Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерный перечень работ на этапах ОКР




Тема10.Разработкаинновационногопродукта.

 

Классификациятоваровпоуровнюновизны.

Проектированиеиконструированиеинновационногопродукта.

ИспользованиеФСА,метода«развертыванияфункцийкачества»припроведенииОКР.

Рыночноетестированиеинновационногопродукта.

Разработканаименованияинновационногопродукта.

Техникаобразованияимени.

Разработкапланамаркетинга.

 

 

ВОПРОС№1: Классификация товаров по уровню новизны

Новизна - это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменения объекта и дающих ему право называться новым. Выделяют определённые уровни новизны:

· на уровне предприятия

· на уровне определённого рынка

· на мировом уровне

Новый товар (продукт или услуга), который предлагается на рынок, может быть новым для потребителя и/или производителя.

С точки зрения производителя, инновация обладает определённым уровнем новизны и отражается на готовности изготовителя к выпуску новой продукции. Она может быть выражена в снижении издержек, использовании новых материалов, средств производства, методов организации производства и сбыта. В качестве критериев эффективности могут выступать рост прибыли, лидерство на рынке, увеличение масштабов продаж.

С точки зрения потребителя, уровень новизны и эффект от использования инновации определяется как возможность удовлетворить новую потребность или удовлетворить по-новому традиционную потребность. Для потребителя товар может не нести новых технических решений, но при этом являться новым. Новизна проявляется в готовности потребителя к использованию новой продукции и может быть выражена в удовлетворении новой потребности, либо в новом способе удовлетворения существующей потребности.

Уровень новизны товаров напрямую связан со степенью риска и важностью управленческих проблем, решаемых в ходе инновационных процессов, связанных с ним.

Классификация новых продуктов:

1) Товары мировой новизны (10%) — товары, которые являются подлинными новинками, являются новыми не только для компании, но и для мирового рынка. Создают целые новые рынки и категории товаров. (10% от всех новых продуктов на момент анализа).

2) Новая товарная линия (20%) — товарная категория или группа товаров, которая является новой только для компании. На рынке существуют подобные предложения товаров от других производителей. (20% от новых продуктов на момент анализа). Например, компания, выпускающая холодильники решили выпускать также кулеры для охлаждения воды.

3) Расширение имеющейся товарной линии (26%) — новые товары или услуги, которые дополняют товарную линию компании. 26% от новых продуктов на момент анализа). Например, новые виды и вкусы, новые объемы упаковок, существующие товары с дополнительным свойствами.

4) Усовершенствования или обновления существующих товаров (26%) — новые продукты, которые выпускаются взамен существующих товаров и обладают более лучшими характеристиками, качеством, в также могут являться новым технологическим усовершенствованием. (26% от новых продуктов на момент анализа).

5) Репозиционирование товара (7%)— существующие товары, которые прошли изменения, модификации для захвата нового целевого рынка и новых сегментов (7% от новых продуктов на момент анализа).

6) Более дешевый товар(сокращение издержек) (11%) — модификации существующих товаров, обеспечивающих тот же уровень свойств, но обладающих более низкими издержками производства.

Классификация новизны товаров

1) Принципиально новый товар (пионерный товар) - товар, не имеющий аналогов на рынке, созданный в результате принципиально новых открытий и изобретений с использованием достижений НТП; он удовлетворяет качественно новую потребность или поднимает старую на качественно новую ступень.

2) Кардинально усовершенствованный товар - товар, качественно отличающийся от старого или от аналогов, представленных на рынке, улучшенными или расширенными потребительскими свойствами; он раздвигает границы существующих потребностей.

3) Модернизированный/ модифицированный товар - товар, представленный на рынке ранее, но подвергшийся непринципиальному усовершенствованию (часто косметическому, когда меняется внешний облик товара или его упаковки).

4) Товар рыночной новизны - товар, новый только для данного рынка (старый товар на новом рынке)

Взаимосвязь типологии новых продуктов с задачами компании

 

Виды новых товаров

Товары мировой новизны Новая товарная линия Расширение имеющейся товарной линии Обновления существующих товаров Репозиционирование товара сокращение издержек

Стратегические задачи

Сохранить позицию новатора            
Защитить текущую долю рынка            
Укрепиться раньше всех в новом сегменте            
Эксплуатировать имеющуюся технологию            
Получить максимальную выгоду из преимущества в дистрибуции            
Обеспечить генератор денежных средств            
Использовать избыточные производственные мощности            

 

 

ВОПРОС № 2: Проектирование и конструирование инновационного продукта.

 

Научные исследования можно разделить на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Научно-исследовательские работы

Виды исследований Результаты исследований
Фундаментальные Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований
Поисковые Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей
Прикладные Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик и т.д.

 

Непосредственно к процессам создания новых товаров относятся прикладные НИР.

Фундаментальные и поисковые НИР обычно не входят в комплекс работ по созданию и освоению новых товаров.

Этапы и состав работ НИР

Этапы НИР Состав работ
Разработка ТЗ НИР - научное прогнозирование; - анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований; - изучение патентной документации; - учет требований заказчиков
Выбор направления исследования - сбор и изучение научно-технической информации; - составление аналитического обзора; - проведение патентных исследований; - формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ НИР, и сравнительная оценка; - выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач; - сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов; - оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции; - разработка общей методики проведения исследований (программы работ, план-графики, сетевые модели); - составление промежуточного отчета
Теоретические и экспериментальные исследования - разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений; - выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов; - разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования; - проведение экспериментов, обработка полученных данных; - сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями; - корректировка теоретических моделей объекта; - проведение при необходимости дополнительных экспериментов; - проведение технико-экономических исследований; - составление промежуточного отчета
Обобщение и оценка результатов исследований - обобщение результатов предыдущих этапов работ; - оценка полноты решения задач; - разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР; - разработка проекта ТЗ на ОКР; - составление итогового отчета; - приемка НИР комиссией.

 

После завершения прикладных НИР, при условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения ее целей, ресурсов и рыночных условий, приступают к выполнению опытно-конструкторских работ (ОКР). ОКР — важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары.

Опытно-конструкторские разработки — это комплекс работ, осуществляемых с целью создания новых видов техники с заданными технико-экономическими параметрами в виде опытного образца, опытной установки и рабочей документации для их промышленного изготовления и использования.

Главная задача ОКР заключается в обеспечении высокого научно-технического уровня (НТУ) создаваемого продукта и его конкурентоспособности на рынке. Поэтому в процессе проектирования продукта на разных стадиях его создания осуществляется расчет и уточнение параметров НТУ. Показатели научно-технического уровня выступают в качестве основных критериев при формировании тематических планов НИР и ОКР в организациях. Они используются при оценке промежуточных и окончательных результатов проектирования. В зависимости от задач расчета различают прогнозируемое, планируемое и фактически обеспеченное значение научно-технического уровня продукта.

Основные этапы ОКР:

1. Разработка ТЗ на ОКР.

2. Техническое предложение.

3. Эскизное проектирование.

4. Техническое проектирование.

5. Разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца.

6. Предварительные испытания опытного образца.

7. Государственные (ведомственные) испытания опытного образца.

8. Отработка документации по результатам испытаний.

Примерный перечень работ на этапах ОКР

Этапы ОКР Основные задачи и состав работ
Разработка ТЗ на ОКР - составление проекта ТЗ заказчиком; - проработка проекта ТЗ исполнителем; - установление перечня контрагентов и согласование с ними частных ТЗ; - согласование и утверждение ТЗ
Техническое предложение (является основанием для корректировки ТЗ и выполнения эскизного проекта) Выявление дополнительных или уточненных требований к изделию, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в ТЗ: - проработка результатов НИР; - проработка результатов прогнозирования; - изучение научно-технической информации; - предварительные расчеты и уточнение требований ТЗ
Эскизное проектирование (служит основанием для технического проектирования) Разработка принципиальных технических решений: - выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не производится; - выбор элементной базы разработки; - выбор основных технических решений; - разработка структурных и функциональных схем изделия; - выбор основных конструктивных элементов; - метрологическая экспертиза проекта; - разработка и испытание макетов
Техническое проектирование Окончательный выбор технических решений по изделию в целом и его составным частям: - разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем; - уточнение основных параметров изделия; - проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте; - разработка проектов ТУ на поставку и изготовление изделия; - испытание макетов основных приборов изделия в натурных условиях
Разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца Формирование комплекта конструкторских документов: - разработка полного комплекта рабочей документации; - согласование ее с заказчиком и заводом-изготовителем серийной продукции; - проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию; - изготовление в опытном производстве опытного образца: - настройка и комплексная регулировка опытного образца
Предварительные испытания Проверка соответствия опытного образца требованиям ТЗ и возможного предъявления на государственные (ведомственные) испытания: - стендовые испытания; - предварительные испытания на объекте; - испытания на надежность
Государственные (ведомственные) испытания Оценка соответствия ТЗ и возможности организации серийного производства
Отработка документации по результатам испытаний - внесение необходимых уточнений и изменений в документацию; - присвоение документации литеры "O1"; - передача документации организации-изготовителю

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...