Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и содержание антикризисного управления в современной экономике




Антикризисное управление — это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Сущность антикризисного управления заключается в разработке и реализации наиболее рационального новаторского варианта выхода предприятия из кризисного состояния.

Антикризисное управление в качестве понятия может применяться в двух значениях: в широком и узком смысле.

В широком смысле антикризисное управление — это системное управление объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное управление — это система организационно управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается при активном участии Федерального управления по делам о несостоятельности при Госкомимуществе, причем обычно в судебном порядке.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются и которые затрудняются преодолеть большинство неблагополучных промышленных предприятий, а также главные причины их возникновения представлены на рисунке 1.3 (у успешных предприятий проблемы во многом схожие, но они обладают способностью и потенциалом для их преодоления).

Рисунок 1.3 - Основные проблемы и главные причины их возникновения

 

К несостоятельному в финансовом отношении предприятию могут быть применены различные меры воздействия, а именно:

1) смена собственника, в том числе принудительная приватизация;

2) назначение арбитражем управляющего предприятием со стороны (временного, внешнего, конкурсного);

3) выставление части имущества на аукцион;

4) выставление предприятия на инвестиционный конкурс;

5) привлечение займов под гарантии Федерального центра, администрации субъектов Федерации, надежных банков и др.;

б) передача предприятия в трастовое управление;

7) реорганизация предприятия (разукрупнение, присоединение к другому предприятию или корпорации, слияние нескольких предприятий);

8) ликвидация предприятия.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Совокупность проблем можно представить четырьмя группами (рисунок 1.4).

 

Рисунок 1.4 - Проблематика антикризисного управления

 

Первая группа проблем включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии.

Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

На мезо-, макро-, мировом уровнях экономики принимаются соответствующие организационно-управленческие меры противодействия кризисным явлениям. Так, на макроуровне государства со смешанной системой хозяйствования (это в первую очередь индустриально развитые страны Запада) широко применяют целый спектр мер госрегулирования экономики, что и являет собой антикризисное управление. МВФ всегда разрабатывает систему антикризисных мер в отношении стран, которые попали в финансовую зависимость и которые при этом находятся в состоянии кризиса. Примечательно, что ни одна страна со здоровой экономикой, как правило, не попадает в долговую зависимость от МВФ. Эта организация фактически претендует на роль антикризисного управляющего мировым хозяйством, обеспечивая целенаправленное управление кризисными процессами во многих странах мира. Однако нередко эти действия только усиливают кризис. Отметим, что МВФ разрабатывает свои меры в отношении кризисных стран по единому шаблону, не учитывая их специфику (не видя различий, например, между Россией и Замбией).

Механизм антикризисного управления со стороны МВФ характеризуется следующими моментами:

1) первый кредит МВФ дает потенциально зависимой от него стране на льготных условиях, не выдвигал каких-либо требований;

2) быстро израсходован полученный кредит, власти просят у МВФ очередную порцию финансовых средств;

3) последующий кредит дается уже на условиях жесткого соблюдения страной-заемщиком основных параметров экономической политики;

4) в спектр основных требований МВФ входит сплошная форсированная приватизация со свободным допуском к ней иностранцев; минимизация дефицита госбюджета; резкое замораживание денежной эмиссии; свертывание госфинансирования науки, образования, социальной защиты населения; сплошная либерализация всех цен; полное открытие внешнеторговых границ и минимизация таможенных пошлин; свободный вывоз капитала из страны (этот стандартный набор условий часто сопровождается дополнительными негласными требованиями).

Первым и основным принципом антикризисного управления является единство целей управления на разных уровнях иерархии (Федерация, субъект Федерации, предприятие). Если в нарушение единства целей управления федеральные или местные власти вместо создания нормальных условий для эффективного функционирования предприятий и обеспечения достаточного сбора налогов для покрытия бюджетных (общественных) потребностей начинают заниматься коммерческой деятельностью, при этом, естественно, обеспечивал себе монопольное положение на рынке, то эффективность многих предприятий и экономики в целом резко снижается.

В качестве примера нарушения основного принципа антикризисного управления можно привести различие в целях предприятия и его управляющего. Если управляющий вместо реализации плана развития предприятия начинает бесконтрольно и активно осуществлять свои личные цели, связанные с обогащением, то активность предприятия неизбежно снижается и, в конце концов, оно становится банкротом. По мнению автора, именно стремление к личному обогащению, реализуемое в условиях почти полной бесконтрольности (в совокупности с устаревшим мышлением бывших советских руководителей, которые не смогли приспособиться к рыночным условиям хозяйствования, а также наряду с отсутствием политической воли у правительства при реализации финансового оздоровления экономики страны), является основной причиной затянувшегося экономического кризиса в нашей стране.

Если квалифицированный управляющий в своей ежедневной деятельности будет постоянно помнить о текущей цели предприятия (в частности, о восстановлении его платежеспособности) и принимать соответствующие решения, его антикризисное управление предприятием будет эффективным.

Вторым принципом антикризисного управления является принцип адекватности, который заключается в том, что в процессе управления неплатежеспособным предприятием управляющий и члены его команды должны принимать решения, адекватные реальной ситуации, стараясь по мере необходимости согласовывать их с основными кредиторами предприятия.

Выполнение данного условия непосредственно зависит от квалификации управляющего и членов его команды. При этом отметим, что для осуществления антикризисного управления неплатежеспособным предприятием необходима более высокая квалификация управляющих, чем квалификация для управления этим же предприятием в нормальных условиях.

С квалификацией управляющих связан и третий принцип антикризисного управления — системный подход к решению поставленных задач. Управляющий должен помнить о том, что современное предприятие — это «живая» система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. Нарушение в каком-либо элементе этой системы или даже не в ней, а в окружающей ее среде (например, резкое изменение курса доллара к курсу рубля) может повлечь резкое снижение (или повышение) эффективности ее работы.

Для реализации данного принципа антикризисному управляющему необходимо постоянно анализировать политические, социальные, региональные, экономические, финансовые, правовые и технические аспекты развития предприятия.

Четвертый принцип антикризисного управления — его целенаправленность. Согласно этому принципу антикризисное управление может быть эффективным только при наличии глубоко проработанного плана финансового оздоровления предприятия. Управляющий руководствуется этим планом и постоянно его совершенствует, исходя из меняющейся ситуации.

План финансового оздоровления предприятия, в свою очередь, должен базироваться на миссии предприятия, т.е. на его предназначении, основной концепции его создания как социально-экономической системы. При определении стратегии антикризисного управления необходимо руководствоваться следующим положением:

«Максимальная продолжительность периода бескризисного состояния фирмы обеспечивается выбором такой ее миссии (предназначения), которая продиктована, прежде всего, мотивом достижения устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала фирмы и уровня ее конкурентного преимущества».

Данная стратегия антикризисного управления полностью соответствует следующим локальным целям в период внешнего управления предприятием:

1) текущую деятельность предприятия следует организовать таким образом, чтобы при ее осуществлении в процессе антикризисного управления были произведены как минимум все текущие платежи;

2) накопленных финансовых средств должно быть достаточно для того, чтобы по окончании внешнего управления рассчитаться с ранее возникшей и замороженной на момент введения арбитражного управления кредиторской задолженностью, причем с пенями и штрафами.

На практике перечисленные выше цели внешнего управления по ряду причин практически невыполнимы. Поэтому при осуществлении антикризисного управления важно объективно оценить возможности предприятия и стараться выбрать и реализовать реально достижимые цели.

С этим выбором связан следующий, пятый принцип антикризисного управления — выделение в управлении ведущего звена. Противоречивость при определенных условиях вышеуказанных целей внешнего управления (обеспечение текущих платежей и накопление денежных средств для погашения «замороженной» задолженности) обусловливает необходимость выбора приоритетной, т.е. ведущей, цели. Предпочтение отдается чаще всего первой цели — обеспечению текущих платежей, поскольку, как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них (если не обеспечить текущие платежи, не удастся накопить денежные средства для последующего погашения старой задолженности).

И, наконец (последний по очередности, но не по важности), шестой принцип антикризисного управления — принцип оптимальности. Он означает, что, принимая управленческие решения, необходимо руководствоваться определенными критериями оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают множество разных вариантов управленческих решений.

Осуществление антикризисного управления на основе единой методологии (в данном случае единых принципов антикризисного управления) позволит обеспечить и эффективное управление неплатежеспособными предприятиями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...