявлений всеобщего основания целостной системы

Фиксируется в способах умственной деятельности

 

 


 


1 положение

Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2 положение

Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3 положение

При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4 положение

Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5 колонна

Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.

6 положение

Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно

 

Развивающее обучение представляет собой действительно управляемое учителем психическое развитие ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами внедрения в практику обучения.

Цели обучения:

формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);

обеспечить условия для превращения ученика в учащегося




Содержание образования

Основу содержания обучения составляет теоретические знания, система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определённого класса).

(Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении)

91 школа (РАО).

Принцип моделирования – всеобщее отношение не обладает чувственной наглядностью, оно нуждается в особом идеальном модельном способе представления (презентации)

Принцип движения от общего к частному восхождение от абстрактного к конкретному

Принцип соответствия содержания формы – общеклассные дискуссии, в которых каждое высказанное предложение оценивается остальными участниками с точки зрения соответствия способа действия и достигнутого результата.

Особенности методической системы:

Концепция формирования целенаправленной учебной деятельности;

· ученик субъект учения

· наличие познавательных мотивов

· цели самоизменения

· рефлексивный характер деятельности

 

· проблемное изложение знаний;

· метод учебных задач, моделирования;

· коллективно-распределительная деятельность диалог, полиллог..

· оценивание безотметочное, содержательно-смысловое действия учителя тоже подлежат оценке.

 

Современный подход к программированному обучению

Программированное обучение – управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, киноренажёра)

Идея программированного обучения

идея програмиированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером

Программированное обучение было создано

 

СУТЬ ПОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Учебный материал изучается поэлементно в логической теории

сразу же после сообщения определенной дозы знаний следует контроль за их усвоением

предполагает изменение алгоритмизированных предписаний, помогающих обучаемым кратчайшим путем находить верные решение определенного круга познавательных задач

вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности мышление становится управляемым

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

1) правильный отбор и расчленение учебного материала

2) частый контроль знаний

3) переход к следующей порции лишь после достоверной понятости

4) обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной, скоростью усвоения (т. е. воплощение индивидуального подхода в обучении)

РАЗВЕТВЛЕННАЯ СИСТЕМА – крутая система.


 


20.03.2017

Теория обучения и воспитания

Главное предназначение воспитательного процесса

Ребёнок, дети, детство

Есть как бы 2 жизни: 1 – важная, почтенная, а 2 – снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий (человек/профессия)…

Нет! Дети составляют большой % общества…

Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст – долгие, важные годы в жизни человека.

100 детей – 100 людей, которые не когда-то там, не ещё… не завтра, а уже сейчас… люди. Не мирок, а мир, не малых, а больших деток.

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.

Как сделать процесс воспитания деятельностным и развивающим?

В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. Воспитание – целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном духовно-практическом) пространстве человеческого общения.

Новая философ. энциклопедия. 2003)

В УЗКОМ СМЫСЛЕ. Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоение и принятие им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2009).


Эссе:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...