Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Десять симптомов, свидетельствующих о недостатке настойчивости.
• Непонимание, неясность своих желаний. • Колебания и нерешительность по любому поводу, привычка перекладывать ответственность на других вместо того, чтобы самому выходить из трудного положения. • Привычка ссылаться на обстоятельства вместо того, чтобы разработать четкий план решения проблемы. • Самовлюбленность. От этого недуга лекарств почти нет, как нет надежд на успех у тех, кто им страдает. • Равнодушие и безразличие, чаще всего выражающееся в готовности к компромиссам по любому вопросу без сопротивления и борьбы. • Отыскание уважительных причин для того, чтобы промедлить с принятием решения. • Привычка винить в собственных ошибках других и воспринимать неблагоприятные обстоятельства как неизбежные. • Отсутствие страсти, приводящей все в действие, без оглядки на побудительные мотивы. • Привычка размениваться по мелочам, заключать сделки, больше похожие на аферы, чем на предпринимательство, стремление получать сразу все, ничего не отдавая взамен. • Страх перед критикой, перед мнением других. Часто одна только мысль о том, что скажет, подумает или сделает кто-то, лишает человека всякой способности мыслить и действовать. Страх осуждения лежит в основе разрушения большинства мыслей и замыслов, которым никогда не суждено осуществиться. ГОТОВНОСТЬ К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ Духовный багаж человека можно представить в виде треугольника, разбитого на три зоны (см. рис. 1). Зона С характеризует уровень сознания человека. Это — наше «Я», наша способность оценивать и критиковать. Многие считают, что этим маленьким треугольником и исчерпывается душевный мир человека. На самом же деле — это только малая, видимая, часть айсберга. Зона П характеризует наше подсознание. Она значительно больше по объему зоны С. От нее в определенной степени зависят черты характера, поведение, содержание всей нашей жизни. Многим людям неизвестны возможности подсознания. Большинство и не подозревает, что именно подсознание управляет психофизиологическими процессами, протекающими в организме человека, его отношениями с окружающим миром. Счастье и несчастье, здоровье и болезни, мудрость и глупость, спокойствие и агрессивность, удачи и неудачи, надежды и разочарования — все это формируется и управляется подсознанием. Физиологические функции организма и сложный обмен веществ, колебания чувств и настроений, мощные импульсы и торможения, умственная работа являются подсознательными процессами. Чтобы управлять этими чрезвычайно сложными процессами, подсознание накапливает информацию в течение всей жизни с момента рождения. Подсознание помнит все. В третьей зоне, зоне ОП, располагается общественное подсознание, под которым понимается наше врожденное знание, так называемое празнание. Здесь концентрируется информация, накопленная в ходе эволюционного развития человека и генетически закрепленная в его организме. Мы мудрее, опытнее и способнее, чем предполагаем. Но лишь после того, как мы примем к сведению этот основной тезис, мы сможем взяться за освобождение самих себя от отвратительных пут страха, опасений и стеснительности. Только когда мы осознаем, насколько гениально ядро личности, способен начаться процесс избавления от болезней, бедности, депрессий, ложного образа жизни и сопутствующих им несчастий. Линии, разделяющие вышеназванные зоны в треугольнике, являются штриховыми. Это означает, что различные области сознания взаимосвязаны между собою, причем чем свободнее и уравновешеннее человек, тем более проницаемы границы между ними. Если человек чрезмерно напряжен (физически и психологически), то синапсы мозга блокируются, и подсознание лишается способности соответствующим образом реагировать и функционировать. Существует немало способов, исходящих из психических и физиологических особенностей человеческого организма, которые позволяют достичь освобождения от напряжения. Каждый человек сам является хозяином своего жизненного пути и своей судьбы. Поскольку жизненный путь определяется подсознанием, мы находимся в зависимости от накопленной им информации. Следовательно, каждый из нас является результатом своей собственной истории, пережитых событий и накопленного жизненного опыта. Подсознание одинаково успешно материализует мысли как конструктивного, так и деструктивного характера. Этим объясняется тот странный феномен, который познали на себе миллионы людей, называющих его «неудачей» или «невезением». Им кажется, что на прозябание их толкает какая-то странная сила, с которой они ничего не могут поделать. Эти люди — творцы своего собственного «несчастья», поскольку их неверие в собственные силы угнездилось в подсознании и потому материализовалось. Большинство людей, к сожалению, часто находится под воздействием неверных установок. А между тем свою жизнь и свой характер можно усовершенствовать только тогда, когда не случай, а мы сами программируем свое подсознание. В своем прошлом мы не вольны что-либо изменить. Однако мы способны изменить программы и стимулы нашего будущего. Ежедневно подсознание улавливает новые отрицательные импульсы и, поскольку мы не можем целиком воспрепятствовать этому, необходимо практиковаться в искусстве положительного воздействия на подсознание. Большую помощь здесь способен оказывать ментальный тренинг (умственная тренировка.). В состоянии глубокого расслабления подсознание податливо, как воск. В таком состоянии можно нейтрализовать удары прошлого, а также запрограммировать и укрепить новые положительные импульсы. Результаты современных исследований деятельности головного мозга показывают, что намерения по-новому направлять свою жизнь не являются мечтой, а реально осуществимы. Если негативная информация способна разрушить, то позитивная может организовать, освободить и существенно повлиять на будущее. Уже с момента рождения между детенышем животного и ребенком существует глубокое различие. Детеныш любого животного развивается благодаря заложенным в нем инстинктам и в большей степени, чем человеческое дитя, способен к выживанию. У ребенка тоже есть врожденные умения, например, умение сосать молоко матери, однако все они пригодны лишь на первых порах жизни. Позднее, чтобы выжить, человеку потребуются совсем другие способности, которым он должен осознанно или неосознанно научиться, в то время как животное на протяжении всей своей жизни будет руководствоваться программой существования своего вида. Иными словами, все, что человек умеет, он умеет только потому, что научился этому. Человек является наиболее способным к обучению существом, благодаря чему он может изменить как самого себя, так и окружающий его мир. От родителей мы наследуем свою физическую сущность, мозг и врожденное знание, однако нам неведом тот жизненно необходимый образ поведения, который вел бы нас к счастью и успеху. Общеизвестно, какое важное значение для человека имеют первые годы жизни: насколько его любят, какие удачи и неудачи он переживает. Опыт первых лет жизни формирует в мозгу человека структурную основу, неосознанно он учится подражать тем, кого принимает за эталон. В школе ребенок начинает учиться осознанно, однако некоторую часть знаний и умений его разум воспринимает, как и прежде, через подражание. В эти годы наше подсознание накапливает все больше опыта и информации о нас самих и об окружающем мире. Формируется характер, присущие нам в будущем положительные и отрицательные качества. Для преуспевания в жизни решающим является не то, что человек знает, а то, что он умеет. Лишь умение делает его могущественным. Отсюда нетрудно понять, почему антиавторитарное воспитание обречено на неудачу: оно исходит из того, что человек сам по себе становится способным и умелым. Тот, кто ест с помощью ножа и вилки, научился этому. Кто умеет ездить на велосипеде или автомашине, научился этому. Кто говорит по-английски, также научился этому. Наши умения программируются в подсознании только в результате многократных повторений. Итак, наше поведение управляется заученной программой. При переосмыслении фактов, углублении и пополнении имеющихся знаний становится возможным появление новых разработок и открытий. Все открытия и изобретения — результат сочетания имеющихся знаний и известных фактов. К настоящему времени мы выучились тому, чтобы стать такими, какими мы являемся сейчас. Мы обучились определенным образом писать и читать, вести себя и работать. Кто правильно ведет себя, умеет это не потому, что таково его врожденное качество; кто успешно руководит людьми, умеет это только потому, что научился такому искусству. Агрессивный человек агрессивен не потому, что он этого хочет, а потому, что усвоенная им программа вынуждает его быть таким. Бессердечная женщина не потому проявляет черствость, что хочет этого или считает именно такое поведение правильным, а потому что управляется воспринятой ею программой. Такой феномен лучше всего объясняет пословица: «Привычка главенствует над разумом». Если мы стремимся измениться и стать совершеннее, необходимо разобраться в самом себе: как мы стали теми, кто есть. Если мы действительно сможем разобраться в механизме этого, то обретем возможность самосовершенствоваться. Полем нашей деятельности является каждодневная жизнь с ее крупными и мелкими проблемами и задачами. Здесь обнаруживается, можем мы решать проблемы или нет. Здесь выявляется, приносим ли мы пользу другим, или же только используем других во благо себе. Пока мы живем, у нас есть шанс совершенствования своих умений. То умение, которое постоянно не совершенствуется, с каждым днем утрачивается. Многие люди проявляют заинтересованность в том, чтобы окружающая среда улучшалась, но, к сожалению, не проявляют такого же интереса к расцвету своей собственной личности. А ведь именно это должно быть на первом месте. Многие слишком рано удовлетворяются тем, чего достигли. Они настолько привыкли к себе и своему положению, что не могут представить возможность своего постоянного совершенствования. Как сказал Бенджамин Бриттен, «учиться — это все равно, что плыть против течения: как только прекращаешь грести, течение относит тебя назад». Но многие люди замечают это. к сожалению, слишком поздно. Всем нам хорошо известна сила привычки, и мы знаем, что бывают хорошие и плохие привычки. Преуспевающий человек выработал с помощью трудолюбия, тренировки и повторения совершенную программу, на которую он может положиться. Неспокойный и неуверенный в себе, напротив, обязательно должен в начале любого дела преодолевать заложенную в нем отрицательную программу. А это требует дополнительных затрат времени и жизненной энергии. Привычка — направляющий фактор нашей жизни, поэтому мы должны ежедневно прилагать усилия, чтобы , формировать у себя хорошие привычки. Привычка — это мудрое устройство природы, которое помогает сберегать физические, умственные усилия и время. Благодаря ей мы действуем адекватно и автоматически, она переносит контроль за действием с тех частей мозга, которые ответственны за сознание, на те части, которые отвечают за подсознание. Положительные привычки — это все то. что мы выучили и что нами усвоено. Они управляют нашим поведением в целом, создают предпосылки для преуспевания в жизни. Отрицательные же привычки влекут за собой не только постоянные неудачи, но и общую дисгармонию и болезни. Способность к обучению зависит от нашего умственного состояния, а не от возраста. Успехи выдающихся музыкантов, шахматистов, спортсменов демонстрируют, до какой степени совершенства способен натренировать свое подсознание человек, стремящийся к большим достижениям. А ведь те. кто их добивается, не производят впечатления усталых и выдохшихся, напротив, они кажутся нам радостными и уверенными в себе людьми. Каждый человек в состоянии разработать для себя подробный план тренировок на каждый месяц. Разумеется, его можно дополнять и исправлять по ходу выполнения. Но прежде чем вы приступите к тренировке своего подсознания, нужно четко представить себе, чего вы хотите действительно добиться и что улучшить. Будет ли это более четкая дикция, лучшая память на имена, умение рационально планировать, более непринужденная манера держать себя, хорошая осанка или большая выносливость — все это хорошие привычки. которые можно у себя выработать. Человек — это сумма реализованных возможностей. В человеке заложено больше способностей, чем он может использовать. Это значит, что мы себя недооцениваем. Если мы действительно стремимся сделать свою жизнь счастливой, здоровой и успешной, то должны принять определенные решения. Жизненный успех начинается в тот момент, когда мы сознательно вычеркиваем из своего ежедневного плана некоторые вопросы, чтобы таким образом выиграть время для других, более важных, дел. Это трудная, но необходимая попытка выбраться из привычного русла рутины. И мы сумеем это сделать, если только захотим. Нашей целью должно стать углубление знаний и умений, отказ от поверхностности. Что нам необходимо в своем ежедневном самоутверждении, так это характер, ориентированный на успех. Люди, которые умеют ладить с окружающими, получили эту способность не по наследству, а выработали ее у себя. Значит, умелое обращение с людьми является одной из интересных областей тренировок во имя будущего успеха. «У него счастливая рука», — говорят о том, кому все, за что бы он ни взялся, удается. Вот такой должна быть и ваша цель: быть асом в своей профессиональной деятельности и «счастливой рукой» делать все, за что вы беретесь. Чтобы все больше приближаться к своей цели, постоянно тренируйте свое подсознание. Нужно научиться ограничивать себя в малом, постепенно расширяя сферу контроля над своими запросами. Такая установка принесет и авторитет, и признание. Прилежание само по себе еще не является залогом успеха и счастья. Муравьи тоже прилежны, однако они не обладают способностью размышлять и анализировать свои шансы на успех. Человек же в состоянии совершенно сознательно задать себе вопрос: «От чего я полностью должен отказаться в своей деятельности?» Только в том случае, когда человек развивает в себе лишь определенные способности, он добивается больших успехов и счастья. В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он развить какие-либо из них. Для развития способностей надо помнить, что всякое углубление достигается благодаря повторению. Некоторые люди ошибочно считают, что при повторении задача становится скучной, неинтересной. Однако нетрудно убедиться на собственном опыте, что работа, поначалу казавшаяся невыполнимой, благодаря частому обращению к ней становится все доступнее. Только при повторении знания усваиваются и становятся пригодными для практического их применения. Совершенствуются личные умения. При равных затратах усилий и времени вы можете выполнять все большее и большее количество работы. Отдельные элементы рабочего процесса все более синхронизируются. Повышается также и качество результатов труда. Мы начинаем действовать все увереннее и надежнее. Любое повторение высвобождает энергию, которая направляется на раздумья и выражается в новых блестящих идеях. Развивается творческое начало, подсознание работает все более точно. Повышается уровень приспособляемости. У человека появляется ощущение владения своими способностями, чувство господства над ними. Растет уверенность в себя и, сила убеждения. Многие считают, что неспособность к творчеству является предрасположенностью индивидуума, чертой его характера. В действительности же неспособность к творчеству — это результат распыления сил и поверхностного отношения к делу. Большой ошибкой является переоценка возможностей разума и соответствующая недооценка значения подсознания. Многие ученые и сегодня полагают, что тренировка, нацеленная на выработку автоматизма, повторение тормозят и ограничивают развитие человека. В действительности же дело обстоит как раз наоборот. Знания должны концентрироваться и стимулировать деятельность подсознания, что и происходит в процессе повторений, ментального тренинга. Каждое повторение ведет к углублению. Только тот, кто постоянно повторяет что-либо положительное, стирает из подсознания отрицательные впечатления. Только он сможет достичь поставленных целей и подняться на новый уровень самосовершенствования. Постоянное повторение ослабляет силу сопротивления, делает мечту реальностью, невозможное — возможным, невероятное — само собой разумеющимся. Любые проблемы и задачи, которые нам предстоит решать, можно образно назвать «обезьянами на шее». Например, сегодня вам предстоят важные переговоры и заключение контракта. Этот контракт и есть ваша «обезьяна». Вы работаете над ним все утро, после чего решаетесь выйти пообедать. За обедом вы встречаете старого приятеля, который просит вас помочь ему получить кредит в банке. Если вы пообещали похлопотать за него, то в свой кабинет вы уже вернетесь с двумя «обезьянами» на плечах. Как же нужно поступить в такой ситуации? Можно дать приятелю номер телефона, по которому он сможет позвонить и попросить кредит, либо посоветовать ему что-то иное, но ни в коем случае нельзя брать себе «обезьяну». Если, расставаясь, вы оставляете следующий ход за ним, то вы повели себя правильно и не дали «обезьяне» приятеля перескочить на ваши плечи. Всегда проверяйте, кто должен делать следующий ход, — так вы поймете, где сидит «обезьяна». Обычно последние перескакивают на тех людей, которые не могут сказать «нет» или ошибочно считают, что способны решить абсолютно все проблемы. Один человек способен держать на плечах только одну «обезьяну» и не более пяти — в «клетках», про запас. Иначе «обезьяны» начнут дохнуть с голоду или рваться из клеток. Этот Факт проверен и подтвержден психологами. Секрет предпринимательского успеха богатейших людей мира во многом заключается в том. что они сами делают только то. что хотят делать. Обычно это не более пяти дел на текущий момент — все остальное они перепоручают другим. Для того, чтобы перепоручить дело, иными словами, передать «обезьяну», вам нужно четко решить, кто должен выполнить поручение, определить задачу и срок выполнения, а уж как человек будет делать это — не ваша забота. Предоставьте ему максимальную свободу: все равно он никогда не сделает это тем способом, какой выбрали вы. Назначьте контрольные сроки — пусть человек сам сообщит вам о том. как идут дела. Слушайте, а не говорите сами во время доклада — позвольте его «обезьяне» сидеть у него на плечах. Не нужно подчеркивать ошибки и делать замечания человеку, выполняющему ваше поручение: если ищете и ждете чего-то плохого, то оно обязательно случается. Стремитесь только к успеху — и вы обязательно найдете и получите нужный результат. ЖЕЛАНИЕ ПОБЕДИТЬ Желание — это чувство, благодаря которому зарождается всякая человеческая деятельность. Это колыбель надежды. Желание словно мотылек: высосав сок одних цветов, оно летит на другие, еще более прекрасные. Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их. похож на безумца, стремящегося погасить костер с помощью соломы. Мы ценим сбывшееся желание, поскольку надежда перестает рисовать его чарующими воображение красками. Практически не бывает такого желания, которое не льстило бы нашему самолюбию. Мало таких желаний, которые не обманули бы нас. Поскольку человек не может делать все, что бы ему хотелось, желать следует того, что выполнимо. Обязательным правилом жизни должно быть соответствие между желаниями и возможностями для их реализации. Несравненно легче бывает подавить первое желание, чем удовлетворить все последующие. Преодолевая свои желания, человек обретает душевный мир и спокойствие. Надежда — это пчела, добывающая из цветов мед для услащения нашей многотрудной жизни. По словам Платона, «надежды — это сны бодрствующих». Надежды сопровождают нас в течение всей жизни, не покидая даже в час смерти. Часы, которые человек проводит среди счастливых надежд, гораздо приятнее тех, в которые он наслаждается достигнутыми целями. Как ни обманчива надежда, она все же служит тому, чтобы довести нашу жизнь до конца по приятной стезе. Долго не сбывающиеся надежды ослабляют радость так же, как долгие болезни ослабляют боль. Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души. В основе всякого успеха лежит желание. Люди, достигшие больших успехов в жизни, долго надеялись, хотели, желали, строили планы прежде, чем чего-то достигли. Если то, что вы желаете, хорошо и, главное, вы искренне верите в это, — не сомневайтесь и действуйте. И не важно, что скажут окружающие, если вас постигнет неудача, ибо они не знают, что каждая неудача несет в себе семя равновеликого успеха. «Сжечь за собой мосты», то есть отсечь все пути к отступлению — только так можно сохранить жгучее желание победить. Разница между желанием и готовностью получить желаемое лежит прежде всего в вере: если вы не верите, значит, не готовы. Для того, чтобы стремиться вверх, желать изобилия и процветания, требуется не больше сил, чем для того, чтобы смириться с бедностью и жалким существованием. Воистину, нет ничего, чего не смогла бы преодолеть вера, соединенная со страстью. Так нередко человека, подкошенного тяжелой болезнью, спасает от смерти страстное стремление к жизни. Часто люди не способны выжить, если внутренне соглашаются принять смерть. Желание, подкрепленное верой, обладает такой большой жизненной силой, что способно поднимать людей из ничтожества к власти и богатству, спасать потенциальные жертвы, выступать в роли медиума, возвращающего людей из небытия после сотен несчастий. Известный итальянский альпинист и путешественник Карло Маури в своей книге «Когда риск— это жизнь!» так пишет о себе: «В 1965 году я вышел из больницы, пролежав там четыре года (несчастный случай в горах). За это время мне четырежды оперировали правую ногу, удалили селезенку, дважды безрезультатно пытались извлечь камень из почки. Врачи заявили тогда, что без селезенки, с засевшим в почке крупным камнем, с укороченной ногой, с оставшейся без сустава лодыжкой и остеомиелитом в большой берцовой я больше не буду таким, каким, по их мнению, должен быть альпинист, исследователь континентов и все такое прочее. Но еще задолго до того, именно в горах. я понял, что не суставы носят меня, а страсть к жизни. И снова стал ходить в горы». Страсть к жизни, огромное желание, подкрепленное верой, позволили Карло Маури после перенесенных болезней и операций, в течение семнадцати лет, вплоть до его безвременной кончины, принимать участие в многочисленных экспедициях, во время которых он побывал в бразильской Амазонии, у аборигенов Австралии и Новой Гвинеи, в суровых краях Арктики и Антарктики, прошел по маршруту Марко Поло от Венеции до афгано-китайской границы, принимал участие в поездке по Уралу и Сибири. Он дважды совершил переход через Атлантический океан на папирусных лодках «Ра-I» и «Ра-И» с командой Тура Хейердала: совершил восхождение в Андах на вершину Аконкагуа (6960 м), первовосхождение на вершину Невадо-Уруашрайн (6000 м) в Западных Кордильерах, на вулкан Эребус (3794 м) в Антарктике. Вера — самое сильное и продуктивное из всех чувств, это катализатор всех умственных способностей человека. Вера — это всего лишь состояние ума. которое может быть искусственно вызвано многократным воздействием на подсознание. Единственно известный метод осознанного совершенствования веры — внедрять ее в подсознание. Возможно, эта мысль станет понятнее, если обратиться к природе преступлений. Криминалисты пришли к выводу о том, что преступление всегда отвращает человека, когда он сталкивается с ним впервые. Длительная связь с преступным миром заражает человека преступлением. С таким же успехом импульс мысли в конце концов заражает сознание, преображая его в способность к действию. Все мысли, которые могут быть преподнесены на чувственном уровне, при условии, что они замешаны на вере, очень скоро начинают материализоваться. Эмоции, или чувственное начало в мыслях, — это факты, придающие мыслям жизненность, действенность и силу. Порывы мысли, соединенные с верой, любовью и сексуальным чувством, приобретают несравненную жизнеспособность, нежели взятые только сами по себе. Человек в силах овеществить любое желание, как только оно овладеет подсознанием. При этом естественно состояние ожидания или веры в то, что чудесное превращение действительно произойдет. Исходя из сказанного, каждому человеку просто необходимо поощрять в себе положительные эмоции, чтобы они стали доминирующими в сознании и подсознании, и сглаживать, сводить на нет отрицательные эмоции. Сознание, в котором преобладают положительные эмоции, приобретает как бы крышу, покровительство для своей веры. Вера является единственным противоядием против всех неудач. Это единственный посредник, с помощью которого можно привлекать и космические силы Высшего Разума. Формирование и укрепление веры легче всего достигается благодаря самовнушению. Самовнушение является лучшим средством связи между сознательным и подсознательным мышлением. Всем известно, что если многократно повторять какое-либо утверждение, то начинаешь верить в него независимо от того, истинно оно или ложно. Ведь ложь, повторенная многократно, воспринимается как самая последняя истина. Каждый человек есть то, что он есть, по той причине, что его сознанием овладевают те или иные мысли — мысли-диктаторы. Правда, они становятся таковыми потому, что мы сами позволяем им захватить нас. Мысли, которым человек отдается в охотку и с удовольствием, которые он всячески поощряет и в которые вплетает какие-либо чувства, обусловливают побудительные силы, управляющие всяким его движением и контролирующие все его поступки. Мысли в соединении с каким-либо волнующим чувством обладают своего рода «магнетизмом», притягивающим родственные мысли. Любая мысль или идея, план или намерение, существующие в нашем сознании, как бы зазывают к себе в гости толпы мыслей-родственников, умножая с их помощью собственную силу, и все вместе они овладевают разумом настолько, что становятся хозяевами положения. Подсознание не отличает созидательную мысль от разрушительной. Оно работает с тем материалом, которым мы его потчуем. Подсознание материализует мысль, связанную с чувством страха, так же легко, как и смелую мысль или мысль, рожденную молитвенным состоянием души. Как ветер, гонящий один парусник на запад, а другой — на восток, так и закон самовнушения способен возвысить вас или низвергнуть, смотря по тому, как вы расставите паруса своих мыслей. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА Заметное влияние на личность человека способна оказывать и религиозная вера. Последняя предполагает наличие высшей силы, управляющей миром, которой подчинен и человек. У разных народов эта сила имеет различное название и выражение — Всевышний, Аллах, Яхве, Шива и т. д. Верующий человек всегда соотносит свои мысли и поступки с существованием высшего божества. Он как бы вступает с ним в контакт и оценивает: праведны его деяния или греховны. В момент диалога с Богом верующий переживает разнообразные чувства и состояния. Наиболее глубинным и всеобъемлющим чувством, которое переживает религиозный человек, является чувство любви. Любовь — это та основа, на которой зиждется вся гамма истинно религиозных переживаний. «Бог есть любовь», — эти слова Христа предельно ясно объясняют, почему любви придается столь большое значение. Любовь рассматривается как способ деяния и самовыражения Бога. При этом имеется в виду не эгоистическая привязанность к кому или чему-либо, а тонкое сопереживание и слияние с окружающим миром. Известный индийский религиозный мыслитель Ошо считает, что любовный экстаз мужчины и женщины есть способ слияния человека со Вселенной. Великий Данте боготворил «любовь, что движет солнце и светила». Чувство любви для верующего священно и неприкосновенно. Убийство любви в душе толкает человека на самые разнообразные преступления. С чувством любви тесно переплетено ощущение гармонии, которое часто переживается верующим. Гармония выступает как ощущение целостности и внутренней красоты мира, частью которого является человек. Для погружения верующих в состояние гармонии в храмах используются различные средства. Так. в католических костелах звучит величественная органная музыка, рисующая образ Вселенной, созданной по замыслу Творца. В православных церквях многочисленные иконы, зажженные свечи, мелодичный хор создают впечатление умиротворенности и духовной возвышенности. Служители каждой религии по-своему пытаются воздействовать на чувства верующих. Для религиозного человека весьма характерно чувство вины. Он глубоко переживает, если кого-нибудь незаслуженно обидел, оскорбил, унизил. Совершенная несправедливость рождает муки совести. Особенно угнетенное состояние возникает в случае, если нет возможности попросить прощения у обиженного. Верующий часто испытывает душевный дискомфорт от того, что плохо о ком-то подумал, имел порочные желания. Чтобы не носить в себе этот негативный груз, человек прибегает к раскаянию. Раскаяние совершается в форме молитвы. Кающийся обращается к Богу и просит простить ему те или иные проступки. Иногда провинившийся приходит к своему священнику на исповедь. Во время исповеди он рассказывает о совершенном грехе и кается. Священник, как правило, прощает грех и наставляет прихожанина на праведный путь. Это раскаяние является опосредованным, так как в качестве связующего звена между Богом и человеком выступает священник. Покаяние в грехах перед Богом приносит верующему внутреннее облегчение. Некоторые люди после исповедальной молитвы чувствуют, что у них будто камень с сердца упал. Освобождение от мучительных мыслей, чувства вины способствует укреплению психического и физического здоровья человека. Это доказывают и современные медицинские исследования. К примеру, украинский целитель В. Н. Сарчук пришел к выводу, что большинство заболеваний организма возникает вследствие наличия у человека таких негативных эмоций, как гордыня, зависть, ревность, надменность и т. д. Поэтому для выздоровления необходимо нейтрализовать эти эмоции. А сделать это можно только через глубокое, искреннее осознание своих негативных мыслей и поступков и покаяние. Так что религиозное раскаяние, мысленное очищение от грехов имеют еще и медицинский аспект. Важной составляющей религиозного сознания является чувство смирения. Смирение — это готовность верующего принять судьбу такой, какова она есть. Верующий исходит из того, что его судьба и судьба окружающих его людей предопределена Богом. Если человек научится стойко переносить все превратности судьбы, то за смертным порогом его ожидает райское блаженство. Вера в счастливую загробную жизнь или же в более благополучную земную жизнь (например, у буддистов) придает силы терпеливо пережить и смерть близкого человека, и утрату материального благосостояния, и неудачу в любви. Подобный подход к испытаниям (все, что ни делается, то делается к лучшему) превращает верующего в жизнестойкого оптимиста. Но здесь есть и своя крайность. Упование на высшую предопределенность своей судьбы может сделать человека пассивным, безынициативным, бездеятельным. О таких людях говорят, что они плывут по воле волн. Религиозную основу может иметь и страх. Каждый верующий живет по определенным заповедям и предписаниям исповедуемой им религии. Когда верующий совершает или собирается совершить поступок, нарушающий какую-либо заповедь, его может охватить панический страх. Страх возникает из-за мысли о том. что Бог разгневается и ниспошлет суровую кару за неоправданный грех. Это останавливает верующего и не позволяет ему совершать порочные поступки. Некоторые из-за религиозного страха не могут брать в руки оружие, заниматься рыбной ловлей, присутствовать на корриде. Боязнь Божьего гнева во многом облагораживает человека. Но излишний страх может породить неуверенность, закомплексованность, подозрительность, вызвать разнообразные суеверия. Наиболее сильным религиозным чувством является экстаз. Верующий как бы впадает в состояние возвышенного аффекта. В этом состоянии он может совершать поступки, немыслимые в обыденном состоянии сознания. Так, дервиши во время экзальтации выполняют произвольный танец, у них вырываются необъяснимые рыдания. Степень экзальтации иногда столь велика, что некоторые дервиши становятся нечувствительными к внешним раздражителям: могут брать руками горячие угли, наносить себе удары ножом и т. п. Экстатические состояния описаны и в Библии, где говорится, что пророки во время проповеди раздевались донага, царь Давид совершал прыжки и веселился перед священным ковчегом. Есть в Библии и такие слова: «И стали они кричать громким голосом, и кололи себя, по своему обыкновению, ножами и копьями, так что кровь лилась по ним». Религиозные чувства рождают определенные душевные состояния. Наиболее ярко выраженным из них является альтруистическая направленность личности верующего. Альтруизм глубоко верующего человека проявляется в стремлении оказать помощь людям, в милосердии и сострадании к больным, нищим, скорбящим. Если Бог любит все свои создания и заботится о них. то и человек должен помогать ближним — так рассуждает верующий. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — эту заповедь исполняют не только христиане. Эгоизм, жадность, страсть к накопительству становятся невозможными, если верующий строго следует данной заповеди. Сопереживание людям — естественное для него состояние, а не наигранная благопристойность. Сознание религиозного человека отличается чистотой мыслей и чувств. Для него опасен не только сам грех, но и мысль о грехе. Человек может не совершать прелюбодеяние физически, но мысленное прелюбодеяние уже считает пороком. Это же касается и чувств. Раздражение, гнев, злоба не могут быть попутчиками в духовных исканиях верующего. Для достижения возвышенного состояния духа используются различные средства, наиболее распространенным из них является молитва. Молитва — это способ непосредственного общения человека с Богом. Во время молитвы верующий может искренне поведать Богу свои самые потаенные мысли. Это значительно облегчает его внутреннее состояние, помогает пережить страдания, стресс. Молитва имеет несколько вариаций. Есть молитва-просьба, в которой верующий просит Господа сделать что-нибудь для него, помочь в трудной ситуации. Это может быть просьба излечиться от болезни, избавиться от нехороших мыслей, повидаться с друзьями и т. д. Просить можно не только за себя, но и за близких людей. Встречается и молитва-проклятие, когда молящийся требует покарать врагов или недоброжелателей, наслать на них беды и несчастья. С настоящей молитвой проклятие не имеет ничего общего, являясь типичным проявлением черной магии. Другой вид молитвы — молитва благодарности. Иногда верующий в молитве восхищается красотой природы, гармонией мироздания, видя их источник в божественном творении. В этом случае молитва-благодарность превращается в молитву-восхищение и пои крайнем напряжении душевных сил может вылиться в экстаз. Молитва-раскаяние, описанная выше, помогает человеку мысленно избавиться от грехов. В некоторых восточных религиях (таких как буддизм, даосизм) для духовного очищения используют не молитву, а медитацию. Человек учится концентрировать внимание на отдельных предметах, сосредоточиваться на определенных образах, смотреть на свои мысли и чувства как бы со стороны. Эти упражнения успокаивают психику, показывают иллюзорность страстей и порочных желаний. Появлению религиозных чувств способствуют также пост, уединение, паломничество по святым местам, созерцание произведений искусства. К сожалению, религиозность порой имеет вульгарные, антигуманные проявления. Здесь следует иметь в виду прежде всего религиозный фанатизм. Ненависть и презрение к инакомыслящим, иноверцам считаются нормой у религиозных фанатиков. При определенных обстоятельствах религиозная ксенофобия может вылиться в открытую агрессию по отношению к иноверцам. Причем фанатизм способен захлестнуть значительные слои населения. Так было во времена крестовых походов, когда рыцари жгли города, убивали ни в чем не повинных жителей только за то, что они не были католиками. Религиозная нетерпимость явилась причиной войны в бывшей Югославии в первой половине 1990-х годов. Сербы, хорваты и боснийские мусульмане очень близки по языку, культуре, традициям, но разница в вероисповедании привела их к кровавой бойне. Следует вспомнить и решение властей Ирана убить поэта Салмана Рушди лишь за то, что он по-своему трактовал положения ислама. Серьезную опасность для общества представляют так называемые тоталитарные секты. Центральной фигурой секты является «духовный учитель», авторитет которого среди членов секты неоспорим. Часто руководители таких сект объявляют себя воплощениями божества, спасителями человечества. Если человек вступает в тоталитарную секту, он, как правило, порывает связи с семьей, секта становится его домом. Находясь под постоянным воздействием своего «учителя», члены секты постепенно зомбируются, утрачивают волю и становятся послушными орудиями исполнения корыстных замыслов главарей секты. Кончается это трагически. Так, лекции основателя японской секты «Аум синрикё» Секу Асахары и истерические медитации его последователей закончились газовой атакой в токийском метро. Сторонники украинской секты «Белое братство» «прославились» тем, что осквернили Софийский собор в Киеве — шедевр мировой архитектуры. В последнее время все громче заявляют о себе сатанисты — последователи церкви Сатаны. Они совершают ритуальные убийства людей, оскверняют могилы, обезображивают храмы и памятники культуры. Основной контингент сатанистов составляет молодежь. Что же заставляет людей вступать в тоталитарные и сатанинские секты? Прежде всего глубокое недовольство окружающим миром, презрение к людям и к Богу. В людях просыпаются самые низменные побуждения, облекающиеся в религиозную оболочку. Религией становятся ненависть, насилие, радость от причинения страданий другим. В основе этих побуждений лежит стремление к разрушению, к деструкции. Согласно Фрейду, это стремление заложено в подсознании каждого человека, у членов тоталитарных сект оно начинает доминировать и выплескиваться наружу. Опасность заключается в том, что агрессия у них проявляется в форме религиозного служения своему кумиру или Сатане, так что большинство сектантов искренне верит в то, что вершит праведное дело. Как видим, религиозность может по-разному воздействовать на человека, принося ему несомненную пользу или колоссальный вред. Поэтому прежде всего необходимо правильное понимание сути религий, которые в основе своей созидательны и гуманны. В противном случае религиями их назвать нельзя. Религиозная вера является одним из эффективнейших средств освобождения человека от его беспокойств. Двадцать столетий тому назад нищий философ по имени Христос бродил по каменистой земле, где людям тяжело было добывать себе хлеб насущный. Однажды перед ним собралась толпа и он обратился к ней со словами, ставшими одной из библейских заповедей: «Не тревожьтесь о завтрашнем дне. Конечно, думайте о нем, тщательно обдумывайте свою жизнь в будущем, но только не тревожьтесь». Глубокий смысл заключен в христианской молитве, созданной доктором теологии Р. Нибуром: «Боже, дай мне спокойствие, научи меня примириться с тем, что я не в силах изменить. Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И мудрость отличить одно от другого». Френсис Бэкон был прав, когда говорил: «Поверхностные размышления располагают человеческий ум к атеизму, но глубокая философия приводит людей к религии». Без религиозной веры жизнь подчас кажется бессмысленной, превращаясь в трагический фарс. Дейл Карнеги, беседовавший с известным промышленником Генри Фордом за несколько дней до его смерти, пишет: «Мне казалось, что я увижу человека, на котором сказалось напряжение многих лет интенсивного труда, однако я с удивлением увидел спокойного, довольного и безмятежного человека 78 лет. Когда я спросил, часто ли он беспокоился в течение своей жизни, Форд ответил так: "Нет. Я верю, что Бог управляет всеми нашими делами, а он не нуждается в моем совете. Действуя под руководством Бога, я всегда верю, что в конце концов все сложится наилучшим образом. Так о чем же беспокоиться!"» В наше время даже психиатры становятся евангелистами. Они призывают людей обратиться к религии не для того, чтобы избежать мук ада на том свете, а чтобы предотвратить адские муки на этом, чтобы избавить людей от язвы желудка, сердечно-сосудистых заболеваний, нервных потрясений и сумасшествия. Обращение к Богу способно помочь человеку преодолеть один из самых тяжелых грехов — желание покончить жизнь самоубийством. Большинство самоубийств и, по всей вероятности, многие трагедии, связанные с сумасшествием, были бы предотвращены, если бы люди обрели утешение и покой, которые можно найти в молитве и религии. Один из выдающихся психиатров Карл Густав Юнг писал в своей книге «Современный человек в поисках душевного спокойствия»: «В течение тридцати лет со мной консультировались люди из всех цивилизованных стран мира. Я лечил сотни пациентов. Среди больных, вступивших во вторую половину жизни, не было ни одного, чьи проблемы в конечном итоге не могли бы быть решены на основании усвоения религиозного мировоззрения. Каждый из них заболел в результате потери жизненного стимула, который обретали последователи той или иной религиозной веры во все века, и ни один из моих больных не смог бы окончательно вылечиться, если бы не выработал у себя религиозное отношение к жизни». Махатма Ганди писал: «Без молитвы я бы уже давно стал сумасшедшим». Даже если вы далеки от религии по своей натуре и воспитанию, даже если вы — безнадежный скептик, молитва поможет вам намного больше, чем кажется, ибо через нее человек осуществляет три основные психологические потребности, свойственные всем людям, независимо от того, верят они в Бога или нет. Молитва помогает выразить в словах именно то, что особенно беспокоит. Всем известно, что проблему почти невозможно решить до тех пор, пока она остается неясной и расплывчатой. Процесс молитвы чем-то напоминает записывание наших проблем на бумаге. Если мы просим кого-то помочь решить ту или иную проблему, мы обязаны выразить свои мысли с помощью слов. В случае молитвы слова о помощи обращены к Всевышнему. Благодаря молитве мы чувствуем, что кто-то делит с нами наше бремя, что мы не одиноки. Лишь немногие люди так сильны, что способны испытывать мучительные страдания в одиночестве. Порой наши тревоги настолько сокровенны, интимны, что мы не можем обсуждать их даже с самыми близкими родственниками или друзьями. И тогда на помощь приходит молитва. Любой психиатр скажет, что когда человек скован, напряжен и у него болит душа, полезно кому-нибудь рассказать о том, что его беспокоит. Если обратиться не к кому или нельзя, всегда есть возможность обратиться к Богу. Молитва стимулирует активный принцип созидания, свойственный человеку. Это первый шаг к действию. Можно сомневаться в том, что человек, который ежедневно молится об исполнении своего желания, не будет вознагражден. Иными словами, он начнет действовать, чтобы это желание осуществилось. Молитва — самая мощная форма энергии, создаваемая человеком. Так стоит ли отказываться от ее использования? Ее можно назвать Богом, Аллахом или просто Духом. Стоит ли ссориться из-за названия, когда таинственные силы природы оказывают нам покровительство! Ярким примером колоссального религиозного воздействия на людей является феномен американской проповедницы Мэри Бекер-Эдди. С большой смелостью, возводя отрицание болезни и первенство веры перед страданием в ранг догмы, она создает новую систему лечения, целую религиозную науку Сктйап 5аепсе (христианскую науку), в которую уверовали и которой посвятили себя миллионы ее приверженцев. Все это благодаря ее твердой, упрямой вере в эту самую веру, маниакальной одержимости а также страстности и вдохновенности речей. Вот как описывает Стефан Цвейг выступление Мэри Бекер-Эдди перед многотысячной толпой приверженцев: «Как только она появляется, все встают как наэлектризованные, и овации длятся несколько минут. Мэри входит на эстраду, оглядывая своими серыми глазами толпу, и приступает к импровизированной речи; сначала она говорит медленно, но торжественность минуты увлекает ее и речь льется столь страстно, столь вдохновенно и вдохновляюще, что журналисты, так же, как это было со знаменитой речью Линкольна в Блюмингтоне, забывают ее стенографировать. В глубочайшей тиши-' не прислушиваются тысячи людей к этой все более и более окрыляющей, рвущейся ввысь речи, и едва она кончила, как возникает какой-то дифирамбический шум. Мужчины безудержно бросаются на эстраду, женщины протягивают свои подагрические руки и кричат: "Помоги!", взрослые люди целуют ей руки, платье, ботинки, и требуются величайшие усилия, чтобы этот вихрь воодушевления и одержимости не сбил с ног и не смел Мэри. Словно в опьянении рвутся к ней верующие, чтобы коснуться только ее руки или края складки ее платья и от этого прикосновения выздороветь». По силе воздействия, по быстрому успеху, по числу последователей эта дочь нью-гемпширского фермера англосаксонского происхождения, полуобразованная, слабая здоровьем, дерзкая, мужеподобная и властная женщина, превзошла всех вождей и мыслителей нашего времени. Парадоксальным является тот факт, что столь бурный успех пришел к ней на родине, в Америке, самой деловитой, и наименее склонной к религиозной мистике стране. Глава четвертая ФЕНОМЕНЫ ОМРАЧЕННОСТИ
ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ Устойчивые представления о своей физической, психической или моральной ущербности накладывают отпечаток на поведение людей. При этом человек вовсе не обязательно постоянно думает о своем дефекте. Хотя он отвлекается от него, тем не менее представление о неполноценности — истинной или мнимой, — будучи оттеснено в подсознание, продолжает влиять на поведение человека. Людей, отягощенных комплексом неполноценности, характеризует подсознательное стремление к моральной компенсации. Их поведение подчинено невысказанной цели — доказать окружающим и самому себе, что «я не хуже других». Именно они постоянно и больше других стремятся к самоутверждению. Последнее может проявляться в чрезмерной гордости, самолюбии, чувстве справедливости. Комплекс неполноценности обычно появляется уже в детском возрасте. Само положение ребенка способствует этому. Дети имеют повышенную склонность к самоутверждению: им важнее всего быть о себе высокого мнения и невыносимо сознание того, что они не способны к тем действиям, которые могут совершать другие. Комплекс неполноценности обычно формируется у детей впечатлительных, ослабленных физически, с запаздывающим половым созреванием, растущих в обстановке жесткого родительского диктата. Он может возникнуть и у ребенка, которому ученье дается труднее, чем другим, и он при большой затрате сил и времени все-таки отстает от товарищей. При хорошем физическом развитии такие дети смеются над чужой слабостью и неповоротливостью. Иной раз они не прочь побить более способного ученика. Самоутверждение часто проявляется у них в попытках выделиться отчаянно дерзкими поступками. Такое поведение не напускное: оно выражает глубинные психические процессы. Неуверенность людей с комплексами проявляется прежде всего в ситуациях принятия решений. Тревога, страх, повышенная ранимость приводят к тому, что человек видит интриги и желание обидеть там. где их на самом деле нет. Люди с одинаковыми или близкими комплексами склонны к общению между собою. Не исключено, что это — одна из причин обособления групп в коллективах, как взрослых, так и детских. Бывает комплекс неполноценности, связанный с представлением о неполноценности своего образования. Вырабатывается подчеркнуто пренебрежительное отношение к грамотности: «Я и без диплома заработаю не меньше». Это также не лицемерие, а психологическая защита от чувства неполноценности. Такие люди обычно не жалеют усилий, чтобы дать своим детям то самое образование, о котором пренебрежительно отзываются сами. Если же дети по каким-либо причинам плохо учатся, то комплекс неполноценности у родителей углубляется: возникают обиды на педагогов, злорадство по поводу неудач чужих детей. Комплекс неполноценности может быть связан с низким социальным престижем профессии. В ряде стран очень низок престиж профессий, относящихся к сфере обслуживания. Неудивительно поэтому, что у представителей этих профессий нередко проявляются вспышки ненависти к тем, кого они обслуживают. Возникает комплекс неполноценности и как результат принадлежности к национальным меньшинствам. В таких случаях характерна повышенная склонность к самоопределению путем отделения от доминирующей нации даже в ущерб своему экономическому положению. Представители национальных меньшинств обычно выражают бурную радость по поводу успехов своих единоплеменников в любой области жизни. Несколько амбициозен комплекс провинциала, который тщится убедить себя и других, что в его родных местах не хуже, чем в «столицах». Психоаналитики считают, что подавляющее большинство мужчин подвержены комплексу скрытой неуверенности в половой потенции (комплекс кастрации). Этим объясняется стремление некоторых мужчин к частой смене сексуальных партнерш. Таким комплексом отчасти объясняется требование супружеской верности и целомудрия невесты. Иногда встречается и другой комплекс, связанный с сексуальными инстинктами, — сомнения в своей красоте и привлекательности. В тяжелых случаях сомнения перерастают в гнетущую уверенность в собственном безобразии. Один из вариантов комплекса неполноценности — комплекс неудачника. Он формируется у людей, смолоду подававших надежды, но не реализовавших своих возможностей из-за слабых волевых качеств или неблагоприятных условий. Часто в детстве неумеренные захваливания вселяют в человека веру в его высокое предназначение. Неудачники черпают утешение в том, что ругают более удачливых коллег, повсюду видят глупость, невежество и шарлатанство. Таким путем нередко подсознательно оправдываются собственная лень, вялость, отсутствие инициативы. Нередки случаи, когда комплекс неполноценности мобилизует волю, стимулирует активность, делает человека упорным и целенаправленным. Известно много примеров, когда хилые, тщедушные и узкогрудые подростки благодаря самозабвенным тренировкам завоевывали чемпионские титулы в спорте. Эта гиперкомпенсация проявляется как раз в той сфере, на которую, казалось бы, сама природа наложила вето. Например, заикающийся Демосфен стал знаменитым оратором, хромой Байрон достиг большого искусства во многих упражнениях, требующих ловкости и силы. Комплекс «маленького человека», утратившего всякую индивидуальность на конвейерном производстве, часто компенсируется стремлением к диктату в семье, старанием внушить близким представление о своей якобы выдающейся роли на работе, потребностью покуражиться над теми, кто находится еще ниже на ступеньках социальной лестницы. Людям с комплексами неполноценности присуща неровность поведения, волнообразные взлеты и падения. Одним из проявлений комплекса служит застенчивость. Акцентуация личности Процесс формирования личности завершается к 19—20-ти годам. Личность развивается на базе той или иной психической конституции, но не тождественна ей, поскольку шлифуется в процессе социального общения. Конституциональные и личностные качества не отделены друг от друга непроницаемыми перегородками. Они постоянно оказывают взаимное влияние и обусловливают друг друга: сильная личность может укротить свой пылкий темперамент, но не надо забывать, что эта сила возникла не на пустом месте. Акцентуированными называют личности, у которых гипертрофирована одна из черт, присущих любому человеку. В таких личностях потенциально заложены как возможности положительных достижений, так и социально-отрицательный заряд. Некоторые акцентуированные личности предстают в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием иных обстоятельств они стали бы незаурядными. Присутствие в коллективе акцентуированных личностей повышает его адаптивные возможности, увеличивая в целом способность к принятию оригинальных творческих решений. По словам французского психиатра Кюльера, «когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, но не от недостатка мудрости, а от избытка посредственности». Наиболее полная классификация акцентуированных личностей дана немецким психиатром К. Леонгардом. Гипертимный тип.Это тип характера с постоянно повышенным фоном настроения. Обычно такие люди — душа компании: общительные, подвижные, энергичные, хорошие рассказчики. Они рано женятся, часто меняют место работы, нередко разводятся. Конфликтогенными для них являются ситуации, требующие спокойного анализа, взвешенных оценок, неторопливости, ответственности, вынужденного одиночества, однообразия, монотонности. Благоприятные ситуации: работа, связанная с общением, множественными поверхностными контактами, требующая оперативного решения без глубокой проработки. Представители гипертимного типа быстро развиваются в физическом отношении. Половое влечение проявляется у них рано, правда, отличается нестойкостью. Влюбленности бывают недлительными и, если не следует перехода к интимным отношениям, быстро угасают. Супружеская верность часто дается им с трудом: для этого требуется особо заинтересованное отношение к брачному партнеру. Некоторые гипертимики склонны к неразборчивым связям, легкой- смене партнеров. Дистимический тип.Это тип характера с пониженным настроением. Обычно он — тихий, пессимистично настроенный человек, молчаливый и педантичный. Легко впадает в апатию. Серьезный, ответственный, добросовестный, пунктуальный, обладает чувством справедливости. Черты, приводящие к конфликтам: пассивность, пессимистическая оценка событий, «отрыв» от коллектива, неумение радоваться и веселиться. Конфликтогенные ситуации — требующие быстрой ориентации и смены способов деятельности, быстрого принятия решений, новое окружение. Благоприятные ситуации: техническая деятельность, работа с чертежами, техникой, работа с животными и растениями. Труд, не требующий общения с людьми и быстрого реагирования. Для представителей дистимного типа характерно неярко выраженное половое влечение. Тем не менее привязанности и влюбленности у них бывают очень глубокими, длительными, но часто скрытыми в глубине души. О них мало кто знает. Возможен и другой вариант — влечение сильное, но проявляется только в фантазиях. Иногда сексуальные отношения выполняют «лечебную» роль, повышая тонус, настроение, но часто дистимики запрещают себе такие контакты из моральных соображений. Возбудимый тип.Это человек, поведение которого трудно предсказать. Он часто совершает импульсивные поступки, о которых потом жалеет. Для него характерна безудержность эмоций, иногда он готов «стереть в порошок» человека, который ему возражает, противоречит. Черты, привлекающие на первых порах: энергичность, деловитость, инициатива, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным. Черты, приводящие к конфликтам: раздражительность, склонность к гневу. Нетерпимость к противодействию, проявлению самостоятельности со стороны других. Способность в приступе гнева поднять руку на другого. Иногда безудержность во влечениях, усиливающаяся от употребления спиртного, страстность и неудержимость. Конфликтные ситуации — ситуации обвинения, противодействия, нанесение материального и морального ущерба. Благоприятные ситуации: физическая активность (спорт, борьба), строительные специальности, работа в одиночестве. В представителей возбудимого типа половое влечение сильно выражено. Половая жизнь обычно начинается рано. Любовь отличается подчеркнуто чувственным оттенком. Для представителей этого типа характерны также гомосексуальные контакты. Застревающий тип.Это люди, которые невероятно долго помнят обиды. Им хотелось бы и через много лет все равно отомстить обидчику. Часто — это борцы за какую-то идею, техническую или политическую. Для них характерны погруженность в прошлое и боевое настроение, желание «добиться правды», наказать «обидчика». Вообще это люди с «тугоподвижными» эмоциями, очень честолюбивые. Привлекательные черты: сдержанность, серьезность, принципиальность, чувство долга, несгибаемость, хозяйственность, требовательность. Черты, приводящие к конфликтам: обидчивость, злопамятность, склонность накапливать отрицательные эмоции, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерная требовательность к окружающим. Конфликтогенные ситуации: задетое самолюбие, честолюбие, несправедливая обида, препятствия на пути к цели; переживания ревности, отказ от достижения высоких целей. Благоприятные ситуации: поощрение, высокая оценка, персональное признание заслуг. Педантичный тип.Это люди с гипертрофированным отношением к порядку, к пунктуальности. Они очень аккуратны и добросовестны. Такой человек иногда может даже манкировать своими обязанностями только потому, что сделать хорошо он не успевает, а сделать плохо — не может себе позволить. Черты, привлекающие на первых порах: добросовестность, аккуратность, пунктуальность, серьезность, надежность, ровное настроение, обязательность. Черты, приводящие к конфликтным ситуациям: занудливость, буквоедство, формализм, ненужная дотошность. Неспособность к принятию самостоятельных решений, тревожность, неуверенность. Приводят к конфликтам ситуации, требующие нестандартного подхода, быстрого реагирования, оперативного принятия решений; новые, нестандартные ситуации. Благоприятные ситуации: возможность выбора темпа выполнения работы, работа по классификации и учету, привычная обстановка и окружение; подчинение ситуации определенным требованиям. Тревожный (боязливый) тип.Такой тип акцентуации чаще встречается у женщин и детей. Каждый день такой человек испытывает страх и тревогу. Он склонен недооценивать себя и переоценивать других. Когда поводов для тревоги нет, она все равно возникает, а доводы для нее буквально «высасываются из пальца». Черты, привлекающие на первых порах: эмоциональность, дружелюбность, заинтересованность, впечатлительность, самокритичность, обязательность. Черты, приводящие к конфликтам: неумение дать отпор, тенденция «прилипать», растерянность, неумение вести себя в сложных житейских ситуациях, неспособность самостоятельно принимать решение, неинициативность. Конфликтны ситуации, предъявляющие особые требования к чувству ответственности, новые ситуации, общение с незнакомыми людьми, несправедливые обвинения, разрыв отношений. Благоприятные ситуации: четко расписанные права и обязанности, однозначно благоприятное отношение со стороны других; работа, не требующая самостоятельного принятия решений и общения с новыми людьми, не ставящая перед необходимостью лидерства. Для представителей тревожного типа любовные и сексуальные отношения часто играют большую роль в душевной жизни. Но почти невозможны сексуальные отношения ради получения чувственного удовлетворения. Необходимо чувство психологической, эмоциональной близости: только на этом фоне возможна реализация влечения. Разлад в личных отношениях, конфликты дома или на работе могут полностью блокировать половое влечение. О влюбленностях такого человека часто никто не знает, они становятся действительно «тайной души». Эмотивный тип.Это люди, которые необычайно глубоко и длительно переживают любое событие своей жизни — глубже и дольше, чем другие. Они способны к состраданию и сочувствию, мягки и участливы, склонны к оказанию помощи. У них сильно развито чувство симпатии. Привлекательные черты: альтруизм, способность к состраданию, выраженная эмоциональность. Жалостливость, добросердечие, исполнительность, чувство долга. Черты, приводящие к конфликтам: крайняя впечатлительность и чувствительность. Потребность в особом стиле отношений, «всепрощенчество». неумение увидеть главное, найти конструктивный выход из сложной ситуации, увязание в деталях, эмоциях и переживаниях. Конфликтогенные ситуации: болезнь близких, пребывание в окружении грубых людей, хамство, несправедливость, конфликт с родными, начальством. Благоприятные ситуации: творческая обстановка, работа в одиночестве или с «понимающими» людьми: ситуации, требующие не точного и объективного анализа, а субъективного проникновения. Отсутствие формальных рамок и ограничений. Демонстративный тип.Считается, что такой человек всегда носит «маску», никогда не говорит о себе всей правды. Как правило, это люди с живым темпераментом, способные приноровиться к собеседнику так. чтобы произвести на него наилучшее впечатление. Из них получаются хорошие актеры. Привлекательные черты: упорство, эмоциональность, целеустремленность, раскованность, способность увлечь, оригинальность, яркость проявления чувств. Черты, приводящие к конфликтам: неискренность, эгоистичность, импульсивность, склонность к преувеличениям и фантазиям, способность «уходить» от сложных житейских ситуаций, «убегать» в болезнь. Конфликтогенные ситуации: реакция на ложь, стремление ущемить права, равнодушие и недооценку. Благоприятные ситуации: возможность реализовать склонности к актерству и игре, ощущение сцены в широком смысле слова, возможность выступать перед аудиторией. Представители демонстративного типа говорят о своих любовных победах гораздо больше, чем это соответствует реальности. Здесь вообще все отмечено печатью театральности. Иногда половая жизнь начинается рано, но скорее не из-за истинной потребности, а из-за престижных соображений, нежелания «отстать». Экзальтированный тип.Это люди, не знающие полутонов, с очень живой и яркой эмоциональной сферой. Они быстро переходят от «мировой скорби» к безудержному веселью, радости. В отличие от представителей демонстративного типа их чувства настоящие, а не «картинные». Они не работают на публику, а переживают происходящее искренне. Черты, привлекающие на первый порах: эмоциональность, искренность, дружелюбие. Благоприятны ситуации, связанные с реализацией себя в области искусства, религии. Тип экстраверта.Общительность — основная черта этого типа. У такого человека множество связей в разных сферах жизни. Привлекательные черты: контактность, подвижность, деловитость, информированность, жизнерадостность, улыбчивость, непосредственность. Черты, приводящие к конфликтам: импульсивность, необязательность, безответственность, легкомыслие, подверженность влияниям, склонность к развлечениям и рискованным шуткам. Конфликтные ситуации — однообразие, монотонность и вынужденное одиночество, необходимость делать каждый день одно и то же, жесткие рамки; ситуации, требующие серьезного анализа, учета множества факторов. Благоприятные ситуации: путешествия, смена впечатлений. Экстраверты реализуют себя как комментаторы, спортсмены, коммерсанты, снабженцы, журналисты. Тип интроверта.Если экстраверт обращен во внешний мир, то интроверт — во внутренний. Это люди замкнутые и нелюдимые, предпочитающие одиночество и книги общению с себе подобными. Социальные знакомства даются им с большим трудом, особенно это касается контактов с противоположным полом. Привлекательные черты: сдержанность, серьезность, нестандартность взгляда на мир и ситуацию, наличие твердых принципов, обдуманность поступков. Черты, приводящие к конфликтам: погруженность в свой внутренний мир, субъективность, необщительность, разборчивость в контактах, ранимость, впечатлительность, нежелание поступать «как все», иногда — подчинение авторитетным личностям, самостоятельность суждений. Конфликтогенные ситуации — ситуации, требующие быстрых и оперативных решений, которые заставляют быть «как все». Изменение привычной обстановки, невозможность самовыражения, необходимость общаться с широким кругом людей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |