Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВАНГЕЛИЯ
«Евангелие» – название главного новозаветного текста и лучшее его жанровое определение: благая весть о том, что Бог стал человеком и спас людей от греха и смерти. В разные века Евангелие называли «воспоминаниями», «историографией», «биографией», «легендарной биографией», «христианской протолитературой», «историей страдания с обстоятельным введением», «мифом», «культовой легендой», «видом греческого романа». Все предложенные термины включают Евангелие в исторический и литературный контексты, но заметно уступают емкости его самоназвания. Попытаемся определить жанрообразующие признаки Евангелия на пяти уровнях: повествователь – герой – повествование – учительная речь – время и пространство. Повествователь: - считает себя историком, передающим информацию о реальном событии, случившемся в недавнем прошлом; - рассказывая о жизни главного героя, не скрывает, что является его учеником, зависимым от увиденного и услышанного; - призывает читателей пережить текст как боговдохновенное послание и изменить жизнь, став учеником героя и соратником повествователя ;
Герой: - личность, соединяющая два возможных мира (божественный и человеческий) и решающая проблемы греха-святости, смерти-бессмертия; - учитель-страдалец, не только проповедующий жертвенную жизнь, но и подтверждающий ее значимость личным примером; - основатель новой религии, настаивающий на абсолютном характере своего слова и дела.
Повествование: - биография праведника, представленная в событиях, способных выявить его природу (Бог и человек), судьбу и учение; - встреча (диалог) учителя и ученика (или оппозиционера) - главная сюжетная ситуация, определяющая развитие действия; - страдание за идею, следующие за ним смерть и воскресение – центральное событие, влияющее на трагический характер жанра; Учительная речь: - нравственная проповедь, призывающая слушателей к изменению жизни; - притчи, использующие житейские ситуации (хозяйственные, торговые, семейные отношения) для постоянного восхождения с бытового уровня на уровень философский; - сравнительные беседы, сохраняющие преемственность с ветхозаветной традицией, отменяющие ее устаревшую форму и обличающие мнимых праведников (фарисеев).
Время и пространство. - моменты жизни главного героя, города и селения, им посещенные, сохраняют историческую конкретность, становясь при этом надвременными и сверхпространственными точками встречи Бога с человеком; - текст претендует на соединение прошлого и будущего: божественность героя, его родословная и смысловая связь с ветхозаветными персонажами подводят итоги исторического процесса; проповедь второго пришествия и конца мира сообщает о том, что «времени больше не будет»; - возникает священная география и священный календарь: территории деятельности героя (Иерусалим, Вифлеем, Вифания, Голгофа), события, происшедшие с ним во времени (Рождество, Крещение, Преображение, Воскресение), приобретают культовое значение. Отмеченные жанровые признаки указывают на многофункциональный характер евангельского текста. В нем соединяются религия и история, философия и поэзия. Как литературный жанр Евангелие соединяет черты эпоса (повествование о движении героя во времени и пространстве), дидактики (поучение о праведной жизни), лирики (поэтический строй речи, изображение внутренней жизни) и драмы (чередование диалогов, мистериальный характер повествования, кульминация – трагедия).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |