Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обязательства перед коллегами




   Архитекторы обязаны, уважая свои права, уважать права своих коллег, их профессиональные стремления и вклад внесенный в работу другими лицами.

Архитекторы должны:

   5.1. Уважать свои права и права своих коллег, их профессиональные стремления, вклад в развитие архитектуры;

  5.2. Исключать навязывание своих творческих убеждений и методов решения профессиональных задач при экспертизе, согласовании или публичном обсуждении работы другого архитектора, рассматривая это как грубое вмешательство в авторскую компетенцию коллеги;

  5.3. Отказаться от предложений на выполнение работ по проекту, автором которого является их коллега, за исключением тех случаем, когда это делается по взаимному согласию.

Архитекторы не должны соглашаться принимать заказ, если это затрагивает авторское право, честь и достоинство другого архитектора;

   5.4. В своей профессиональной практике не допускать каких-либо действий, наносящих ущерб своим коллегам, обществу, заказчику при возникновении противоречий между их интересами;

  5.5. Заботясь о своей профессиональной репутации, опираясь на достоинства своих произведений и качество услуг, воздавать должное профессиональным достижениям коллег;

    5.6. Осуществляя функции руководителя обеспечивать своим коллегам и сотрудникам достойные условия работы, справедливо компенсировать их труд и содействовать их профессиональному росту.

  Если для разработки проекта формируется авторский коллектив, то все его члены должны быть поставлены в известность о степени их участия. При добросовестном исполнении членом авторского состава своих обязанностей никто, в том числе и руководитель проекта, не имеет права произвольно менять состав и роли в авторском коллективе.

Не допускаются изменения в составе авторского коллектива при представлении проекта на смотр, конкурс, к награждению;

5.7. Назначить оплату за свои профессиональные услуги в размерах, объективно достаточных для качественного выполнения работ в необходимом объеме. Они не должны пересматривать расчеты оплаты, сравнивая их с размером оплаты, запрашиваемой другим архитектором за те же услуги.

Это призвано защитить клиента и общество от недобросовестного занижения стоимости проектных работ и снижения их качества;

  5.8. Сотрудничать с архитектурными органами той территории, где реализуется его проект путем взаимных контактов, согласований и обмена информацией.

Архитекторы не должны:

  5.9. Допускать дискриминации на основании расы, религиозных убеждений, инвалидности, пола, семейного положения или возраста;

5.10. Использовать оригинальную идею, не сославшись на автора;

  5.11. В общении с властями, заказчиками, представителями СМИ и своими коллегами, допускать прямого или косвенного очернительства труда другого архитектора, что не исключает справедливой критики в диспутах и профессиональной печати;

5.12. В целях получения заказов не допускается прибегать к нечестным методам конкуренции, вплоть до предложения своих услуг за меньшее вознаграждение при помощи административного нажима или иным путем;

5.13. Занимая должность в государственных, муниципальных органах и общественных организациях, архитектор не должен использовать свое служебное положение в целях своей приватной архитектурной деятельности, получения заказов, включения в авторские коллективы, а также для получения права участия в заказных конкурсах.

В то же время архитектор, выполняющий проект, не должен предлагать другому архитектору, занимающему высокую должность в муниципальных и других органах, войти в авторский состав этого проекта для обеспечения надежного прохождения проекта в согласующих и утверждающих инстанциях;

  5.14. Принимать участия в конкурсах, которые МСА или его национальные организации объявили неприемлемыми;

5.15. В случае назначения членами жюри или экспертами в профессиональном конкурсе участвовать ни прямо, ни косвенно и ни в каком ином качестве в этой работе.

В соответствии с Положением о Коллегии профессиональной этики Союза архитекторов России по спорным вопросам, относящимся к сфере этических отношений между коллегами, архитекторам следует обращаться в местные Комиссии профессиональной этики. В случае, когда на уровне региональной и межрегиональной организации СА спор не может быть разрешен, архитектор может обратиться в Коллегию профессиональной этики СА России.

  1. Социальная роль архитектора. (Социальное - отражение отношений между людьми)

Архитектура представляет собой особый вид интеллектуальной и материальной дея­тельности.

  В результате реализации архитектурных проектов человечество осознанно формирует для себя ис­кусственную среду обитания.

