Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъект права: понятие, признаки, виды.




СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через предста вителя права и юридические обязанности.

СУБЪЕКТ ПРАВА - необходимый элемент правоотношений во всœех отраслях пра ва, хотя в каждой из них положение ᴇᴦο имеет определœенную специфику. В гражданских правоотношениях граждане выступают как физические лица, предприятия, государственные органы и общественные организации - как юридические лица; в административных правоотношениях СУБЪЕКТАМИ ПРАВА выступают государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина СУБЪЕКТОМ ПРАВА, государство определяет ᴇᴦο правовой статус, характеризующий ᴇᴦο положение по отношению к государству, ᴇᴦο органам, другим лицам.

Виды субъектов права.

а) Физические лица - ϶ᴛᴏ граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

б) Организации. К организациям -относятся, государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединœения (юридические лица).

признаки

-Наличие как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

-Правовая связь между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

-Отрегулированность правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

-Обеспеченность возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Гарантируемая законом возможность гражданам и другим участникам общественных отношений иметь права и нести юридические обязанности принято называть правоспособностью. Практически это означает возможность быть участников различных правоотношений. Признаваемая законом за гражданами и другими участниками отношений возможность самостоятельно, своими деи̌ствиями приобретать права и налагать на себя обязанности принято называть дееспособностью. Правоспособность и дееспособностьобразуют в своей совокупности правосубъектность.

Правосубъектность граждан в полном объёме достигается ими, как правило, с совершеннолетием. Кроме граждан РФ субъектами правоотношений в определенных законом пределах выступают иностранцы и лица без гражданства.

Должностные лица государственных и общественных организаций также выступают субъектами административных, трудовых и некоторых других правоотношений. Οʜᴎ участвуют в правоотношениях не от своего имени, не как граждане, а как представители тех организаций, предприятий в которых они работают.

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

ТГП (как наука)– обобщающая политико-правовая наука, характеризующая основы Г. и П., раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.

Цель: ТГП стремится к производству, обновлению, обобщению достоверных знаний о государстве и праве.

Признаки:

1) фундаментальная наука:

изучает государство и право, без нормального функционирования которых немыслимо существование современного человеческого сообщества;

является непременным атрибутом комплекса знаний о человеке, его поведении и активно способствует правомерному общению людей друг с другом, а в конечном счете их воспроизводству;

в ней аккумулируются в концентрированном виде основные постулаты, достижения, прогностические модели юриспруденции. Она находится в одном ряду с другими фундаментальными науками – как с естественными (физикой, химией, биологией), так и с науками общественными (психологией, педагогикой, философией) и т.д. и взаимодействует с ними.

2) социально-гуманитарная наука – исследует и освещает в обобщенном виде наиболее крупные и важные явления жизни общества со времени перехода человечества в эру цивилизации.

3) универсальная наука – сочетает необходимые обобщенные государственно-правовые знания, способствует выработке основополагающих идей и принципов, которые должны лежать в основе жизни социума.

4) прогностическая наука –формулирует тенденции, закономерности их функционирования и развития, выдвигает гипотезы о дальнейшем развитии государства и права, разрабатывает теоретические модели правовых экспериментов.

Объект ТГП – общие закономерности, реальность которых сложилась.

Предмет ТГП – наиболее общие и основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Специфические черты предмета ТГП:

ТГП изучает свойства государственно-правовой системы общества в целом, т.е. рассматривает наиболее общие вопросы

ТГП изучает основные закономерности Г и П, т.е. закономерности, которые имеют общий и относительный характер.

Предмет ТГП:

государство и право, как явления цивилизации и культуры;

основные понятия государства и основные понятия права

основные правовые принципы

разделение властей,

ответственность за вину,

презумпция невиновности и др.;

основные ценности государства и права

основные закономерности развития государства и права

повышение роли права;

возрастание государственно-правового влияния и т.д.

ТГП носит фундаментальный характер:

на положениях ТГП базируются все другие отраслевые и спец-юридические науки:

ТГП вырабатывает системы основных юр. понятий, на которых базируются другие юридические науки

ТГП обеспечивает взаимосвязь всех юр наук внутри правоведения.

Соответственно, структурно ТГП м. подразделить на:

теорию государства

теорию права

Функции ТГП – направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки.

Онтологическая – зачем нужно, откуда произошло, объясняет, констатирует;

Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция нацелена на выявление природы государства и права, приращение научных знаний о них.

Методологическая функция – разрабатывает общие положения, теории, категории, концепции, которые будут положены в основу деятельности.

Идеологическая функция - формирует юридическое мировоззрение субъекта.

Прогностическая функция позволяет предвидеть развитие Г и П.

Политико-управленческая функция отражает одновременно единство и взаимосвязь, противоречия и динамизм политических и правовых явлений.

 

Теория государства и права как учебная дисциплина, ее место и значение в юридическом образовании

ТГП (как учебная дисциплина) – это учебная методологическая дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Признаки

ТГП - подготовительная учебная дисциплина, т.е. призвана подготовить студентов к изучению конкретных юридических дисциплин.

ТГП,- это единая системная учебная дисциплина, т.к. Г и П находятся в тесной связи и взаимной обусловленности.

ТГП для других юридических дисциплин выступает в качестве базовой учебной дисциплины. 4. ТГП является не только подготовительной, но и итоговой учебной дисциплиной. Она призвана подытожить изучение всех конкретных юридических дисциплин.

Значение ТГП как учебной дисциплины – на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Как учебная дисциплина ТГП выполняет 2 основные функции:

вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры.

ТГП - учебная дисциплина полностью базируется на ТГП - науке.

Цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых знаний;

Цель науки - накопление новых сведений учеными-исследователями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...