Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях




Отличительные признак:

1. Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

2. Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

3. Основной единицей занятий является урок;

4. Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету. Работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

 

 

20.02.17

Лекция

Современное традиционное обучение

Целевые установки

Концептуальные положения

Особенности методики

Суть, достоинства и недостатки

Целевые установки:

· Формирование системы знаний

· Формирование основ научного мировоззрения

· Всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика

· Воспитание сознательных и высокообразованных людей

Суть

· Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности

· Предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применений в аналогичных ситуациях

 

Отличительные признаки

· Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силе чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.

· Учитель руководит работой учащихся на уроке: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце ученого года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

· Учебные книги (учебники) применяются, в основном, для Д/Р(/З).

 

Минусы

· Не знать, не думать, но выучить

· Никакого творчества, никакой активности, самостоятельности

· Никакого учёта индивидуальностей особенностей восприятия информации

· Субъектно-объектный стиль отношений

Проблемное обучение

Основные концепт. положения

· Ребенок в обучении повторяет путь всего человечества в познании

· Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс

· Ребёнок усваивает материал в результате удовлетворения своих потребностей

Особенности ПО

Задачи ПО:

· Рассмотрение явления с разных позиций

· Сравнение

· Обобщение

· Формулировка выводов из ситации

· Сопоставление фактов

Пример проблемного обучения

6 класс. Ознакомление с понятием о видах глагола.

1. Наклеивать, прибегать, печь

2. Наклеить, прибежать, испечь

Вопрос учителя: по какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков.

Учитель не даёт знания в готовом виде, побуждая учеников к поисковой активности

Основные методические приемы

Учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способы его разрешения.

Учитель сталкивает различные факты реальной жизни.

Учитель излагает различные точки зрения на данный вопрос с разных позиций.

Учитель побуждает делать сравнения, обобщения

Учитель формулирует проблемные вопросы и задания.

Достоинства

· Формирует определённую систему мировоззрения

· Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные процессы

· Развивает мыслительные способности учащегося.

· Помогает формированию и развитию диалектического мышления.

Ограничения:

Недостатки:

· В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.

· Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.

    Трудность проблемного обучения:

Возникновение проблемной ситуации (индивидуальный акт), поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Раскрытие понятия «Развивающее обучение»

Под развивающим обучением понимают: способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребёнка.

Характеристики развивающего обучения:

1. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

4. Ребёнок является полноценным субъектом учебной деятельности.

5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности

6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Характеристика системы Традиционная педагогика Развивающая педагогика
Цель обучения Передача знаний, умений, навыков Школа памяти
Интегративное название Школа памяти Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога Делай, как я Думай, как сделать
Кредо педагога Я над вами Я с вами
Роль учителя Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога Сообщение знаний «Выращивание» Человека
Стиль преподавания Авторитарный Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика Монологический (со стороны учителя) Диалогический
Преобладающий метод обучения Информационный Проблемно-поисковый
Формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая
Время урока на самостоятельную работу учащихся Много меньше Сопоставимы
Позиция ученика Пассивная, при отсутствии интереса Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению Создаётся эпизодически Создаётся всегда и целенаправленно
Психологический климат урока Формируется изредка, подчас «стихийно» Формируется всегда и целенаправленно

Концепции развивающего обучения:

Кабановой

Л. В. Занкова (ввёл в 1995-`96 гг. систему как параллельную гос. систему начального обучения)

Калмыковой

Цукерман

Давыдова – Д. Б. Эльконина

С. А. Смирнова

И. С. Якиманской


 


06.03.17

Лекции

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизация изучаемых явлений.

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

По этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков.

Исследования показали ведущую роль теоретических знаний уже на начальном этапе обучения (Г. С. Костюк, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).

3. Принцип осознания школьниками процесса учения.

Развитие рефлексии, осознание самого себя, как субъекта учения, рефлексия, саморегуляция.

Важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знаний на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), позитив. Отношения шк. к учебному труду.

Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознаний ученика.

4. Принцип работы над развитием всех учащихся.

Учет индивид. особенностей учеников обучение должно развивать всех.

Неуспевающие более других учеников, нуждаются в систематическом обучении.

Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.

5. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

Отказ от однообразного повторения пройденного. Самое важное – непрерывное обогащение школьников все новыми знаниями.

Нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, не следует стремиться к большому кол-ву заданий, выполняемых школьниками.

    Свойства методической системы

· Многогранность

· Процессуальность

· Системность

· Коллизии – противоречие и проблематизация учебного материала

· Вариативность – свойство, предполагающее учителя как автора учебного подхода

 

Особенности урока:

Ход познаний – «от учеников»

Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Интенсив. самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением учителя.

Кол. поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными Д/З

Создание педагогических ситуаций общение на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

 

Обязанность учителя – обеспечение добрых, доверительных, насыщенных положительных эмоций в отношениях между учителем и учащимися

 

Достоинства системы Занкова:

· развитие личности ребёнка;

· создание основы для всестороннего гармоничного развития;

· полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыслительной деятельности детей;

· сотрудничество учителя и ученика;

· проблематизация содержания (коллизии);

· индивидуальный подход, вариативность процесса обучения;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...