Архитектор — это личность, которая отличается от дру­гих людей тем, что она наделена от природы даром особо­го видения окружающей нас среды и умением создавать в этой среде объемно-пластические, гармоничные компози­ции в виде зданий, сооружений, искусственного ландшаф­та.

      Но вместе с тем, архитектор – член общества.

Архитектор участвует в формировании пространства жизнедеятельности человеческого сообщества.

 Какова же его роль в этом участии?

 

Всю  история развития человечества  можно представить в виде истории мировой архитектуры и градостроительства. Анализ этой истории показывает, что все процессы, происходящие в обществе, так или иначе, находят свое отражение в произведениях архитектуры.

 

      

 

Архитектура — самый главный и почти единственный осязаемый материальный свидетель истории народа, страны, культуры своего времени.

В книге можно описать то, чего не было, историю можно исказить в угоду заказчику, на полотне можно изобразить любую фантазию художника, музыка вообще отражает только ассоциативное и абстрагированное восприятие мира.

 И лишь архитектура, используя абстрактные и изобразительные формы, не только отражает мир, в котором мы живем (как искусство), но и является самим этим миром.

Именно эта особенность архитектурной деятельности опре­деляет социальное положение архитектора, его роль в исто­рии своего государства.

  Приведу несколько примеров.

Социальная структура Древнего Египта базировалась на деспотизме.

 Главным владельцем египетских земель был фараон, в его руках была сосредоточена вся власть.

 Более того, фараон – царь равен богу. Для египтян религия была важнее,  чем заботы о жилище и хлебе насущном.

А теперь посмотрим на архитектуру Древнего Египта, которая прославляла своих правителей и своих богов, и сохранившиеся памятники служили исключительно религиозным целям.

 

Луксорский храм в Фивах.

 

Политическое устройство Древней Греции базировалось на полисной демократии.

Каждый свободнорожденный (не раб) становился гражданином полиса.

В годы правления Перикла Афинское государство управлялось народным собранием, которое юридически обладало всей полнотой верховной власти.

Посмотрим на греческие города: помимо Акрополя (греч. "высокий город") все древнегреческие города  имели площадь (агору), окруженную общественными зданиями. На ней располагались школы, здание совета старейшин, базилика, здание для пиров и собраний, а также храмы. По периметру агоры иногда ставились статуи.

Здесь обсуждались важные вопросы внутренней и внешней жизни полиса. Любой гражданин полиса имел право участвовать в этих собраниях.

И такое состояние общества находило отражение в архитектуре.

 

Стадион в Дельфах.

Панафинейский (всеафинский) стадион в Афинах. 1896 год. Открытие Первых Олимпийских игр

К слову сказать, это не тот стадион, где проходили, по – настоящему первые олимпийские соревнования. Первые соревнования состоялись в 770г. до нашей эры в небольшом поселении Олимпия

на юго‑западе Греции  на полуострове — Пелопоннес

  История Римской империи насчитывает около 5 веков.    

Наивысшего расцвета Римская империя достигает  во II веке н. э., когда под её контролем оказалось пространство от современной Англии на севере до Эфиопии на юге и от Ирана на востоке до Португалии на западе.

Политическое устройство и территории римской империи в разные эпохи менялись ( республика , автократия, военный деспотизм).

От акведуков и базилик времен республики через триумфальные арки и Колизей к мавзолею Адриана.

 

 Римский форум. Около 4 века до н. э.

 

 

Триумфальная арка  Тита. 81г. н.э.

     

 

 

Мавзолей Адриана. 139г. н.э.

 

Очень яркий пример взаимоотношений общества и архитектора дает Тре́тий рейх (1933-1945).

Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство, в котором контролю подвергались все сферы жизни общества.

В стране действовала одна партия «Национал-социалистическая немецкая рабочая партия», которой руководил Адольф Гитлер (официальный титул — «фюрер и рейхсканцлер»), и которая определяла  господствующую идеологию.

Архитектура Третьего рейха обращалась к античной классике, которая при этом творчески перерабатывалась в минималистичном духе суровых тевтонских традиций.

Грандиозные размеры, рубленые прямоугольные формы, бесконечные колоннады и арки — должны были вызывать чувство преклонения  перед мощью Третьего рейха. Так работали архитекторы Третьего рейха, среди них, без сомненья, талантливый Альберт Шпеер (1905,Мангем – 1981,Лондон) 

 

Для справки:

Член НСДАП с 1931 года. С 1937 года - генеральный инспектор имперской столицы по строительству,

с 1942 года - рейхсминистр вооружений и боеприпасов.

   Во время Нюрнбергского процесса против главных военных преступников был одним из немногих обвиняемых, которые признали свою вину.

1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге признал Шпеера виновным в совершении военных преступлений и преступлений против человечности и приговорил его к 20-ти годам тюремного заключения. В вину ему было поставлено использование труда заключённых концлагерей.

В 1966 году Шпеер вышел из тюрьмы, отсидев весь срок заключения.

Альберт Шпеер скоропостижно скончался в 1981 году в возрасте 76 лет в Лондоне от кровоизлияния в мозг.

 

Зал собраний НСДАП в Нюрнберге, арх. Людвиг и Франц Руффы. 1935г.

 

 

Выставочный комплекс Messe Berlin, арх. Рихард Эрмиш. 1937г.

Суровая архитектура, не оставляющая места для сантиментов.

Главная трибуна Рейха (Трибуна “Цеппелин”), арх. Альберт Шпеер. 1937г.

 

Рейхсканцелярия, арх. Альберт Шпеер. 1938г.

 

Международная выставка в Париже 1937г.

В центре территории Экспо-37 разместились павильоны двух конфликтующих держав.

Павильоны Германии и Советского Союза «с их символическими кумирами – с презрительно отворачивающимся орлом и с неистово наступающими на него пролетарскими гигантами» (А.Бенуа)

Архитекторы Борис Иофан и Альберт Шпеер.

 

Скульптурные группы павильонов: «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и «Товарищество»

Йозефа Торака.

  После такого явленного противостояния двух государств, возникает вопрос: а на чем основано было наше государство? И какие были отношения между советскими архитекторами и советским обществом?

 

Санаторий имени Ворошилова (Центральный военный санаторий) 1930—1934 г. в Сочи, арх. Мирон Мержанов (1895 – 1975г.)

 

 

Днепрогэс арх. братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 18882-1950, Александр 1883-1959). 1927-1932г.

Жилой дом, арх. Иван Жолтовский. 1934 г.

 

 

Станция «Красные Ворота», арх. Иван Фомин, вестибюль арх. Николай Ладовский. 1938г.

 

Государственная Библиотека СССР имени В. И. Ленина. Арх. Владимир  Щуко, Владимир Гельфрейх. 1939г.

 

Архитект ор всегда выполняет заказ общества.

Возьму на себя смелость утверждать: архитектор не может быть абсолютно свободен в своем творчестве. У него всегда есть соавтор – государство.

Архитектор женат один раз и на всю жизнь на обществе.

 

 

Источники:

- Гражданский кодекс от 18.12.06 № 230-ФЗ. Часть 1, раздел 1, подраздел 3 «Объекты гражданских прав», часть 4, раздел 7, главы 69,70, 71, 77)-(« Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

- Федеральный закон об архитектурной деятельности № 169-ФЗ от 18.10.1995г.(редакция 2016)

- Рекомендации по защите интеллектуально собственности – проектной продукции - в процессе создания и реализации инвестиционных проектов. МДС 11-12.2000

- IV Очередной Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество:глобальные вызовы и региональное развитие» Секция 40. Социология архитектуры. Баранова Л. М.

        http://arch-sochi.ru/2009/11/stroyka1930-e/

http://fb.ru/article/214677/drevniy-egipet-sotsialnaya-struktura-i-ee-osobennosti

http://megaobuchalka.ru/5/31786.html

http://fb.ru/article/309036/arhitektura-drevnegrecheskaya-elementyi-i-osobennosti

https://reich-erwacht.livejournal.com/149868.html

 

Социальная позиция арх-ра

1) Арх-ражизнеустроительство;

2) Арх-р – технолог (способность выделить доминирующие социальные процессы и в соответствии с ними создать пространственное решение);

3) Арх-р – средовик (формирование среды с равными условиями и возможностями для реализации всех социальных процессов);

4) Арх-р – проектирующий историк архитектуры (роль арх-ра в настоящем, будущем и прошлом; арх-ру надо учитывать не только искусственные и технические процессы, но надо понимать и естественные процессы формирования среды.   

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...