Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды работы с научной литературой




1. Картотека (алфавитная и/или систематическая), на основе которой будет составлена библиография.

Подбор литературы сопровождает составление картотеки. Не делайте двойную работу: не составляйте список литературы в тетради, ведите записи только на карточках, которые потом будет легко разместить в алфавитном порядке. К тому же картотека позволяет легко перемещать карточки, избавляться от ненужных и вносить новые, дополнительные. Ваша персональная карточка может отличаться от библиотечной как размером, так и объемом размещенной на ней информации.

В первую очередь вы должны дать правильное библиографическое описание. Эти правила должны быть соблюдены:

- в ваших библиографических карточках;

- в ваших конспектах;

- в подстрочных примечаниях к тексту диплома;

- в окончательной библиографии диплома.

Эти правила имеют огромное значение. Во-первых, они функциональны, так как помогают и вам, и вашему читателю опознать книгу, о которой идет речь.

«Вдобавок нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную, на первый взгляд[10]».

Важно помнить, что библиографическая запись не составляется по титульному или последнему листу. В любой книге следует смотреть только на контртитул – дополнительный титул на левой стороне разворота книги рядом с основным (расположенным на правой стороне этого разворота) и непременно содержащий значок охраны авторского права © (копирайт). Именно на контртитуле вы найдете официальные выходные сведения, включающие место издания, год, номер, например: Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.1. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Школа «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. VIII с., 472 с.[11]

Есть смысл занести в вашу библиографическую карточку дополнительные сведения: шифр, под которым данная книга представлена в каталоге; место хранения книги – название библиотеки, фамилию владельца (это поможет вам быстрее отыскать нужную книгу в следующий раз).

Обратную сторону карточки можно использовать для создания мини-конспекта, указывая степень пригодности книги для дипломной работы, ключевые слова, название параграфов или глав, номера страниц. Вполне вероятно, что из всей книги вам будет нужен материал, который легко уместится на обратной стороне карточки.

Естественно, что подбор литературы не является самоцелью, и ценность дипломной работы определяется не количеством источников, но студенту необходимо помнить, что «Список использованной литературы» должен включать не менее 30-40 источников.

2. Все виды конспектирования:

- ключевые слова;

- аннотация;

- выписки;

- тезисы;

- полный конспект.

Необходимо во всех случаях отмечать, какова постановка проблемы, главная идея автора, какие понятия он использует и к каким выводам приходит.

Ключевые слова, в максимально сжатом виде представляющие проблематику научной работы, или аннотацию вполне можно поместить на обратной стороне вашей библиографической карточки. Можно создать отдельные картотеки, включающие

- карточки на содержание книг (статей);

- карточки цитат;

- карточки авторских идей.

Такие карточки могут быть большего размера и содержать более подробную информацию о том источнике, с которым вы работаете.

Если вы делаете выписки, располагайте их на специальных карточках или на одной стороне листа. Это позволит вам вносить необходимые дополнения, давать собственные комментарии, делать отсылки к другим работам, в которых рассматриваются аналогичные вопросы.

Делая выписки из учебных пособий, монографий, статей, не забывайте указывать источник: автора, название работы и номера страниц. Если этот источник есть у Вас на библиографической карточке, то информация о нем может быть сведена до минимума.

Большую помощь в критическом анализе книги или статьи оказывают тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения, статьи. «В отличие от выписок тезисы всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения анализируемой статьи или книги. В тезисах информация воспроизводится в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы.

Для написания тезисов следует после предварительного ознакомления с текстом разбить его на ряд относительно самостоятельных и завершенных частей. В каждой из этих частей определяют и выписывают основные идеи. Хорошо продумав выделенные идеи и уяснив их суть, следует четко сформулировать отдельные положения. Процесс составления тезисов позволяет изучить и продумать тот или иной вопрос, используя несколько источников информации. Часть тезисов может содержать цитаты, необходимые для сравнения разных точек зрения или для тех случаев, когда требуется особая осторожность в выводах. Обычно в тезисах не приводятся факты или примеры, но сами по себе тезисы должны быть всегда достаточно обоснованными и аргументированными»[12].

Конспект – наиболее универсальный вид записи и наиболее удобный способ сохранения переработанной информации. Для составления конспекта рекомендуется использовать не тетрадь, а отдельные листы, которые можно хранить в папке. При необходимости фрагменты конспекта могут быть легко вставлены в дипломную работу. При составлении конспекта научитесь отделять главное от второстепенного: нет необходимости включать в конспект все содержание анализируемых книг или статей. Точного цитирования заслуживают основные положения монографии или статьи; общие места можно опустить или записать их в виде краткого пересказа. При составлении конспекта не забывайте указывать страницы, сохраняйте также все слова, выделенные автором - курсив, разрядка и т.д.

Если есть возможность (книга, с которой вы работаете, - ваша), делайте отметки в самом тексте, отмечайте закладками нужные места.

Если у вас нет времени законспектировать нужный материал в библиотеке, делайте ксерокопии и работайте с ними дома.

При этом, - советует Умберто Эко, - «боритесь с синдромом ксерокопирования. Без ксерокопий дипломы не пишутся. Но нередко ксерокопии становятся своеобразным алиби. Люди накапливают у себя горы ксероксов, и того общения с книгой, что происходило в процессе копирования, им хватает для иллюзии, будто они овладели материалом. Владение ксерокопией как будто освобождает от обязанности читать. Это какой-то экстаз обладания, эйфория неокапитализма. Обезвреживайте ваши ксерокопии: по мере принесения их в квартиру немедленно читайте, обрабатывайте, конспектируйте. Если спешка у вас не самая дикая, вообще не делайте новых копий до того, пока не будете действительно владеть материалом предыдущих. Многие тексты остались для меня неизученными из-за того, что мне удалось их ксерокопировать. Я и живу себе спокойно, как будто все это прочитано»[13]. К словам итальянского профессора стоит прислушаться. Но если Вы лишены постоянного доступа в библиотеку, то стоит сделать сразу необходимые ксерокопии.

Работа с научной литературой – важнейшая часть работы над дипломным сочинением. Результатом этого этапа вашей деятельности должно стать создание теоретической базы исследования: вы должны отчетливо представлять, в каком научном контексте находится решаемая вами проблема; какими методами она исследовалась; какие точки зрения на интересующий вас феномен сложились к данному времени; насколько они убедительны и непротиворечивы; какие аспекты этого феномена не получили достаточного освещения и т.д. и т.п.

Если вы работали последовательно и настойчиво, полученные данные помогут вам определить, в чем состоит актуальность вашего исследования.


4. Сбор и обработка материала

В лингвистическом исследовании материалом являются те языковые единицы, анализ которых предполагается темой работы.

В литературоведческом материалом являются те тексты (художественные произведения, монографии, литературно-критические статьи), которые будут проанализированы в работе.

Языковой материал собирается из имеющихся источников и в большинстве случаев оформляется в виде картотеки.

На карточке помещается вся необходимая информация: анализируемая единица, ее значение по словарю, контекст, в котором она употреблена, указание источника, другие сведения, которые могут оказаться полезными для исследования.

Приведем примеры оформления материала, исследуемого в рамках темы «Общеязыковая фразеология как выразительное средство современной поэзии (на материале творчества NN)».

 

С маковки до пят Ср.: с головы до пят –1. Целиком, полностью. 2. Во всем – в мыслях, в поступках и т.п. (быть кем-либо, каким-либо. (Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова)   Мир шагал навстречу двум поэтам, Распрекрасным с маковки до пят. Впрочем, я писал уже об этом, Пусть меня читатели простят. Я. Смеляков. Письмо в районный город

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...