Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тормозные качества автомобиля




Раздел 4. Основы управления ТС и безопасность движения.

Тема 4.2 Тормозные качества, скорость, скольжение и опрокидывание автомобиля

Тормозные качества автомобиля

Скорость автомобиля

Сложные случаи скольжения автомобиля при торможении

Движение автомобиля на криволинейных участках дорог

 

Тормозные качества автомобиля

1.1 Анализ тормозных качеств автомобилей с использованием диаграммы торможения

Следует знать, что тормозные качества автомобиля характеризуются величиной замедления, развиваемой им при экстренном торможении. Запись процесса изменения замедления осуществляется на осциллограмму с применением специальной аппаратуры при испытании автомобиля. Диаграмма торможения служит основой для получения исходных данных, используемых при расчете максимального замедления, времени замедления тормозного и остановочного путей. Поэтому для будущего техника очень важно четко представлять суть процесса торможения по этой диаграмме по временным отрезкам и уметь ее расшифровывать.

На рисунке 1 представлена запись изменения замедления и расшифровка характерных точек и отрезков диаграммы торможения. Характернее точки диаграммы означают:

О - точка, определяющая момент времени, когда водитель заметил опасность;

А - точка, характеризующая момент нажатия водителем на педаль тормоза;

В - момент начала касания поверхностей колодок тормозного

барабана, диска;

С - момент полного прижатия колодок к барабану, диску (соответствует максимальному замедлению);

Д - начало растормаживания колодок;

Е - конец растормаживания колодок.

Рисунок 1 - Расшифровка диаграммы экстренного торможения (запись процесса замедления)

O,A,B,C,D,E - характерные точки диаграммы:

a,b,c,d,n - число делений отметчика времени, определяющие длительность временных фаз t1,t2,t3,t4,t5 процесса торможения;

e- число делений, соответствующее максимальному замедлению jmax:

mj ,м/с2 дел - масштаб замедления;

mt, с/дел - масштаб времени;

В процессе расшифровки диаграммы определяются длины отрезков a,b,c,d,n, соответствующие временным интервалам t­1,t2,t3,t4,t5.

Расчеты длин отрезков времени ведутся по числу вертикальных линий (делений), наносимых отметчиком времени через 0,1 с. Так, длина отрезка ОА - a соответствует 7,5 делениям, отрезка АВ = b - 2,0 делениям, отрезка ВС = с - 1,5 делениям. Отрезок e соответствует 7 делениям. Число делений этого отрезка соответствует масштабу замедления.

При изучении торможения часто необходимо знать, как изменяется скорость за время торможения. С этой целью на рисунке 2. представлена обобщенная теоретическая диаграмма, объединяющая совместно процессы изменения замедления, и скорости.

Рисунок 2 - Диаграмма торможения

- - - Процесс изменения скорости

­­­­ Процесс изменения замедления

 

t1(с) - время реакции водителя;

S1­(м) - путь за время реакции водителя;

t2 (с) - время запаздывания срабатывания тормозного привода;

S2 (м) - путь за время запаздывания тормозного привода;

t3(с) – время нарастания замедления;

S3 (м) – путь за время нарастания замедления;

t4 (с) - время торможения с максимально установившемся замедлением;

S4 (м) - путь за время торможения с максимально установившемся замедлением, (длина пути скольжения шин);

ST (м) - тормозной путь;

Sост ( м)- остановочный путь;

V0(м/с)- скорость автомобиля перед началом торможения;

a,b,c,d (дел) - длина соответствующих отрезков времени, в делениях;

e (дел) - длина отрезка максимального замедления.

Зная соответствующие длины отрезков времени t (a,b,c,d)определяем их величины

t1=a∙mt; (1)

t2=b∙ mt;

t3=c∙ mt;

t4=d ∙ mt.

где mt – масштаб времени, с/дел.                                                                                                   

Величина замедления определяется по формуле:

jmax=mj∙ c∙ tgα= mj∙ e (2)

где mj – масштаб замедления, м/с2 дел.

Пути, проходимые автомобилем за соответствующие отрезки времени t:

S1=V0 ∙ t1; (3)

S2=V0 ∙ t2; (4)

S3=V0 ∙0,5 ∙t3; (5)

 

V 20V 20

S4 = ‒‒‒‒‒‒‒‒‒ = ‒‒‒‒‒‒‒‒‒, м(6)

    2·jmax 2·g·φ

где φ – коэффициент сцепления шины с поверхностью дорожного покрытия. Значения φ приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Коэффициент сцепления шин для различных дорожных покрытий

Покрытие

дороги

Значение коэффициента сцепления

На сухом покрытии На мокром покрытии
Асфальтобетонное, цементобетонное 0,7-0,8 0,35-0,45
Щебеночное 0,6-0,7 0,3-0,4
Грунтовое 0,5-0,6 0,3 -0,4
Гравийное 0,5-0,6 0,3 -0,4
Глина 0,5-0,6 0,2 -0,4
Песок 0,5-0,6 0,4 -0,5
Уплотненное снежное 0,2-0,3  
Обледенелое 0,08-0,1  

 

Тормозной путь определяется по формуле:

V 20

ST= (t2+0,5t3) ·V0+‒‒‒‒‒‒‒‒‒ ,м(7)

2·  jmax

 

или

V20

ST=(t2+0,5t3) ·V0+‒‒‒‒‒‒‒‒‒, м (7')

2· g · φ

Остановочный путь определяется по формуле:

V20

Sост=(t1+t2 +0,5t3)V0+‒‒‒‒‒‒‒‒‒ , м (8)

2·jmax

или

V20

Sост=(t1+t2 +0,5t3)V0+‒‒‒‒‒‒‒‒‒ , м (8')

2·g ·φ

Дистанция безопасности определяется по формуле:

Sб=Sост+la, (9)

где la –длина автомобиля

Средняя длина автомобиля = 5 м.

1.2 Построение диаграммы торможения

1.2.1) Диаграмма торможения строится на миллиметровой бумаге по исходным данным и результатам расчета (Рисунок 3)

 

Рисунок 3 – Построение диаграммы торможения.

изменение скорости

изменение замедления

 

1.2.2) От начала координат до горизонтальной оси откладываются отрезки времени " t ":

OA = a дел.; АВ = b дел ; BC = с дел.

1.2.3) По вертикальной оси откладывается отрезок длиной «e» (дел) соответствующий максимальному замедлению jmax

jmax

е = ‒‒‒‒‒‒‒‒ , дел (10)

mj

1.2.4) Определяется масштаб тормозного пути mS

Согласно (3) следует

S1 = υ0 . t1, м (11)

Тогда

ms = S1 /a, м/дел (11')

1.2.5) Определяется число делений nt соответствующее длине ST

nt = St/ ms, дел (12)

которое откладывается от точки А и определяется точка Д - остановки автомобиля.

1.2.6) Выбирается масштаб скорости mv и по вертикальной оси откладывается Vо, значение которой остается постоянной на отрезках времени OA и АВ.

1.2.7) Из середины отрезка BC (точка - К) восстанавливается перпендикуляр к F и соединяются точки F и Д.

1.2.8) Для более точного отражения характера изменения скорости на отрезке BС проводят плавную кривую линию.

Примечание. Для удобства построения диаграммы торможения длину одного деления принимаем 5 мм

Тангенсы различных углов  представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Тангенсы углов

    tg       tg       tg
0   0,0000   31   0,6009   61   1,804
1   0,0175   32   0,6249   62   1,881
2   0,0349   33   0,6494   63   1,963
3   0,0524   34   0,6745   64   2,050
4   0,0699   35   0,7002   65   2,145
5   0,0875   36   0,7265   66   2,246
6   0,1051   37   0,7536   67   2,356
7   0,1228   38   0,7813   68   2,478
8   0,1405   39   0,8098   69   2,605
9   0,I584   40   0,8391   70   2,747
10   0,1763   41   0,8693   71   2,904
11   0,1944   42   0,9004   72   3,078
12   0,2126   43   0,9325   73   3,271
13   0,2309   44   0,9657   74   3,487
14   0,2493   45   1,0000   75   3,732
15   0,2679   40   1,0355   76   4,011
I6   0,2867   47   1,0724   77   4,331
I7   0,3057   48   1,1106   78   4,705
18   0,3249   49   1,1504   79   5,145
19   0,3443   50   1,1918   80   5,671
20   0,3640   51   1,2349   81   6,314
21   0,3839   52   1,2799   82   7,115
22   0,4040   53   1,3270   83   8,144
23   0,4245   54   1,3764   84   9,514
24   0,4452   55   1,4281   85   11,43
25   0,4663   56   1,4826   86   14,30
26   0,4877   57   1,5399   87   19,08
27   0,5095   58   1,6003   88   28,64
26   0,5317   59   1,6643   89   57,29
29   0,5543   60   1,732   90   -
30   0,5774   -   -   -   -

 

Скорость автомобиля

2.1 Определение скорости автомобиля перед началом экстрен­ного торможения

Следы скольжения шин по поверхности дороги дают возможность рассчитать скорость, c которой автомобиль двигался перед началом торможения.

Используя формулу (6) получим:

V0 =  , м/с (13)

Формула (13) применяется при расчетах V0 в следующих случаях:

- торможение происходит на горизонтальной дороге;

- все колеса автомобиля или буксируемого прицепа оборудованы
тормозами;

- автомобиль при всех одновременно блокированных колесах
скользит по дороге до полной остановки.

Уклон дороги «i» оказывает влияние на величину тормозного пути.

Уклон дороги выражается в процентах. Например, уклон доро­ги 3% обозначает подъем или уклон 3 м по вертикали на каж­дые 100 м горизонтального участка. Для данного уклона i = tg α = 0,03 ; α= arc tg i

Рисунок 4 – Уклон дороги в процентах

В этом случае длина пути скольжения колес автомобиля, движущегося на подъем, выразится уравнением:

V2о

S4 = ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒,м (14)

 2 ·g · сosα (φ + tgα)

 

При движении под уклон:

                  V2о

S4 = ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒,м (15)

    2 · g · сosα (φ - tgα)

Следует отметить, что при уклоне дороги до 15% значения cosα близки к 1. Учитывая это, получаем формулы для определения скорости перед началом торможения:

В случае движения на подъем:

V0 =  , м/с (16)

В случае движения при спуске:

V0 =  , м/с (17)

При эксплуатации автомобилей бывает, вследствие неправиль­ной регулировки или неисправности колесных тормозных меха­низмов, тормозят не все колеса, т. е. эффективность торможения снижается. При этом часть массы автомобиля не участ­вует в создании силы сцепления. А та часть массы, которая участвует в создании сил оцепления, характеризуется коэффициентом «η», показывающим степень эффективности тормо­зов.

 

     Действительная работоспособность тормозов

η = ‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒‒

Проектная работоспособность тормозов

Величина η колеблется от 0 до 1.

Например, у автомобиля с неработающим тормозом одного колеса при работающих тормозах трех остальных колес тормозная эффективность будет 0,86. В этом случае при торможении используется 0,75 полного веса автомобиля. В таблице 3 приве­дены значения величин "η"

Таблица 3 – Степень эффективности тормозов автомобиля

Состояние колесных тормозных механизмов   η
Тормозят три колеса   0,86
Тормозят два колеса   0,70
Тормозит одно колесо   0,50

 

Следы скольжения шин по поверхности дороги при частичной

эффективности тормозов определяются по формуле:

V2о

S4 = ‒‒‒‒‒‒‒‒‒, м (18)

   2 · g · φ · η

Скорость перед началом торможения определяется по формуле:

V0 =  , м/с (19)

 

Примечание. При определении S4и V0 для автомобилей, движущихся на подъеме или спуске, в случае η<1, в формулы (16) и (17) подставляется соответствующее значение η.

2.2 Скорость в момент столкновения

Для определения скорости транспортного средства в момент столкновения используется следующее выражение:

V =  , м/с (21)

где V – скорость в момент столкновения, м/с

V0 - скорость движения транспортного средства перед нача­лом торможения с целью предотвратить столкновение, м/с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...