Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логическая схема научного исследования




Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИШЕМ ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

Учебно-методическое пособие

Иркутск 2003

 


Печатается по решению научно-методического совета

Иркутского государственного университета

 

 

УДК 378.2.(077)

ББК 74.58.26

 

 

Ташлыков С.А., Ташлыкова М.Б. Пишем дипломную работу: Учеб.-метод. пособие. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. – 55 с.

 

Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения ускоренной (трехгодичной) формы обучения специальности «Филология. Русский язык и литература», пособие также может быть использовано студентами очной и заочной формы обучения филологических и других гуманитарных специальностей.

 

Рецензенты: канд. пед. наук И.В.Сосновская

канд. филол. наук О.В.Артемьева

 

© Ташлыков С.А., Ташлыкова М.Б., 2003

© Иркутский государственный университет, 2003

 


Оглавление

От авторов                                                                               4

Структура дипломного исследования                            5

Выбор темы                                                                         8

Подбор, изучение и анализ литературы                         9

Сбор и обработка материала                                           15

Композиция                                                                         23

Научный аппарат и оформление работы                                26

Цитирование                                                                       29

Защита                                                                                 33

Приложение 1                                                                         36

Приложение 2                                                                         45

Приложение 3                                                                         53

Список рекомендуемой литературы                                    54


От авторов

Государственный образовательный стандарт высшего специального образования по специальности «Филология» предусматривает защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы в качестве итоговой государственной аттестации. Основные требования к дипломной работе определены в Стандарте следующим образом: «Выпускная квалификационная (дипломная) работа филолога представляет собой законченное самостоятельное исследование, в котором решается конкретная задача, актуальная для филологии. Объем работы — 50-70 машинописных страниц. В выпускной работе студент должен показать умение анализировать научную литературу по проблеме исследования, фактический языковой или литературный материал, делать необходимые обобщения и выводы; знание основных филологических методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи».

Чтобы соответствовать названным требованиям, студент должен научиться:

· отбирать и организовывать необходимый эмпирический материал;

· полно, корректно и глубоко анализировать его, используя современные методы исследования;

· творчески осмыслять литературу по проблеме, вписывая собственную работу в сложившийся научный контекст;

· убедительно, логично, грамотно излагать результаты проведенного исследования.

Предлагаемое пособие призвано помочь выпускнику в овладении этими навыками. В пособии содержится характеристика основных этапов работы над дипломным сочинением от выбора темы до защиты в государственной аттестационной комиссии. Во всех разделах приводятся примеры: предлагаются возможные формулировки целей и задач исследования, даются образцы карточек, рассматриваются возможные варианты рубрикации и т.п. В шестом разделе представлены примеры библиографического описания, соответствующие последнему ГОСТу.

Завершают пособие три приложения. В Приложении 1 приведен список тем дипломных работ, которые были защищены на факультете в течение последних десяти лет. Приложение 2 предлагает устойчивые речевые формулы, характерные для научного стиля. В Приложении 3 дан образец оформления титульного листа. В «Списке рекомендуемой литературы» дан перечень некоторых трудов, освещающих методику анализа художественного произведения

 

1. Структура дипломного исследования

Структура любого научного произведения определяется логикой мысли.


Логическая схема научного исследования

· выбор темы исследования;

· обоснование его актуальности;

· выявление предмета (объекта) исследования;

· выбор метода (методики) анализа;

· описание процесса исследования;

· обсуждение результатов;

· формулирование выводов.

Данная логическая схема, естественно, варьируется в зависимости от области науки, жанра, в какой-то степени от индивидуального стиля автора, что в свою очередь определяет и композицию, и рубрикацию научного исследования.

Основные термины, характеризующие дипломное сочинение.

Тема – предмет исследования; то, что служит содержанием мысли; то, на что направлена исследовательская или творческая деятельность.

1. Общеязыковая фразеология как выразительное средство современной поэзии (на материале творчества NN).

2. Словообразовательные модели пространства и их смысловые модификации.

3. Ирония в русской романтической новелле первой трети XIX века (на материале произведений А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Н.А.Полевого).

4. Стилизация в новеллах В.Брюсова.

Проблема– сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Актуальность – значимость предпринимаемого исследования для создания целостного представления о том или ином явлении, уточнения спорных теоретических вопросов, осмысления тех или иных теоретических феноменов и т.д. Актуальность работы может быть обусловлена также необходимостью введения в научный оборот нового фактического материала.

Предмет исследования – это эмпирический или абстрактный объект, описанный ранее или еще не известный науке. (Так, в первой из приведенных тем предметом является фразеология как совокупность фразеологических единиц данного языка в аспекте ее экспрессивно-стилистического потенциала, во второй - словообразовательные типы, в рамках которых создаются производные слова с пространственной семантикой; предметом третьей темы будет ирония как вид комического, способы её создания и функции в новеллах А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Н.А.Полевого; предмет исследования четвертой темы – стилизация как особый тип авторской речи в малой прозе В.Я.Брюсова).

Материал исследования.В лингвистической работе это любые языковые единицы, ставшие предметом исследования; в литературоведческой работе – любые анализируемые тексты.

Источники– то, откуда извлекается анализируемый материал. В лингвистическом исследовании:

- словари;

- любые тексты;

- фрагменты разговорной речи;

- фрагменты диалекта, жаргона, просторечия (если обращение к ним обусловлено темой или необходимо для сравнения).

В литературоведческом исследовании:

- тексты произведений конкретного автора / авторов (первичные источники);

- критическая литература о творчестве данного автора / авторов (вторичные источники).

Цель – «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»[1].

Цель, как правило, задается формулировкой темы. Так, первая тема предполагает выявление особенностей использования фразеологических единиц в творчестве того или иного поэта; это и следует отразить, определяя цель исследования:

Выявить способы использования фразеологизмов в творчестве NN; определить роль формально-смысловых преобразований фразеологических единиц в усилении выразительности текста.

Для того чтобы цель была достигнута, в дипломном исследовании выдвигаются частные задачи – своего рода вехи на пути к цели. Применительно к первой теме можно сформулировать следующие задачи:

- выявить особенности использования фразеологизмов как готовых экспрессивно-стилистических единиц;

- охарактеризовать приемы обновления фразеологических единиц в художественном тексте;

- построить типологию трансформаций;

- теоретически осмыслить феномены трансформации и варьирования фразеологизмов;

- определить вид формально-семантических преобразований фразеологических единиц в наибольшей степени усиливающий выразительность художественного текста;

- и т.д.[2]

Метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы. В лингвистике и литературоведении разработаны специфические методы и приемы анализа, которые должны быть использованы дипломником для решения поставленных в его работе задач.



Выбор темы

Научное исследование следует осмыслить как движение от известного к неизвестному.

Об основных фазах дипломного исследования речь шла выше. Первой фазой является выбор темы.

По мнению писателя и ученого Умберто Эко, «выбор темы должен отвечать четырём требованиям:

1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента».

И ещё одно правило: «чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех»[3].

Действительно, выбирая тему, студент-филолог должен сначала определиться с собственными пристрастиями и решить, какая – лингвистическая или литературоведческая – проблематика ему ближе.

Немаловажным фактором при выборе темы является, конечно, и «достижимость» и «постижимость» научной литературы, без использования которой невозможно решить поставленную в дипломном сочинении научную задачу.

Чрезвычайно важно и последнее замечание Умберто Эко. Выбирая тему «с размахом», дипломник в лучшем случае напишет поверхностный обзор работ своих предшественников, что вызовет справедливые сомнения государственной комиссии в умении студента самостоятельно анализировать материал и решать серьезные научные вопросы. Поэтому, например, тема «Метафора движения – неподвижности в лирике О.Мандельштама» всегда предпочтительнее темы «Язык и стиль О.Мандельштама» или, тем более, темы «Язык современной поэзии».

 

 


3. Подбор, изучение и анализ литературы

На данном этапе следует показать актуальность избранной темы и вписать ее в сложившийся исследовательский контекст.

Для этого необходимо найти в научной литературе все, что имеет какое-либо отношение к избранной теме, постараться увидеть все смежные с ней участки.

Формы существования готового знания – это вся научная литература:

- монографии[4];

- терминологические словари и указатели[5];

- сборники статей, издаваемых академическими институтами, университетами[6];

- научные журналы[7];

- авторефераты кандидатских и докторских диссертаций.

Определив максимально широко круг проблем, связанных с вашей темой, начинайте поиск с посещения библиографического отдела библиотеки и работы с каталогами: алфавитным, предметным и систематическим.

Работать с каталогами вам помогут библиографы - консультанты. Большую помощь в поиске необходимой литературы окажут реферативные журналы и сборники, различные библиографические издания, Летопись журнальных статей и книжная летопись, которые также находятся в библиографическом отделе. Естественно, что такие специализированные отделы есть только в крупных городских и областных научных библиотеках. Поэтому работа в Научной библиотеке университета является необходимым условием для написания дипломной работы.

Важным источником сведений о литературе по исследуемой проблеме служат списки использованной литературы, которые завершают соответствующую статью энциклопедии, монографию или научную статью. Поэтому при работе с любой публикацией будьте внимательны к тому справочному аппарату, который в ней содержится и от которого всегда можно оттолкнуться.

Существенную помощь в поиске необходимой научной литературы могут оказать соответствующие сайты Интернета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...