Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способ солнечного сплетения.
Солнечное сплетение представляет собой мощный нервный центр, являющийся как бы вторым, брюшным, мозгом. Он оказывает влияние не только на Физиологические Функции организма, например, дыхание и кровообращение, но и на духовные отправления. Согласно мнению авторитетных ученых, это настоящий магнетический центр — нерв-магнит, обладающий способностью оказывать влияние на других людей и в то же время доступный постороннему влиянию. Чтобы извлечь пользу из его ценных качеств, нужно лечь на спину и добиться полного успокоения в течение 10 минут. Теперь сделайте глубокий вдох и в то же время втяните в себя живот. После этого задержите дыхание и расслабьте мышцы живота. Затем вы должны напрячь брюшные мышцы, отчего расширится грудь, наполнившись воздухом. При каждом новом вдохе следует попеременно расширять и сжимать брюшную и грудную полости. После каждых пяти вдохов делайте передышку в течение 30 секунд и снова приступайте к упражнению. Повторите этот цикл трижды. Возбуждение солнечного сплетения влечет за собой вибрацию мыслей, которые оказывают влияние на наиболее восприимчивые органы других людей. Это действо оказывает очень благотворное влияние и на самого человека: дает ему чувство силы и спокойствия, устраняет уныние, тоску и подавленность. Мускульный способ В основе этого способа лежит положение о том, что сила разума, знания, сила притяжения, электромагнетизм, мускульная работа — различаются лишь формой своего проявления, имея единую сущность. По этой причине физическая энергия способна трансформироваться в духовную, а энергия мускулов — в психическую силу. Итак, придайте своему телу по возможности прямое положение (лучше положение лежа) и создайте во всех своих мускулах, насколько это возможно, напряженное состояние. Одновременно направьте все свои помыслы на исполнение задуманного желания. Благодаря тому, что вы страстно желаете реализации своей задумки и при этом ясно осознаете, как ваша физическая сила преобразуется в духовную, напряженность мускулов, за счет воздействия через нейроны на соответствующие участки головного мозга, трансформируется в психическую силу и благодаря вашему мысленному желанию произведет известное действие. В практической жизни данный способ давно уже пользуется успехом. Однако бесспорным является и тот факт, что люди пренебрегают им только потому, что крайняя простота способа заставляет многих относиться к нему с недоверием. ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ Самые глубокие и сложные стороны человеческих отношений выражаются посредством слов. По словам Ф. Ницше, наибольшую силу в разговорном языке представляют не сами слова, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми они произносятся, — короче говоря, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть все то, что не может быть выражено в письме. Голос — весьма характерная черта впечатления, возникающего при общении. Средний человек, как правило, размышляет над содержанием своих слов, а не над способом, которым он их выражает. Поэтому голос следует относить к нефальсифицированным, первичным проявлениям человеческого естества. Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента человека, ее трудно искусственно изменять, в лучшем случае лишь на короткое время. Заметные колебания скорости речи типичны для легковозбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей. Отчетливая артикуляция, то есть ясное и четкое произношение слов, окончаний и частиц, отличают внутренне дисциплинированных людей, которым присуща ясная жизненная позиция. Напротив, нечеткое, расплывчатое произношение выдает в человеке недостаток критического отношения к себе. Характерно для уступчивых, неуверенных людей с вялой волей, любовью к покою. Манерное, форсированно-отчетливое произношение, с подчеркнутым ударением на первом слоге важных в смысловом отношении слов наблюдается при неосознанном желании продемонстрировать свою уверенность, силу и решительность. Четкая, ясная артикуляция свойственна естественным и искренним, честным по натуре людям. Тенденция к затруднению понимания речи наблюдается у скрытных, стремящихся к упрочению своего положения людей, избегающих однозначной позиции до тех пор, пока это возможно. Речевая окраска зависит от степени смешивания «горловых» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от эмоционального участия. Если эта смесь гармонична, возникает приятно звучащий голос. Особое значение при этом имеют верхние и нижние тона и звучание гласных. Они определяют благозвучие и резонанс. Подмечено, что голос становится благозвучнее после того, как человек разрешит свою личную проблему. Металлически звучащий голос говорит об энергии и твердости характера. Елейный голос происходит от лишь изображаемой дружественности. Нередко он соскальзывает к фальши. Обладатели консонантной речи (когда гласные отступают на второй план перед резко акцентированными согласными) чаще всего имеют ярко выраженный разум и волю, способность к анализу. Если в разговоре высота голоса меняется в широких пределах, то это означает открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие интересов, богатство настроений при внутренней свободе. Падение высоты тона к концу предложения при остающейся неизменной силе голоса говорит о слабой воле, мягкости, склонности к депрессиям. Ритмические колебания звукового тона характерны для оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и духовному развитию. Искусство убеждать людей, делать их своими сторонниками в немалой степени зависит от голоса человека. Но слова — это пустой звук, если за ними не стоит настоящая личность. Ей не нужны хитрости и уловки, поскольку они всегда остаются на поверхности. Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Умение говорить принадлежит к лучшим средствам понравиться. Нередко одна только манера разговора производит на окружающих такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Ясное изложение мыслей — неразлучный спутник разума, лучшее его украшение, и нет ни одной ценной мысли, которая бы не выиграла, будучи изложена толково и хорошо. Меткость и уместность сказанного слова часто имеют решающее значение для уяснения того понятия, которое им выражается. Доброжелательность придает разговору особую солидность и прелесть. Самый блестящий ум, лишенный этого качества, не возбудит ничего, кроме холодной дани уважения и зависти, смешанной с затаенным желанием навредить говорящему. Разговор же, раскрывающий доброе сердце, непременно расположит окружающих в вашу пользу и возбудит в них самые дружеские чувства. Остроумие, как бы живо оно ни было, может иметь успех только в небольшом кругу слушателей. Лица, обладающие только одним умом, способны быть понятными собеседниками на несколько дней, тогда как люди сердца и чувства остаются в памяти на всю жизнь. Тон и манера разговора имеют почти такое же важное значение, как и его содержание. На одного человека, оценивающего вас по существу высказываемых вами мыслей, можно насчитать по крайней мере двадцать, которые будут судить о вас по внешности и манере говорить. Взгляд, поза, жесты и сам голос имеют огромное убеждающее значение. Этими средствами никогда не следует пренебрегать. Спокойный, уверенный тон голоса непременно подкупает слушателей. Многие люди при разговоре впадают в ошибку, стараясь первенствовать над собеседником. Они не любят благоговеть перед кем бы то ни было, а хотят, чтобы другие благоговели перед ними. Им нравится не столько учиться у других, сколько учить их и быть предметом удивления. Есть также немало людей, перед которыми нужно держать себя несколько свысока и даже дать им почувствовать, что ваши силы и способности выше того, что они о них думают. Иначе, при излишней скромности с вашей стороны, такие люди не увидят ваших достоинств и будут судить о вас гораздо ниже того, что вы заслуживаете. Следует избегать слишком резкого тона в суждениях, потому что такая манера говорить оскорбляет гордость собеседника. Речь, представляемая в форме простых предположений, всегда будет оценена по достоинству. Впрочем, правда и то. что как бы верно человек ни излагал свои мысли, он всегда рискует, при разнообразии людских характеров и мнений, встретить лиц, которые будут считать его взгляды ложными уже вследствие присущего таким людям самолюбия, не допускающего мысли, чтобы кто-нибудь думал лучше их. Никогда не следует защищать своих убеждений оскорбительным тоном, как бы они ни были справедливы. Умеренный тон всегда подкупает слушателей, тогда как грубость их отталкивает. Оказывая снисхождение к заблуждающемуся, вы показываете свой ум и сердце, и наоборот, упрямо восставая против того, кто прав, только доказываете свою неосведомленность. Соблюдение этого правила относится больше к мелочам, потому что в жизни встречаются случаи, когда умеренный тон речи и доброжелательное отношение обязательно для каждого порядочного человека. Возбуждение легкого спора бывает иногда прекрасным средством оживления беседы и проникновения в тайну собеседника, которую он намеревался скрыть. Люди, приведенные в легкое волнение, очень часто высказывают то, о чем бы промолчали в минуты более хладнокровного душевного состояния. Тот, кто старается мало говорить о себе, возбуждает подозрение. Это не всегда бывает целесообразно, поскольку вы не показываете себя в настоящем свете и в вашей личности окружающие со временем будут усматривать больше плохого, чем это есть в действительности. Так держать себя правильно в обстановке интриг и в окружении соперников, всегда готовых подхватить в ваших словах неосторожное слово и использовать его против вас же. Но в честной обыденной жизни такого рода поведение порождает между людьми только холодность, неприкрытую скуку и подозрение в желании скрыть отрицательные качества. Откровенней всего люди бывают в молодости, когда в сердце закипает потребность любить, делиться мыслями и поверять тайны. Сдержанность стариков, напротив, бывает скорее знаком слабости и разочарования, нежели благоразумия. Напыщенность выражений служит знаком фальши, несостоятельности мыслей и готовности подчинить истину фразе. В превосходной степени чаще любят выражаться молодые люди и женщины. За трескучим эффектом фраз они порой пытаются скрыть свою несостоятельность. По их понятиям все на свете или несравненно хорошо, или несравненно плохо. Безделица может привести их в восторг или повергнуть в отчаяние. Такие люди забывают, что истинно высокие чувства или мысли всегда выражаются просто. Умение слушать собеседника принадлежит к очень ценным качествам характера. Тот. кто слушает внимательно и молча чужие речи, обнаруживая свое к ним участие легким одобрением или удачно вставленным метким словом, часто нравится в обществе больше того, кто постоянно говорит, лаже если слова его и были весьма привлекательны. Невнимание к чьим-либо словам — личная обида для говорящего, а обиды обычно чувствуются гораздо сильнее, чем это думает тот. кто их наносит. Слушать кого-либо рассеянно — все равно, что сказать ему в лицо: ваш разговор меня совсем не интересует. Умение вовремя замолчать также относится к хорошим качествам. Люди, не обладающие даром красноречия, должны в особенности помнить это правило. Говоря реже, мы меньше рискуем и. сверх того, приобретаем репутацию осторожных, солидных людей. Этим средством мы также заставляем внимательнее относиться к нашим мыслям, когда сочтем нужным их высказать. Ошибается тот, кто воображает, что многословием можно скорее обратить на себя внимание, как и тот, кто во всяком разговоре является последним со своим запоздалым мнением. Надо стремиться к тому, чтобы наша речь не была бессмысленна, молчание не имело вида интеллектуальной несостоятельности, а внимание к словам других не выражало нетерпения и скуки. Простой молчаливый жест или улыбка часто могут служить прекрасным ответом на вопрос, который затрудняет говорящего. Этим средством мы ни к чему себя не обязываем и в то же время снимаем подозрение собеседника, будто не можем решить поднимаемого вопроса. Выигрыш всегда будет на нашей стороне. Старайтесь говорить чаще, но никогда не говорите долго. Даже если сказанное кому-то не понравится, вы по крайней мере не утомите своих слушателей. Краткость и сердцу любезна, и делу полезна: ею обретешь то, что из-за многословия упустишь. Нудного болтуна не слушают: отпугивает не предмет его речи, а форма. Кто вечно носится с одним делом, толкует про одно и то же. — тягостен для окружающих. Тот, кто много говорит, как правило, не приводит в действие свои слова. Мудрый же человек всегда боится, чтобы слова его не превзошли его дел. Искренние слова не часто бывают приятными, равно как и обратное: приятные слова не часто бывают искренними. Если вам нанесли обиду словом, не придавайте этому слишком большого значения, а смотрите на это, как на мелочь. Если же у вас вырвались оскорбительные слова в адрес другого, постарайтесь сами или с помощью друзей склонить обиженного к полному извинению и совершенному примирению. Не следует много и часто говорить о себе. Иначе придется либо себя хвалить — а это тщеславие, либо ругать, а это — малодушие. Этого следует избегать в кругу друзей, но особенно в публичном месте, где подобная слабость способна сделать вас всеобщим посмешищем. Неблагоразумно говорить и о присутствующих, ибо вам грозит опасность наскочить на один из двух рифов — лесть или оскорбление. Никогда не нужно стыдиться или бояться задавать вопросы. Если вы при этом не забудете извиниться, то вас никогда не сочтут навязчивым. В повседневной жизни исключительно важно, как вопрошают и высказываются. Нет почти ничего такого, чего нельзя было бы высказать то ли с видимостью доверия, то ли с тонкой иронией, то ли найдя для этого остроумный предлог. Искусство состоит в том, когда, где и как используются эти разные манеры выражения слов. Опыт общения с людьми можно приобрести, изучая своих близких и при этом обратив особое внимание на выдающиеся особенности их характера. Лучше стараться это делать втайне, чтобы быть более свободными в своих наблюдениях. При этом нельзя пренебрегать мелочами, ибо часто ничтожнейшие слова и поступки имеют важное значение в силу правила, что нет действия без причины. Часто случается, что сам по себе незначительный факт ведет к открытию и уяснению важных черт характера. Выводы, сделанные из многих незначительных фактов, часто бывают гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий. В важных случаях жизни человек склонен притворяться, в мелочах же постоянное притворство невозможно. Более того, важные случаи редки. С тактом и умением можно иной раз очень много подметить и подслушать в тоне, в каком сказана типичная фраза, или в бегло брошенном взгляде, и узнать таким путем больше, чем в результате долговременного и внимательного изучения. Этот метод изучения общего с помощью мелочей применим не только к отдельным личностям, но и в целом к нациям и народам. Национальные особенности внешности и звучание речи часто бывают достаточны, чтобы определить в общих чертах характер народа, точно так же как степень развития языка может служить верным показателем уровня народной образованности. В языке существует ритм и размер точно так же, как и в музыке. Глубокие чувства выражаются не только в словах, но и в манере произношения. Люди, знающие несколько языков, хорошо понимают, что о характере народа можно судить по его языку. Имея дело с отдельными личностями, старайтесь воспользоваться каждым случаем, чтобы заглянуть в их душу. Начинайте разговаривать с ними сами и предлагайте им разрешить различные вопросы и проблемы. Замечайте, каким образом они будут к этому относиться и какое впечатление ваши слова произведут на них. Хваля кого-нибудь в чужом присутствии, вы по одному выражению глаз вашего собеседника заметите, завистлив он или нет. Точно так же, заведя разговор о богатстве, почестях и карьере, вы легко увидите, насколько он скуп, горд или честолюбив. Замечая, кого ваши знакомые хвалят или ругают, вы сделаете верный вывод, что их собственные принципы сходятся с принципами первых и что будучи поставленными в одинаковые с ними обстоятельства, они будут действовать точно так же. По выражению лица человека, которому говорят о случаях великодушия и бескорыстия, можно легко угадать, насколько он сам обладает этими качествами. Вообще мысли и идеи не менее выдают характер, чем сами поступки. Иногда полезным средством узнать чей-то характер могут служить разговор о воображаемых бедах и несчастьях и расспросы, как бы поступил ваш собеседник в том или ином случае. Понаблюдайте за его действительными поступками в аналогичных условиях и сделайте ваше заключение. Конечно, люди часто действуют так или иначе, повинуясь больше чувствам, чем рассудку. Поэтому делать окончательные суждения нужно на основании достаточно большого числа наблюдений. Но во всяком случае, если взяться за это дело как следует, то от вашей проницательности не сможет ускользнуть ни один хитрец. Всегда притворяться невозможно. Наступая с разных сторон, изменяя план атаки и постоянно озадачивая противника неожиданными приемами, вы в конце концов обязательно узнаете всю суть его характера и взглядов. Если хотите узнать человека, постарайтесь открыть господствующую в нем страсть. Она обычно постоянна и не подвергается колебаниям. В разговоре об этом предмете хитрец и лгун делаются одинаково откровенными. Если найден коней нити, то весь клубок характера будет легко распутан. «Кто много говорит, тот мало делает». — это известная истина. Если вы будете говорить больше, чем слушать, то. во-первых, меньше узнаете полезного, а во-вторых, неизбежно выболтаете свои планы людям, которые с истинным наслаждением воспользуются этим, чтобы посадить вас в лужу: ведь люди в большей части — завистливы. Если вы много говорите в присутствии действительно умного человека, с которым хотите иметь дело, то он очень быстро определит истинный уровень ваших знаний или их недостаток. Значит, и в этом случае лучше придерживаться старого правила: молчание и сдержанность. Когда вы делитесь своими замыслами слишком щедро, не удивляйтесь, если кто-то из слушающих опередит вас в осуществлении вашего, теперь уже бывшего, плана. Итак, в большинстве случаев вашим первым решением должно быть: ухо востро, а рот — на замке. Психическая деятельность человека таит в себе много неразгаданных тайн. Одна из них — механизмы формирования и проявления подсознательных процессов в головном мозгу. В раскрытии тайн такого рода известно несколько подходов. Один из них — насильственное вторжение в подсознательное с помощью гипноза. Психологам давно уже было известно, что человек знает о себе больше, чем он сознательно признает перед самим собой и другими, но они не знали, как подступиться к выявлению подсознательного. Только месмеризм показал впервые, что в состоянии гипнотического сна из человека нередко можно извлечь больше, чем в состоянии бодрствования. Тот, чья воля парализована, кто пребывает в трансе, не знает, что говорит в присутствии других. Он полагает, что находится в мировом пространстве наедине с собой, и выбалтывает, не смущаясь, сокровеннейшие свои желания и тайны. По понятным соображениям такой метод является неэтичным, да и не всегда продуктивным. Другой подход состоит в том, чтобы путем различных' сопоставлений угадать скрытое, пользуясь короткими мгновениями, когда смутный абрис тайны на секунду всплывает из мглы. На этом пути 3. Фрейд обнаружил поразительные следы, обусловленные так называемыми «ошибочными действиями», которые исподволь проявляются в человеческой речи. На первый взгляд сущий пустяк — человек оговаривается, произносит или пишет одно слово вместо другого. Однако на всем пространстве психики нет ничего бессмысленного и случайного. В каждом ошибочном действии, во всем якобы неправильно проделанном выражается какое-нибудь неосознанное тайное намерение. Когда, например, профессор говорит на конгрессе о работе своего товарища: «Мы не в состоянии дать достаточно низкой оценки этому открытию», то сознательным его намерением было сказать «высокой», но в глубине своей души он думал иначе. Это ошибочное действие выдает его истинную установку, он, к своему ужасу, выбалтывает тайну, состоящую в том, что он охотнее бы недооценил работу своего товарища, нежели переоценил ее. При обмолвке высказывают то, что собственно не хотели сказать, но что думали в действительности. Таким образом, ошибочное действие почти всегда означает признание и улику против самого себя. ЧУВСТВО ЮМОРА Хотя юмор и остроумие являются разными психическими качествами, они имеют одно общее проявление — служат пусковым механизмом смеха. Чувство юмора проявляется в способности найти смешную черту там, где, казалось бы, нет ничего смешного. Это умение найти смешное в несмешном, комическое в серьезном не у всех развито одинаково, хотя смешное и трагическое часто не только соседствуют, но бывают просто неразделимы. Предпосылка остроумия — способность обнаруживать закономерности и связи в кажущемся хаосе и алогичности, то есть там, где, на первый взгляд, таких связей нет. Остроумие возникает там и тогда, где и когда привычный взгляд на вещи вдруг сменяется другим, новым и неожиданным взглядом. В большинстве случаев остроумная мысль возникает как неожиданное сопоставление двух или нескольких далеких явлений. понятий или идей. Остроумной может быть не только шутка, но и решение трудной проблемы, научная идея или гипотеза. Остроумное решение научной задачи часто тоже связано с неожиданным сопоставлением отдаленных явлении, внешне ничем не связанных, причем термин остроумный» относится не к оценке истинности наумного результата, а к оценке способа, которым он получен. Всякий, кто обладает достаточно развитым чувством юмора, гораздо лучше понимает и природу творческого мышления. Чувству юмора и остроумию принадлежит важная роль в межличностном общении и формировании характера. Ни в чем так не проявляется характер человека, как в том. что он находит смешным. Здоровый смех беззлобно казнит дурное, исправляет нравы. Ничто так не сближает людей, не укрепляет отношения между ними, как хороший, безобидный смех. Приятная шутка в разговоре — то же самое, что соль в пище. Тот. кто боится смешного, как правило, боится и правды. Смех — это вдохновение. Ему, как и влюбленности, не научить. Он является самым сильным оружием против того, что отжило, но еще держится, мешая расти новой жизни и пугая слабых. Японская пословица гласит: «И шутить надо с передышкой». Иными словами, здесь должно быть чувство меры. Во время шуток, острот, следите за тем. чтобы не оскорбить и не обидеть окружающих бестактностью или безвкусицей, не затронуть случайно чьих-то слабых сторон или больных мест. Нельзя в шутку вкладывать слова, содержащие даже крупицу яда. Острить желательно, стараясь понравиться окружающим, а не обидеть их. Нельзя смеяться также над тем. что людям свято и дорого или составляет предмет их гордости и чести. Надо помнить, что насмешек боится даже тот. кто уже ничего не боится. Лучше смеяться не над тем. чем люди обладают, а над тем. на что они претендуют или рассчитывают. Чтобы смеющиеся были на вашей стороне, иронизируйте над собой, избирая в качестве мишени имеющиеся у вас мелкие недостатки. Способность пошутить над самим собой нередко становится источником душевной бодрости. Шутки в свои адрес нужно правильно воспринимать, стараться не обижаться на них. но и в обиду себя не давать. Острить в ответ на задевшую вас шутку желательно сдержанно, по возможности изящно и непринужденно. Ответная шутка должна сопровождаться улыбкой. а не гримасой напряженности и неприязни. В шутках нужно остерегаться задевать чужие интимные чувства; смеяться над тем. кто чего-то не понимает: касаться семейных тем: поддерживать одну из спорящих сторон: ставить человека в неловкое, положение; выражать свою неприязнь к кому-либо: заставлять себя смеяться, когда не смешно: смеяться шутке раньше других. Иронизировать полезнее в безличной форме, не развлекая окружающих рассказами как о присутствующих, так и об отсутствующих. Опасно шутить над теми, кто не любит шуток. Как бы мягки и безобидны ни были шутки, позволяйте их себе только с людьми воспитанными и наделенными умом, с развитым чувством юмора, с теми, кто способен отплатить тем же. С человеком с обостренным самолюбием пошутить можно, только находясь с ним наедине, да и то в гомеопатических дозах. Нередко юмор должен проявляться во взаимоотношениях людей, связанных по службе, из коих один — начальник, а другой — подчиненный. Если юмористическая нотка исходит от старшего по рангу, то это сигнал того, что временно отношения «начальник — подчиненный» прекращаются и заменяются отношениями равных. Если же инициатива исходит снизу, функция юмора иная: обычно подчиненные делают себя объектом насмешки и, предотвращая более суровое наказание, добродушно подшучивают над своей оплошностью. Нельзя делать колких замечаний, язвительных намеков, если занимаешь столь высокое служебное положение, что тебе не посмеют ответить. Остроумие является чертой подлинного таланта. По словам Бернарда Шоу, «всякое поистине интеллектуальное произведение является в какой-то мере юмористическим». Юмор — это, как правило, черта сильных, жизнерадостных людей, проникнутых волей к борьбе, уверенных в себе, сознающих свое превосходство над другими. Чувство юмора должно сочетаться с самокритичным умом, отсутствием боязни за нежелательные последствия своих действий. Нередко на конференциях и съездах участники начинают серьезный доклад веселой притчей, не боясь ввести шутку в научное изложение. Другие этого не умеют сделать. Различие это не поверхностное: оно имеет глубокие корни. Непринужденность идет от внутренней раскрепощенности, она требует уверенности в себе и чувства собственного достоинства да и просто умения выступать перед аудиторией. Иногда юмор помогает сохранить уверенность в себе в трудных ситуациях и возвыситься в глазах окружающих. С его помощью удается парировать недоброжелательные или злые выпалы. Вот как описал Ирвинг Стоун в своем романе «Любовь вечна» случаи удачно высказанной остроты, счастливым образом повлиявший на судьбу Авраама Линкольна: «Однажды Линкольну пришлось присутствовать на предвыборной проповеди своего соперника на пост конгрессмена от штата Иллинойс священника Питера Картрайта. Агитируя за свою кандидатуру, последний провозглашал: — Встаньте все, кто хочет вести новую жизнь, отдать свои души Богу и вознестись к небесам. Несколько человек встали. — Все, не желающие попасть в ад, встаньте! Встали все остальные присутствующие кроме Линкольна. — Вижу, все. кроме одного, показали, что не желают пойти в ад. Могу ли я спросить вас. мистер Линкольн, куда идете вы? Авраам не спеша поднялся и сказал медленным кентуккским голосом: — Я направляюсь в конгресс. После момента поразительной тишины раздался взрыв смеха. Линкольн с супругой покинули помещение, где находились сторонники Картрайта. Мери Линкольн заметила: — Твоя шутка сделает больше, чем сотни заранее составленных речей. Она доказывает, что Картрайту лучше оставаться дома и заниматься религией, а тебя следует направить в Вашингтон заниматься политикой. Она была права: через два дня рассказ об инциденте обошел всю округу; люди смеялись над тем, как Линкольн высек Картрайта. Столь удачная острота Линкольна в ответственный для него момент была одной из причин того, что при голосовании ему была отдана большая часть голосов избирателей». По мнению Им. Канта, «юмор означает талант произвольно приходить в хорошее расположение духа». Воспитание чувства юмора закаляет характер человека, делает его стойким к грядущим жизненным бурям. Каким же образом чувство юмора обусловливает душевный комфорт в тяжелых ситуациях? Вначале нужна интеллектуальная оценка событий и «отчуждение», позволяющее, взглянув на себя со стороны, уловить смешную сторону в ситуации и отыскать для ее выражения смешное в самом себе. В таком случае чувство юмора и остроумие кажутся слитыми воедино. Во многих жизненных ситуациях проявления чувства юмора крайне важны. Например, человек хочет обратиться с просьбой к знакомому, но не знает, как она будет воспринята. Отрицательный ответ крайне неприятен, и риск нарваться на него сковывает человека. В таком случае весьма кстати изложение просьбы как бы не всерьез, в шутливой форме. Если отказ на просьбу также выражается в шутливой форме, то получается, что и просьба высказана, и ответ получен, но обе стороны «сохранили лицо», никто не оказался в унизительном или неловком положении. Если ответ положительный, то собеседники после шутливых замечаний и реплик переходят к серьезному обсуждению планов реализации просьбы (или делового предложения). Здесь юмор используется для первоначального зондирования позиций сторон как безобидная форма разведки. В конфликтных ситуациях роль юмора бывает неоценима. Удачно сказанное шутливое слово разряжает обстановку, позволяет сторонам успокоиться, найти компромисс, не испытывая неловкости. Отсутствие чувства юмора или его нехватка, напротив, зачастую приводит к столкновениям по ничтожному поводу. Есть еще одна функция юмора. Когда человек волею судьбы или благодаря своим талантам обретает высокое положение, то общение со старыми знакомыми и друзьями осложняется. Непринужденность возвращается, если он сам «снизит» свое положение с помощью юмора. Почти все люди считают, что им присуще чувство юмора. Редко кто признается, что он лишен этого чувства. Избави вас Бог усомниться в наличии у кого-нибудь из ваших знакомых или близких чувства юмора — вы нанесете человеку оскорбление. Недостатки целесообразно изживать не путем их прямого осуждения, а с помощью добродушной иронии. В детях желательно не вызывать страх наказания за их проступки, а заставить улыбнуться, показав негативную сторону этих проступков. Чтобы оценивать юмор, нужно обладать определенной остротой восприятия. Последняя неодинакова у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одного приводит в восторг, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами. Замечено, что реакция аудитории на анекдот или короткую смешную историю во многом зависит от продолжительности паузы перед последней Фразой: если она угадана точно, то .следует дружный смех, если чуть недодержана — смеются не все. а если пауза слишком затянута — не смеется никто. Здесь играют роль даже доли секунды. Остроумные мысли и хлесткие фразы не всегда приходят на ум в нужный момент. В связи с этим нелишне иметь в своем арсенале определенный набор таких фраз. Известны несколько патологических состояний, пои которых человек теряет способность адекватно реагировать на шутку. У больных шизофренией отсутствует эмоциональная реакция на остроту или шутку. Хотя они легко улавливают и объясняют комический смысл остроумного анекдота, рассказа, им не бывает смешно. При прогрессировании заболевания теряется и способность осмысливать, улавливать смешное. Нарушение восприятия юмора при эпилепсии проявляется в склонности вести длинные рассуждения преимущественно нравоучительного характера, в нарастающем тугодумии, дотошности, в том. что внимание приковано к деталям в ущерб сущности явления. Снижение уровня остроумия отмечается в самом начале развивающегося атеросклероза сосудов головного мозга. Остроумие начинает угасать у склеротиков раньше других интеллектуальных функций. Расстройство остроумия характерно при опухолях и абсцессах лобных долей мозга. Хотя больные при этом весьма охотно шутят, но их шутки становятся плоскими и грубыми, сосредоточиваясь в основном вокруг физиологических отправлений организма. Этот «лобный» юмор бывает настолько характерен, что опытный врач по одной только манере острить способен заподозрить патологический процесс в лобной доли мозга. Патологическое остроумие встречается и у вполне здоровых и даже образованных людей, когда отсутствует критическая оценка своей речи. Обычно они неутомимо фонтанируют шутками, мало заботясь о реакции окружающих. Небезынтересно отметить, что вполне разумные люди, как правило, более здраво и трезво склонны оценивать качество чужих шуток, нежели своих собственных. Считают, что вообще в оценке собственных действий и действий других людей участвуют различные участки нервной системы. Об этом свидетельствует поведение человека в случае так называемой «литеральной парафразии» — своеобразного нарушения речи, когда больной путает буквы в слове, вследствие чего трудно понять, что он хочет сказать. Так как речь больного не понимают, он записывает сказанное на бумаге, но с теми же искажениями слов, не замечая ошибок. Но если другой человек своим почерком скопирует написанное больным и покажет ему. то последний тотчас же замечает неправильности. Различием анализаторов обусловлено распространенное явление, когда люди не замечают дефектов своей речи, в частности, слов-паразитов, а в чужой речи отмечают это без труда. Из сказанного следует, что для правки своего рукописного текста его необходимо отпечатать на пишущей машинке. Только после этого происходит «отчуждение» и могут быть обнаружены погрешности.
Юмор — не дар ума. Это дар сердца, сама добродетель, исходящая из богато одаренного сердца, если ему не позволено следовать своим побуждениям. Л. Берне Самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум. В. О. Ключевский Юмор — это спасательный круг на волнах жизни. В. Раабе Без юмора живут только глупые. М. М. Пришвин Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора. Ф. М. Достоевский
оптимизм Чтобы добиться положительных перемен в себе, необходимо прежде всего поверить, что эти перемены возможны. Природа человека весьма пластична и способна приспосабливаться к требованиям среды. Способность к адаптации, по сути, есть залог выживания и развития. Живое существо, будь то животное или человек, не умеющее приспосабливаться, отторгается средой. То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой приводят в движение социальный механизм, и, соответственно, им достается и большая доля предоставляемых обществом благ. Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины отказа они ищут в себе, а не в других: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерной или, наоборот, неубедительной; время и место были выбраны неудачно: человек, давший отказ, сам страдал от каких-то проблем и потому нуждается в понимании: причины отказа нужно проанализировать, перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Будучи оптимистами, такие люди чаще добиваются своего, чем проигрывают. Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он, как правило, более пассивен, внушаем и потому менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагают, что она свидетельствует об их неполноценности. Даже комплимент в свой адрес они воспринимают неправильно. Самооценка — это мнение человека о самом себе, сформированное в результате сравнения себя с другими людьми. Осуществляя такое сравнение, нужно иметь в виду следующее: • Немаловажно, кто избирается в качестве объекта для сравнения. Некоторых людей можно рассматривать как идеал, но не как точку отсчета. Выбрав неадекватный образец, вы не только повергнете себя во фрустрацию, но и утратите наслаждение от процесса самосовершенствования, сосредоточившись лишь на результате. • Обычно нам не известна цена, которую надо заплатить за успех. Возможно, если бы мы заранее знали, чего будет стоить достижение поставленной цели, то не стали бы к ней стремиться. • Успех, красота, интеллект, другие желанные атрибуты счастья определяются стандартами, зависящими от места, времени и социальных условий. Мы же часто рассматриваем их как нечто абсолютное. Такой подход способен оказать скверную услугу, если стандарты вдруг изменятся и придется приспосабливаться к новым критериям сравнения. К примеру, драматический актер, являющийся ведущим в провинциальном театре, может оказаться вне успеха в столице. Или молодой человек, считавшийся обладающим неординарными способностями в своей школе, вполне может оказаться посредственным по успеваемости в престижном университете, где приходится соперничать с такими же. как и он сам. неординарными личностями. • Необходимо осознать, в какой мере наша жизнь определяется чужими сценариями. Вам не удастся выработать адекватное самоощущение, если вы постоянно выполняете программы, составленные другими и для других. Надо найти в себе мужество, чтобы отвергнуть чужие планы, если они не приемлемы для вас. или изменить их так, чтобы и самому извлекать из них пользу. Зачастую мы даже не задумываемся над тем, как глубоко впитали чужие сценарии. Их пишут еще в детстве родители, учителя и другие носители функций социального контроля. Многое в этих сценариях весьма полезно, и, достигнув разумного возраста, мы охотно воспринимаем эти установки как свои собственные. Опасность подстерегает нас там. где в сценарий закладываются устремления родителей, которые они сами не смогли реализовать. Чтобы ощутить себя независимой целостной личностью, надо разобраться в сценарии собственной жизни, а затем сесть самому за его написание. И пусть это будет ваш собственный выбор. Запомните: с самоунижением должно быть покончено, если вы хотите добиться жизненного успеха. Даже если вы застенчивы, не позволяйте навешивать на себя ярлык низкой самооценки. Думайте о себе только хорошо, ставьте перед собой серьезные цели, достижение которых требует честолюбия, усердия и настойчивости. А потом научитесь честно и объективно оценивать то. чего удалось добиться. С целью формирования и развития уверенности в себе и в своих действиях нужно сделать следующее: Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформируйте свои цели. «Наши слабости нам не вредят, когда мы их знаем» (Г. Лихтенберг). Решите, что для вас ценно, во что вы верите и какой хотели бы видеть свою жизнь. «Ум. не имеющий никакой определенной цели, теряется: быть везде, значит не быть нигде» (М. Монтень). Проанализируйте свое прошлое и разбеситесь, что привело вас к нынешнему состоянию: постарайтесь понять и простить тех. кто заставил вас страдать и не оказал помощи, хотя и мог это сделать: простите и самому себе свои прошлые ошибки и промахи. «Тот. кто отказывается простить другому, как бы разрушает мост, по которому сам должен будет пройти, ибо каждый человек нуждается в прощении» (Э. Герберт). Ищите причины своего поведения в социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности. Никогда не говорите о себе плохо, особо избегайте приписывания себе таких отрицательных черт, как «глупый», «уродливый», «неспособный», «неисправимый». «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения» (М. Монтень). Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если не удастся изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них. Если ваши действия подвергаются конструктивной критике, воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать вас как личность. Из всякого поражения умейте извлекать уроки и даже выгоды; так вы можете узнать, что преследовали ложные цели, не стоящие ваших усилий. Спасает нас не то, что мы получили урок, а умение им воспользоваться. • Не позволяйте себе предаваться чувству вины и стыда: они не позволят вам добиться успеха. Позволяйте себе расслабиться; прислушивайтесь к своим мыслям, занимайтесь тем, что вам по душе. Практикуйтесь в общении; наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются между собой люди; решите, что вы хотите от них и что можете дать; дайте им понять, что вы открыты для взаимного обмена. «Один час интимного общения более сближает людей, чем целые годы обыденных отношений» (Ф. Р. Боденштедт). Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я»: оно гораздо сильнее и пластичнее, чем вам кажется; оно гнется, но не ломается; пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, нежели будет пребывать в бездействии и изоляции. Помните, что вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, повелевающий событиями. Если вы уверены в себе, то любое препятствие становится для вас вызовом, а вызов, побуждает к свершениям. «Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого» (Дж. Каннинг). САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Самостоятельность как свойство личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить г жизнь важные решения: во-вторых. ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и. в-третьих, убеждение в том. что такое поведение реально — возможно и морально — правильно Естественно, что все эти качества взаимосвязаны, поскольку отсутствие любого из них неизбежно деформирует целое. Так. независимость и решительность характера в сочетании с социальной безответственностью приводят к самодурству — капризному и неуправляемому индивидуалистическому произволу. Развитое чувство личной ответственности, накладываясь на нерешительность, лишает человека способности действовать, обрекая его на постоянные колебания и мучительное чувство вины за бездействие. Неуверенность же в реальной возможности или необходимости самостоятельных действии благоприятствует росту социальной пассивности и приспособленчеству. Известен ряд психологических качеств, способствующих формированию самостоятельности личности. Среди них - самоконтроль, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей или судьбу. Наблюдения, проводившиеся в течение длительного времени, за состоянием этих качеств, убеждают в следующем: несмотря на большие различия между людьми, эти глубинные характеристики самостоятельности сохраняются весьма устойчиво. В частности, стиль поведения в неординарных ситуациях можно подразделить на три категории. Одни люди, столкнувшись с объективными трудностями, собираются с силами и пытаются исправить не устраивающую их ситуацию. Другие сравнительно легко приспосабливаются к ней. меняя ради этого свое поведение, цели и установки. Третьи вместо того, чтобы преодолеть неблагоприятные обстоятельства или самим приспособиться к требованиям среды, предпочитают уйти из травмирующей их ситуации или уклониться от ее осознания (психологическая самозащита). Такие устойчивые типы поведения обусловлены, помимо особенностей восприятия и прошлого опыта личности, врожденными качествами темперамента, типом высшей нервной деятельности, и в немалой степени связаны также с конкретными обстоятельствами. Экспериментально установлено, к примеру, что отстаивание собственного суждения зависит от уверенности в себе; значимости возникших разногласий: меры авторитетности группы, сформировавшей неприемлемое суждение; положения индивида в этой группе и желания непременно остаться ее членом: наличия или отсутствия психологической поддержки (один против всех или меньшинство против большинства). Полную независимость от окружающих обнаруживают только шизофреники, обычно не обращающие никакого внимания на ситуацию. Абсолютное подчинение (конформизм) также, как правило, свидетельствует о психических отклонениях. Нормальный же человек в эксперименте. как и в жизни, определяет свою линию поведения с учетом всей доступной ему информации как о себе самом, так и об окружающих. Иными словами, как и другие характерологические черты, самостоятельность неразрывно связана с условиями среды и содержанием жизнедеятельности человека. Особенно наглядно сказанное проявляется в трудовой деятельности. Человек, чей труд относительно автономен, свободен от мелочного внешнего контроля, лучше осознает его внутренний смысл и ценность. Напротив, тесный внешний контроль вызывает у человека чувство собственного бессилия, что сказывается на его мировоззрении, а нередко даже приводит к нервно-психическим расстройствам. Чем меньше у личности самостоятельности в основном виде деятельности, тем больше она склонна и в других сферах жизни ориентироваться на авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим и тем вероятнее формирование у нее эмоциональных расстройств. Люди, занятые более сложной и самостоятельной деятельностью, отличаются и большей избирательностью досуга. Более самостоятельные в труде и обладающие большей психологической гибкостью люди выше ценят самостоятельность в своих детях и соответственно их воспитывают. Существует и обратная связь: интеллектуальная активность, гибкость и самостоятельность личности повышает уровень ее требований к содержанию и условиям своего труда. Те же самые закономерности действуют и в сфере обучения. Таким образом, рутинный труд и нетворческое обучение формируют людей, ориентированных на так называемый репродуктивный, нетворческий стиль жизни. Впечатляющие данные о роли раннего детства в становлении личности обусловили распространение фаталистических взглядов, будто первые годы жизни раз и навсегда предопределяют будущие качества взрослого человека. На самом же деле в детстве закладываются только предпосылки и возможности будущего развития, а как именно и насколько они реализуются — это зависит от последующего жизненного опыта. Задатки, не находящие себе применения, с возрастом способны атрофироваться: кто из нас не встречал людей, казавшихся в детстве весьма самобытными, которые позже становились унылыми соглашателями и не более того? Известно и обратное: оказавшись в условиях, требующих ответственных решений, человек резко повышает свою самостоятельность, причем такое нередко происходит уже со сложившимися взрослыми людьми. А благоприобретенный опыт в одной сфере деятельности пробуждает вкус к творчеству в других областях. Таким образом, потребность к самостоятельности и творческой жизни заложена в самой природе человека, нужно только разбудить ее. Нередко люди дают высокую оценку постоянству убеждений и жизненных планов. Человек-монолит априорно вызывает больше уважения и симпатий, чем человек-флюгер. Но эта безусловность — вещь коварная. По остроумному замечанию В. О. Ключевского, «твердость убеждений — чаще инерция мысли, чем последовательность мышления». Творческая, самостоятельная личность должна не только сопротивляться давлению извне, но и быть способной, если нужно, критически пересматривать свои собственные, ранее выработанные воззрения и планы, откликаясь на биение пульса жизни и свободно выражая свои эмоциональные переживания. Готовых рецептов формирования самостоятельности не существует. Жесткая дисциплина так же противопоказана ей, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой не способны выковаться требуемые наклонности. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с детства совершать поступки и принимать за них ответственность. Без этого мальчик превращается в существо мужского пола среднего, а затем и пожилого возраста, но мужчиной так и не становится. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и воле: какова бывает широта взглядов, такова и широта жизненных решений. Самостоятельность всегда сопряжена с определенным риском. Это особенно наглядно проявляется при выборе моральных решений, когда человек должен принять на себя ответственность за других, вступает в борьбу за ценности, достижимость которых проблематична. Но без риска не бывает ни ощущения полноты личного бытия, ни радости преодоления. И хотя самостоятельные люди постоянно служат возмутителями чьего-то спокойствия, без них трудно представить себе движение вперед. Настоящая жизнь способна находить себе опору только в самостоятельности, ибо опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление. НАСТОЙЧИВОСТЬ Настойчивость — существенный фактор материализации желания. Это один из корней силы воли. В слове «настойчивость» нет ничего, что могло бы быть героическим само по себе. Но люди, обладающие этим качеством, подобны руде, из которой можно выплавлять металл. Отсутствие настойчивости — самая распространенная причина поражения. Многие люди при первом признаке неудачи готовы сразу же отказаться от своих целей и намерений. И только немногие сражаются до конца, презрев все трудности, пока не добьются своего. Отсутствие должной настойчивости — это слабость, которая может быть преодолена при определенном усилии. Все зависит лишь от силы желания и веры в успех дела. Начало любого достижения — мечта и желание. Маленькая прихоть дает небольшой результат так же, как слабый огонь приносит совсем немного тепла. Разожгите в себе пламя желания, чтобы оно горело по-настоящему, и вы излечите себя от несчастья, именуемого недостатком настойчивости. Настойчивость является лучшей страховкой от всех неприятностей. Сколько бы вас не преследовали неудачи, вы все равно окажетесь на вершине деловой или общественной лестницы. Может создаться впечатление, будто существует некий таинственный невидимка, экзаменующий людей на выносливость, ставящий перед ними трудноразрешимые проблемы. Такое ощущение особенно часто появляется у тех, кто при неудачах не пасовал, а продолжал идти к намеченной цели. Невидимый помощник еще никому не позволил добиться большого успеха, не испытав его на настойчивость. Тем, кто не справился с этим тестом, он просто не ставил оценок. Те же, кто его успешно прошел, получали самое щедрое вознаграждение — в виде достижения желаемой цели. И это еще не все: им выпало неизмеримо больше, чем просто материальная и духовная компенсация. Они приобрели осознание того, что каждая неудача несет в себе зерно благоприятного исхода — в будущем. Есть люди, которые по собственному опыту знают, что настойчивость — это крепость. В ней они спасаются от опасностей и с таким упорством претворяют в жизнь свои желания, что поражения рано или поздно оборачиваются победами. Мы всегда смотрим на жизнь как бы с обочины дороги, откуда хорошо видно большое число упавших и уже не поднявшихся людей. И лишь немногие сумели воспринять поражение как толчок к новому усилию, не захотели приспосабливаться к сюрпризам, которые порой преподносит жизнь. К счастью, есть молчаливая и неотразимая сила, приходящая как спасение к людям, продолжающим бороться в море всеобщего уныния. Лучшего определения, чем настойчивость, ей, право же, не найти. Ведь известно: у кого нет настойчивости, тот может и не помышлять об успехе. При наличии желания, через воображение, благодаря вере может быть достигнут успех любого начинания. Но для этого необходим четкий план реализации намеченных целей. Прежде всего нужно взять в союзники несколько интеллектуально развитых людей, имеющих опыт, образование. природные способности и воображение, сформировать так называемый «мозговой центр». Договоритесь встречаться с ними как можно чаще до тех пор, пока сообща вы не составите детальный план действий, который устраивал бы вас в наибольшей мере. «Мозговой центр» не способен функционировать без психологической совместимости всех его участников. Сохраняя гармоничные отношения с членами вашей интеллектуальной группы, вы будете готовы к любому неудачному повороту дела. Любой человек, занимающийся бизнесом, знает, как сложно заставить своих коллег работать в духе, хотя бы отдаленно напоминающем согласие. Как правило, достаточного опыта, образования, способностей, знаний, необходимых для достижения успеха, нет ни у кого. Какой бы план вы ни разработали, все равно он должен быть плодом коллективного разума, обязан пройти экспертизу «мозгового центра». Если первый же разработанный вами план провалился, не расстраивайтесь, а замените его другим. Если и эта попытка будет неудачной, садитесь за разработку следующего проекта и ищите нетривиальное решение — пока план не заработает. Большинство неглупых людей не может обойтись без плана, каким бы видом деятельности они не занимались. Главное, чтобы этот план был реальным и жизнеспособным. Временная неудача в реализации ваших целей означает только одно — в вашем проекте что-то не так. Миллионы людей всю жизнь не могут выбраться из неудач и бедности только по одной причине — из-за отсутствия хорошо продуманного плана действий. Достижения и успехи целиком и полностью зависят от глубины его проработки. Когда мы говорим о людях, достигших успехов, как нам кажется, в одночасье, мы совсем не замечаем тех временных неудач, которые им пришлось преодолеть задолго до того, как «улыбнулось счастье». Никто не должен тешить себя надеждой на успех, не пройдя через полосу временных неудач. Подбирая интеллектуальную группу, старайтесь остановить выбор на тех, кто не делает трагедии из временных неудач. Когда наступает полоса неудач, — это лишь сигнал о том, что ваш план или методы его реализации недостаточно отработаны. Если вы бросаете дело, не достигнув желаемой цели, значит, вы либо ленивы, либо у вас не хватает силы воли и настойчивости. У вашей неудачи не может быть никаких оправданий. Успех же, напротив, не нуждается ни в каких оправданиях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |