Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальное и светское государство: понятие, сущность.
Светское государство - это демократическое государство, где общепризнанная религия (религии) не является официальной идеологией, а соответствующие религиозные объединения отделены от государства. Закрепление светского характера Российского государства (ст. 14 Конституции РФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом. Эти конституционные положения раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, Федеральный закон устанавливает, что государство: 1. не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2. не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления; 3. не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону; 4. обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В этом же Федеральном законе закрепляется, что религиозное объединение: 1. создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; 2. не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления; 3. не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 4. не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, деятельности политических партий, движений и других общественных объединений. Социальное государство - тип государства, в котором основные усилия государственной власти направлены на проведение активной социальной политики, смягчение и предупреждение социальных конфликтов . Конституционные обязанности: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не отдельной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.). Формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Некоторые проблемы создания социального государства в России: 1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); 2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности; 3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; 4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; 5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; 6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. 7. существующие политические партии России не имеют четких
Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует искать в других статьях или в ином нормативно – правовом акте. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта – форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. 1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. Например: любая норма Особенной части УК РФ. 2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например: гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, расположены в одной статье, а санкция этой нормы, заключающиеся в обращении взыскания на имущество должника, находящейся в другой статье. 3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: 1.прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2.отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативный акт не излагал всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3.бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту или нескольким нормативным актам. Способы толкования права. Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы. Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический. Грамматическое толкование (грамматический способ). Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается содержание текста. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения (знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и др.). В этом смысле толкование правового акта сходно с уяснением смысла любых письменных источников (газетных или журнальных статей, художественных произведений). Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности. Если грамматическое толкование ставит своей задачей выяснение буквального содержания того, что закреплено непосредственно в тексте, то логическое имеет целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. При этом наряду с правилами формальной логики интерпретатор должен использовать и законы диалектической логики. Систематическое толкование. Существование данного способа толкования предопределено системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с другими нормами или иными нормативными актами. Будучи объединенными в систему, нормы права не существуют независимо друг от друга. Поэтому для полного и правильного уяснения смысла конкретной нормы недостаточно ее текстуального анализа, а требуется исследования ее связей с другими предписаниями. Зачастую сам текст нормативного акта содержит основания для систематического толкования. К нему, в частности, следует прибегать при реализации бланкетных и отсылочных норм, при наличии в них выражений типа «и другие», «в аналогичных случаях». Историко-политическое толкование предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм и на момент их реализации. Такое толкование тем более необходимо в случаях , когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения. Специально-юридическое толкование основано на специальных профессиональных знаниях правовой науки и юридической техники. При формулировании правовых предписаний законодатель использует разнообразные юридико-технические средства и приемы, различные методы, способы и типы правового регулирования, что и обуславливает потребность интерпретатора в специальных юридических (и прежде всего, научно-теоретических) знаниях. Прежде всего, это касается токования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя знание таких, например, категорий как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др. Конечно, для уяснения содержания нормы не всегда возникает необходимость во всех способах толкования. Иногда можно ограничиться лишь грамматическим и логическим толкованием. Однако это не дает оснований игнорировать какой-либо из указанных способов, ибо бывает, что именно он позволяет правильно понять, «поставить точку» в уяснении содержания нормы и правильно применить ее на практике.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |