Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблематика и поэтика поздних рассказов А.И.Солженицына.




В основу произведений положены факты, а образы героев имеют реальных прототипов, автор делает сознательную установку на минимальный вымысел. Важнейшее значение для него имеет критерий жизненной правды, без которой нет правды художественной. В таком подходе к пониманию сути искусства отражается религиозное восприятие мира, свойственное Солженицыну.

По сути дела, Солженицын - своеобразный словесный нумизмат, часто археолог языка.

. К тому же помимо монет Солженицын-нумизмат использует и знаки быта, уличные вывески, голоса молвы, анекдоты, профессиональные жаргоны. Слово Солженицына в результате языкового расширения напоминает часто отчищенную, но перечеканенную монету, подправленную вывеску, где старое изображение окружено полутонами, новыми подробностями, изменено с помощью приставки или суффикса.

Для Солженицына, как и для позднего Толстого, настоящее искусство немыслимо без ориентации на нравственный и этический абсолют. Тем не менее в творчестве Солженицына авторское «я» присутствует в степени более прямой и мощной, чем даже в «Анне Карениной» Толстого или «Записках мертвого дома» Достоевского. Именно поэтому его книги нас будоражат, восхищают, заставляют остановиться и задуматься над своей дорогой в жизни, пересмотреть свои взгляды и ценности. Художественные работы Солженицына чаще всего представляют собой прямую текстуализацию - литературное изложение и осмысление - периодов или мгновений из реальной жизни автора. Это мифоэпическое измерение сквозит даже в таких деталях, как одежда персонажей. Солженицын мастерски владеет арсеналом приемов художественного письма, разработанных его великими предшественниками еще в девятнадцатом веке. Его герои по-толстовски, по-диккенсовски выпуклы. Читатель имеет возможность представить их зрительно, осязательно, на слух.

Но самое главное - они наполнены сложным, динамичным, эмоциональным и психологическим содержанием. Поэтому он как бы вне моды, вне времени, ведь темы, подымающиеся в его произведениях, будут актуальны во все времена и навсегда останутся по-отечески близкими нашим сердцам.

То, что Солженицын принес в литературу - не узкая правда, не правда сообщения. Тюремные и лагерные сюжеты, нищета деревни, бесправие народа - были обычной темой разговоров, переписки, своего рода частных жанров. Эти жанры не пересекались с письменной литературой не только из-за недостатка гражданского мужества. Не было языка, пригодного для изображения этой новой реальности.

Путь «писателя, озабоченного правдой», который избрал Александр Исаевич Солженицын, требовал не только бесстрашия - в одиночку выстаивать против махины диктаторского режима: это был и самый трудный творческий путь. И только выдающемуся таланту дано так написать страшную правду, чтобы читатель ощутил чужие страдания как свою собственную боль. Боль, которой так и не переболели мы, его читатели, отчего его талант для нас и по сей день остается загадочен и недоступен.

В наш век, когда стало модно дискредитировать моральные ценности, когда само слово «мораль» так часто берется в кавычки, - огромная заслуга Солженицына заключается в том, что и своими произведениями, и своим смелым стоянием за правду он способствует реабилитации этики, в которой так нуждается наш век. Солженицыну удалась одна из самых трудных задач моральной философии - дать апологию добра без налета скуки. Солженицын как писатель сумел художественно заинтересовать читателей добром. В своем творчестве он напоминает читателям о самом главном - в человеке - о том, что делает человека человеком - о его этической сущности, о вечном в человеке. О том, что так сейчас не хватает всем нам, жителям ХХI тысячелетия, нам, его читателям, поклонникам его творчества и их противникам, всем тем, кому не безразличен завтрашний день.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 469.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...