Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие, причины возникновение кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.




Теоретические основы антикризисного управления

1 Понятие, причины возникновение кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.

2 Сущность и содержание антикризисного управления

3 Кризисы в социально-экономических системах и их классификация

 

Понятие, причины возникновение кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.

Дж.М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожаю­щее их жизнеспособности.

Греческое словоkrisisозначает «решение». Впоследствии по­нятие «кризис» было расширено, оно применяется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как на­рушение непрерывности, существующей тенденции.

К.Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиден­ную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно изме­рить: сокращение объема продаж, падение курса акций, соци­альные конфликты и т.д.

Кризис — это изменение негативное, глубокое и часто не­ожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможно­сти для развития. Кризисы являются основой обучения эконо­мических систем. Кризис открывает то, что в нормальной си­туации невидимо, приводит в движение силы, способствующие развитию системы.

А.А. Богданов говорил, что для разрешения кризиса экономи­ческие системы трансформируются, перестают быть тем, чем они были, соединяясь в новую систему или разъединяясь на от­дельные комплексы.

В периоды экономического процветания новое растет, но и старое не разрушается, однако рано или поздно накопление внутренней неустойчивости доходит до кризиса, который обыч­но разражается под воздействием внешнего удара.

Основная функция кризиса — разрушение тех элементов, ко­торые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наи­большей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбра­сывая устаревшие способы производства, формы организации предприятий в пользу способов и форм, более современных. Общее крушение увлекает и немало передовых предприятий.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:

1.Кризисы неизбежны; это регулярные, закономерно повто­ряющиеся этапы циклического развития любой системы. Кри­зисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки.

2.Кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже роди­лись и начинают борьбу элементы новой системы, представ­ляющей будущий цикл.

3.Экономический цикл имеет фазы. Например, Ю. Яковецрассматривает следующую пятифазную схему цикла:

• стабильное развитие, завершающееся кризисом; следова­тельно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

• падение производства и ухудшение экономических пока­зателей — период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономи­ческих индикаторов; происходит разрушение или транс­формация устаревших элементов системы, набирают си­лу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

• депрессия — недолгое равновесие старой и новой сис­тем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшает­ся, но и не улучшается;

• оживление — начало ускоренного распространения эле­ментов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей эко­номической динамики;

• стремительный подъем, новый цикл становится преобла­дающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом.

4.При всей их болезненности кризисы прогрессивны, по­скольку кризис выполняет три важнейшие системные функции:

• резкое ослабление и устранение устаревших (нежизне­способных) элементов господствующей, но уже исчер­павшей свой потенциал системы;

• расчистку дороги (пространства) для утверждения эле­ментов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла;

• испытание на прочность тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее ис­кать новые пути развития и доказывать свое право на долю рын­ка. Кризис — это еще и возможность покупать активы по низким ценам. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет сла­бые места и устраняет необоснованные амбиции.

5.Кризисы конечны. Они могут предшествовать либо ново­му этапу в развитии системы, либо ее гибели и распаду.

6.Поскольку кризисы неповторимы, причины и факторы, их вызывающие, разнообразны, каждый раз выход из кризиса тре­бует специфических мер.

Первое, что подлежит изучению в кризисной ситуации - это ее причины:

1. Исторический анализ. Начинать поиск ―корня всех бед на фирме необходимо с изучения динамики изменения основных (наиболее значимых) показателей деятельности по периодам. Именно такой анализ позволит установить тот момент, когда впервые возникли (или начали себя проявлять) отрицательные факторы. После того как ―переломный момент в безоблачной финансовой жизни компании обнаружен, следует выяснить, что же такого необычного произошло в этот период времени.

2. Структурный анализ. Валовой финансовый результат компании представляет собой некоторую сумму финансовых результатов от различных видов деятельности, различных подразделений, товарных групп и так далее (так называемые центры рентабельности). Иногда, для того чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.

3. Классификация факторов. Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам:

o злоупотребления со стороны менеджеров или персонала;

o изменение рыночных условий;

o давление конкурентов;

o деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов;

o введение новых законов или других нормативных актов, включая международные соглашения;

o изменения в политической ситуации (перераспределение власти);

o стихийные бедствия и т. д.

Причины кризиса структурно изображены на рисунке 1.1., их последствия – на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.1 - Причины кризисов

 

Рисунок 1.2 - Возможные последствия кризиса

 

Следует отметить, что каковы бы ни были конкретные ―видимые причины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризисного положения остаются действия или бездеятельность высшего руководства (менеджмента) компании. Другими словами, изначальная причина потери финансов всегда субъективна. Так, например, если предприятие понесло убытки в результате пожара или наводнения, то ответственность, в первую очередь, лежит на том, кто вовремя не получил соответствующий страховой полис и т. д. Однако ошибки менеджеров так же неизбежны, как и ―дождь в плохую погоду‖. Поэтому анализ причин кризисного состояния, по сути, представляет собой поиск таких ошибок.

Обнаружение признаков кризисного развития предприятия и предварительная оценка масштабов кризиса подразделяется на четыре этапа:

Первый этап. Определение объектов наблюдения кризисного поля.

Второй этап. Формирование системы индикаторов (показателей) для каждого из объектов наблюдения кризисного поля.

Третий этап. Анализ отдельных сторон кризисного финансового развития предприятия, осуществляемый стандартными методами.

Четвертый этап. Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия (по объектам кризисного поля). По каждому объекту кризисного поля проводится позиционирование признака или факта его изменения (таблица 1).

Таблица 1 –Характеристики кризиса предприятия

Для установления причин, приведших компанию к кризисному состоянию, необходимо создать аналитическую группу, участники которой должны быть подчинены только непосредственно собственникам компании. Создание такой аналитической группы наиболее целесообразно проводить с привлечением независимых аудиторов, бизнес-консультантов и других ―профильных‖ специалистов. При этом специалисты и высшие должностные лица компании, чья деятельность и будет проверяться, должны полностью содействовать работе привлеченных экспертов, предоставляя им всю необходимую информацию и обеспечивая максимально благоприятные условия для работы. Именно поэтому такая аналитическая группа должна иметь особый статус и достаточно широкие полномочия, закрепленные за нею приказом руководителя или решением учредителей.

Специфика управления компанией в условиях внутреннего финансового кризиса состоит в необходимости использования методов и подходов в управлении, которые значительно отличаются от руководства в нормальных условиях. Антикризисное управление не должно сводиться только, например, к простому повышению производительности труда, сокращению издержек, поиску новых рынков приложения капитала, расширению или сужению ассортиментных линий, повышению качества продукции и менеджмента, реструктуризации активов и пассивов компании, совершенствованию маркетинговой политики и т. д. Все эти задачи необходимо решать постоянно, независимо от того, в каком положении находится компания. Антикризисное управление требует от менеджеров проведения необычных и нетрадиционных (а иногда даже и неприемлемых) для нормального состояния мероприятий. Состав и набор таких средств конечно же зависит от тех конкретных причин и ошибок, которые привели к финансовым затруднениям на фирме. Однако основным отличием эффективных антикризисных мероприятий является повышенный риск проводимых операций, который не допустим при обычных условиях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...