Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: МАЛЫШ НАЧАЛ ХОДИТЬ⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
Определите, что для вас в суждениях психологов было новым, что бы вы обязательно использовали в воспитании своего ребенка? Внимание – кризис! Развитие ребенка таит в себе много подводных камней. На смену постепенному накоплению изменений в личности ребенка приходит бурный перелом, появляются своеволие, капризы, прочие сложности. Ребенок в очень короткий срок неузнаваемо меняется. Такой кризис наступает в конце первого года жизни. Что же происходит? – Умение ходить сильно расширяет жизненное пространство малыша, он давно стремился вырваться из кроватки и манежа. – В этом новом пространстве он обнаруживает невероятно интересные вещи, которые со свойственной ему любознательностью хочет изучить. – Он уже не так беспомощен, многое умеет, поэтому требует права быть самостоятельным. – Всякое препятствие, ограничивающее исследовательский пыл, встречает бурный протест малыша. – И все-таки он еще очень мал, и ему нужна помощь взрослого. Ребенок в этом возрасте чрезвычайно чувствителен и к отношению взрослых, именно сейчас у него закладывается умение оценивать самого себя. Как смягчить кризис? Главное – понять, что начинается новый этап в жизни ребенка и прежние методы обращения с ним бесполезны, даже вредны. Невозможно повернуть развитие вспять или остановить его. Ваша задача – ввести малыша в открывающийся перед ним мир. Чтобы не портить нервы, сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите лекарства повыше и заприте их на ключ. Не оставляйте на столах ножи, ножницы и иголки. Не давайте ребенку пуговиц, которыми он может подавиться. Но это только полдела. Уберечь ребенка от всего на свете вам не удастся. Он все равно будет грызть, сосать и глотать все, что попадется ему под руку, потому что рот остается пока основным инструментом исследования, и ваша главная цель – дать ему в руки новый, более совершенный. И этот инструмент – умелое обращение с предметами. Оно включает прежде всего умение пользоваться заложенными в предметах свойствами. В каждой игрушке – от кубика до модели космической ракеты – скрыт огромный развивающий смысл. Малыш с вашей помощью должен понять, что кубик – это не только и не столько предмет, который можно грызть и которым можно стучать, а прежде всего – материал, из которого можно построить сначала башню, потом дорожку, потом домик, а затем и целый город. Возьмите в свои руки руководство игрой малыша, и вы увидите, как, поняв принцип обращения с игрушкой, ребенок начнет совершать собственные открытия. И это будет для него гораздо интереснее, чем грызть башмаки и выбрасывать игрушки из манежа. Не забывайте только похвалить малыша – ваша оценка пока единственное мерило его успехов. Инициатива ребенка, подкрепленная поощрением взрослого,– залог успешного продвижения вперед. На смену погремушкам и пищалкам в игровой уголок вашего ребенка должны прийти те предметы, с помощью которых можно изучать самые разные свойства вещей, конструировать и проявлять смекалку. Постоянную занятость мамы или бабушки на кухне можно использовать с большой пользой для малыша. Посадите его в высокий стульчик рядом с собой и, готовя еду, объясняйте ребенку, что вы делаете, показывайте и называйте те предметы, которые держите в руках. Через некоторое время вы убедитесь: ваши действия перенесены ребенком в ролевые игры.
Тест «СКАЖИ МНЕ, КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНО...»
Проверьте, правильно ли вы угадали эмоциональное состояние на каждом рисунке. Правильные ответы: 1 – внимание, удивление; 2 – сомнение, недоумение; 3 – недовольство, брезгливость; 4 – отвращение; 5 – агрессия, жестокость; б – смех; 7 – горе, печаль; 8 – презрение. Если вы правильно «прочитали» шесть и более рисунков, значит, вы внимательны, наблюдательны, хорошо различаете нюансы мимики, что предсказывает наличие у вас большого воспитательного потенциала. Вы хорошо сможете разобраться в психологии ребенка, вовремя заметить изменения в его поведении, проявите сочувствие и сопереживание.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
Мнение психолога (I) 1. Даже младенец смотрит на погремушку всего 1–3 минуты, если она висит над его кроваткой. Но стоит взять ее в руки взрослому, и малыш будет наблюдать за ней уже около получаса. Стоит «побриться» с помощью кубика, и ребенок оставит папину бритву в покое. 2. Спят с любимыми игрушками многие дети. Малыши рассказывают им сказки, поют песни – так легче засыпается; делятся своими радостями или огорчениями – у взрослого часто не хватает времени их выслушать. Детям свойственно «оживлять» игрушки – поэтому они так переживают, когда родители выбрасывают старого зайца с оторванным ухом. Вспомните поговорку: старый друг лучше новых двух. Если же ребенок попросил игрушку неожиданно – есть повод для тревоги. Может быть, ваш малыш попал в трудную ситуацию и ищет поддержки. Или он заболевает – больные дети всегда требуют, чтобы кто-то был рядом. 3. Для детей неуверенных нужны маленькие игрушки. Лучше, если это будет бельчонок, зайчонок, мышка, т. е. зверюшка, которую надо опекать, оберегать. Защита более слабого поможет ребенку избавиться от комплексов. Какой должна быть игра? В детстве она является важнейшей деятельностью ребенка, помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, в момент игры он может стать кем угодно и быть где угодно. Это очень важно – ведь в реальной жизни ребенок полностью зависим от взрослого. Нам, взрослым, важно уметь включиться в игру ребенка на равных – авторитет и преимущества возраста здесь теряют свою силу. Надо позаботиться о том, чтобы в течение дня у детей было достаточно свободного времени на развлечения, чтобы игрушки были интересными, разнообразными и понятными им, находились в доступном месте. Нельзя резко обрывать игру детей; если им пора есть или спать – дайте еще 5–10 минут, чтобы они могли ее закончить. Требуя порядка в комнате, все-таки не заставляйте ребенка разрушать с таким трудом построенный им домик, тем более если завтра он опять ему понадобится. Нельзя диктовать сыну или дочке, во что и как играть, даже если вам не нравятся их игры. Дайте возможность ребенку свободно выражать любые свои эмоции, даже агрессию, разыгрывать любые сюжеты, раздевать и разбирать игрушки независимо от их стоимости. Итак, начнем играть с детьми. Но как? Знаете ли вы, например, что с трехлетним ребенком играют иначе, чем с шестилетним? Дети 3 – 4 лет Включаясь в игру, взрослый выполняет в ней главную роль – много говорит, показывая, что и как делать. Когда он «врач» – ставит градусник, делает уколы; когда «повар» – режет овощи, варит суп. При этом надо использовать не только игрушки, но и различные предметы: палочку вместо градусника, ложку вместо шприца. Нужно показать ребенку, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно – стоит только пофантазировать. Подвижные игры для малышей должны включать от 1 до 32 правил. Из настольных – простейшие виды лото, матрешки, конструкторы, мозаика. Дети 4 – 5 лет Они уже понимают прелесть игры со сверстниками. Поэтому в игре взрослый участвует уже на вторых ролях: дочки, пациента, пассажира. Вы можете стать режиссером – придумать игру по сюжету небольшой сказки. Дети любят одеваться в костюмы, маски. У девочек резко возрастает интерес к маминым туфлям, сумочкам, бусам. Хорошо, если вы сможете пожертвовать кое-что из этих «сокровищ» для детских забав. Совершенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами... В эти годы ребята любят сооружать дома, крепости из подручного материала, например подушек. Дети 5 – 6 лет Настало время учить ребенка «осваивать» бадминтон, различные подвижные игры с бегом, прыжками. Используйте элемент соревнования – кто быстрее добежит, дальше прыгнет. Покажите, как выбрать водящего с помощью считалки, объясните, как правильно считаться, вспомните свои детские считалки. Характер игр становится творческим, созидающим. Особенно активно развивается воображение ребенка, его способность комбинировать полученные ранее впечатления в новые сочетания, поэтому и привлекают игры по нестандартным сюжетам. Можно предложить, например, вообразить встречу Колобка и... Красной Шапочки. Дети увлекаются шашками, домино, настольным бильярдом. А готовя ребенка к школе, купите ему магнитную азбуку, кубики с буквами. Используйте игры на развитие внимания, памяти, координации. Играя, ребенок познает мир. Поэтому обучение детей в игре в дошкольный период – лучший способ привить им различные навыки. Игрушки Часто причиной детской скуки становятся сами игрушки. Их скудный ассортимент, плохое качество, неудачный цвет и даже количество. Дети нередко просто манипулируют ими (например, куклу раздевают-одевают). Ребенка же нужно научить их оживлять. И это зависит от нашей фантазии. Психологи считают, что детям труднее придать другой смысл уже имеющемуся. С этой точки зрения куклы с закрывающимися глазами хуже для развития воображения, чем голыши. Количество игрушек В одной семье праздновали день рождения сына. Каждый гость приносил по две или три игрушки. Ребенок очень радовался подаркам, складывая их на отдельный столик. Вечером, когда все гости ушли, мать увидела расстроенного сына подле горы игрушек. «Мама,– с мольбой обратился ребенок,– с чем мне теперь играть?» Нам, взрослым, кажется, что от количества игрушек зависит радость ребенка. Чем их больше, тем детство счастливее. Отнюдь. Ребенок перестает ценить их. Отсюда и вечное канюченье «мама, купи мне игрушку», и нежелание их убирать. Спрячьте на время лишние игрушки. Когда ребенок наиграется оставленными, к ним можно добавить несколько из вашего запаса. Количество игрушек для ребенка определяется его способностью связывать их в единый сюжет. Например, солдатиков, даже если их много, объединить нетрудно, а попробуйте связать солдатика и фонендоскоп? Уборка игрушек Это один из самых распространенных поводов для конфликтов родителей и детей. Ребенок начал играть, он придумал сюжет, развивает его, преодолевает трудности, и вдруг, как гром среди ясного неба,– «тебе пора спать». Другое дело, когда ребенок разбрасывает игрушки по всей квартире и вообще не желает их убирать. Можно, конечно, его заставить, а можно использовать игру... Например, так. Ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали, беспокоились. Вечером папа вытащил из почтового ящика письмо, где игрушки писали, что они ушли. Родители очень сочувствовали малышу и помогли написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться. В дальнейшем уборка превратилась из скучной обязанности в проявление заботы и любви. Любимая игрушка Важно, чтобы она символизировала нечто живое. Пусть это будет кукла или мишка, Буратино или крокодил, которые станут членами вашей семьи. Любите их, позволяйте ребенку с ними есть и спать, ходить гулять и ездить в гости. Любимая игрушка для ребенка – зеркало, в которое он смотрится, чтобы осознать себя и свои поступки, на нее переносит свои отношения с окружающими. К сожалению, современные игрушки часто трудно назвать детскими – они «взрослые» и по замыслу, и по количеству деталей. Поэтому детям так трудно с ними играть. Хочу вспомнить рассказ Н. Адамян «Землечерпалочка». Папа, директор крупного завода, приучал дочь к технике. И когда дочь выбрала себе в подарок землечерпалку, был горд безмерно. Весь праздничный вечер ждал отец, пока гости заговорят о детях, а потом повел показывать дочь и игрушку. И что же? Девочка играла в принцессу Зем-лечерпалочку, к которой пришли гости... Советует психолог (II) С ростом неполных семей все более увеличивается число мальчишек, не знающих мужского воспитания. Довольно часто разведенный папа совсем устраняется от воспитания своих детей. Феминизация нашего воспитания вызывает тревогу и порождает массу проблем: у современных мужчин часто не хватает мужского начала, они становятся все более зависимыми, не способными постоять за себя и за семью, неуверенными в себе. Без сомнения, во многом это результат женского воспитания. Что же делать, чтобы мальчики все же усвоили мужские черты характера? Разные женщины находят разные решения. Первый вариант.Сменные отцы. Наташа развелась с мужем, когда Леше было всего два года. Она решила сделать все возможное, чтобы рядом с сыном (и, разумеется, с ней) был мужчина. Должен же мальчик видеть перед собой образец мужского поведения. Наташа старалась почаще приглашать в дом представителей сильного пола и всегда знакомила их с Лешей. Иногда Леша успевал привязаться к мужчинам и называл их «папой». Но когда они исчезали, Леша сначала переживал разрыв, но потом привыкал. А Наташа продолжала искать «сменных отцов», уверенная, что все это она делает не столько для себя, сколько для сына. Прогноз. Калейдоскоп сменяющихся в доме мужчин может иметь весьма печальные последствия для личности мальчика. И вряд ли они смогут продемонстрировать ему лучшие мужские образцы поведения. А разорванные привязанности наверняка будут травмировать мальчика, вселять уверенность в ненадежности окружающих людей и неустойчивости человеческих отношений. Скорее всего, мальчик вырастет циничным, недоверчивым и неуверенным в себе. Это мало похоже на мужские черты характера. И главное, он не сможет уважать свою маму. В лучшем случае он будет жалеть ее. Второй вариант.Придуманный папа. «Если у мальчика нет настоящего отца,– решила Екатерина,– его нужно придумать. Ведь придумать можно самого лучшего, самого мужественного, такого, о каком мечтаешь! Не то что современные хлюпики!» Она повесила на видное место портрет знаменитого актера в молодости, воплощающий, с ее точки зрения, типично мужские качества, и каждый вечер рассказывала мальчику истории про папу. Как он работает на Севере среди льдин и медведей, как он водит ледоколы и спасает людей, какой он сильный, смелый, решительный. Если мальчик капризничал или плакал, она объясняла, что папа никогда не плачет, а спокойно преодолевает все трудности. Если он не хотел делать уроки, она рассказывала, какой папа трудолюбивый и как он любит учиться. Папа превратился в недосягаемый идеал. Мальчик стремился походить на него во всем. Прогноз. Как бы мама ни прятала правду, как бы умело ни выдумывала, рано или поздно все раскроется. Мальчик будет сам стремиться узнать правду о своем отце и, конечно же, узнает. Трудно предсказать последствия этой драмы. Вряд ли он сможет простить матери этот «благородный» обман. Третий вариант.Мать заменяет отца. Татьяна сама росла без отца и знала, что это такое. Но она очень хотела вырастить своего сына сильным, мужественным, стойким и потому решила быть для него и матерью, и отцом одновременно. Она стремилась быть твердой и властной. Никогда не ласкала мальчика, не прощала ему малейшие слабости, подавляла всякое сопротивление и строго наказывала за любую провинность, Татьяна освоила приемы каратэ и самбо, играла с мальчиком в хоккей и футбол, показывала, как забивать гвозди и чинить стулья. Словом, старалась делать то, что, с ее точки зрения, должен делать каждый хороший отец. Прогноз. Мальчик, растущий без материнского тепла, уверенный, что мама скорее накажет, чем простит, становится не только несчастным, но и скованным, трусливым. Он всецело зависит от матери и без нее ничего не может, мать решает, чем ему заниматься, с кем дружить, определяет, что хорошо, а что плохо. Мужественная мама берет на себя всю ответственность за своего сына. Очевидно, что при таком воспитании мужские черты характера сыну просто не требуются. Выбрав подобную тактику поведения, мать лишает ребенка самого главного – уверенности в том, что его любят, всегда поймут и простят. Нарочито демонстрируя свою силу и властность, которые все равно остаются женскими, в какой-то мере нервными и истеричными, мать утрачивает главное, что составляет сущность женской натуры: доброту, чуткость, терпение. Так и не обретя отца, мальчик теряет самую надежную опору своего существования – маму. Где же выход? Оставайтесь мамой. Чтобы «полюс мужественности» концентрировался в сыне, ему должен противостоять «полюс женственности». Вырасти настоящим мужчиной сын может при следующих условиях: – Нужна, чтобы мальчик чувствовал, что мать слабее его, что она нуждается в его защите и помощи. Даже если он еще не слишком силен, он может помочь маме донести сумку из магазина, уступить более удобное место, взять на себя самую тяжелую работу в доме. Словом, нужно увидеть в своем сыне мужчину и дать ему понять, что от него многое зависит в их семье, что мать нуждается в его благородстве и защите. – С самого раннего детства мальчик должен иметь свободу выбора, уметь принимать решения. Пусть сначала он решает, чем заняться в свободное время, с кем дружить. Позже придется принимать решения потруднее: как себя вести в конфликте с товарищем, кем быть в будущем. Конечно, самостоятельность решений не исключает доброго и мудрого материнского совета. Но это должен быть именно совет, а не требование или принуждение. Окончательный выбор должен остаться за ним самим. Понятно, что такая свобода действий связана с определенным риском. Гораздо спокойнее руководить всеми действиями ребенка и направлять каждый его шаг по безопасной дорожке, но сын обязательно должен иметь право на собственные ошибки, синяки, промахи и должен расплачиваться за них сам. Только тогда он сможет почувствовать себя хозяином своего будущего. Только тогда он сможет вырасти мужчиной. Для учеников (III) Двойка – это эквивалент, цена труда. Хорошо, если ребенок, получив двойку, не замыкается на плохой отметке. Хорошо, если он не теряет оптимизма, способен посидеть лишний час над учебником и завтра «пару» исправить. Но как быть, если у него заниженный уровень притязаний? Ребенок не верит, что у него хватит сил самостоятельно выйти из сложной ситуации. И эта «заниженность» формируется нами, взрослыми. Сколько раз мы спешили с клеймящей оценкой: «Ты вообще не способен что-либо понять», «Ты – тугодум»... Повторив это несколько раз, нетрудно заметить, что ребенок перестал реагировать на обидные слова. Русский педагог Е.Водовозова приводила такой случай. Однажды она занималась с девочкой и похвалила ее за сообразительность. А девочка... разрыдалась: «Неправда, мама говорит, что я дура». Есть и другой вариант двойки, когда она играет объективно полезную роль. Двойки «полезны» для тех учеников, которые привыкли только к хорошим отметкам, что называется «зарываются». Например, ждут традиционных пяти баллов даже за невыученный урок. Им самим кажется, что двойка бьет по их авторитету и достоинству. И надо немало приложить усилий взрослым, не говоря уже об «обиженном», чтобы понять оправданность двойки и сделать для себя выводы. А каков же ваш ВЫВОД? Школьные отметки, и двойка не в последнюю очередь, играют важную роль в воспитании самых различных черт в характере ребенка – от застенчивости, замкнутости до, агрессии. Важно помнить, что мотив учения – не оценки, и самовыражение в них – не самый лучший способ утвердиться. Уважаемые дети! Ваши родители очень заняты и не всегда успевают поинтересоваться чем-либо, кроме оценок в дневнике. Расскажите им о том, что вы проходите, что вам интересно, какая у вас новая тема. И помните, что нельзя сосредотачиваться только на полученной двойке – она ведь только результат, которому предшествовал ваш труд. Пусть даже и не очень усердный. Не стоит опускать руки, а вот задуматься о качестве труда необходимо. Для родителей Для того чтобы понять, почему ребенок плохо учится, надо учесть ряд самых разных обстоятельств. Естественно, придется затратить время и силы, чтобы разобраться, а что происходит там, где вас нет (в школе), где вы не можете влиять ни на поведение детей, ни на реакцию взрослых. Может быть, у ребенка есть пробел в ранее полученных знаниях. На родительские собрания вы не ходите, а сын или дочь стыдятся признаться в своей несостоятельности. Допустим, что конкретные причины двоек установлены. Теперь вы знаете, что надо делать. Знаете, но не можете, потому что не хотите. Надо: систематически заниматься с сыном нелюбимой алгеброй. Доказать ему личным примером, что уметь решать трудные уравнения интересно, или просто наработать определенную схему решений. Естественно, что для этого требуется время. Но: вместо интересного детектива самому придется штудировать учебники. А мы эту алгебру в школе не любили и не знали. Надо: сходить к учительнице и поговорить с ней, постараться найти общий язык. Узнать ее самому, чтобы подсказать ребенку правильный стиль общения. Но: не исключено, что учительница знает о ребенке больше нас самих. А оказаться в роли учеников родителям не хочется. К тому же мы так устали после работы. Настроиться на доброжелательный разговор не так-то просто, хотя нужно. Надо: по утрам делать с ребенком зарядку, обтирать его холодной водой, чтобы на первом уроке географии он слушал рассказ учителя об Африке, а не видел про нее сны. Но: мы предпочитаем преподать ребенку урок неорганизованности – метаться утром по квартире, дожевывая «дежурный бутерброд». А вечером не без юмора рассказываем при ребенке о том, как устроили сами себе тихий час в рабочее время. Итак, не хочется, нет сил, не умею... И работаю как проклятый... Что же делать? Испеките любимые пирожки, уберитесь вместе в квартире. Сшейте новую юбку дочери, а сыну свяжите теплый красивый свитер. Словом, снимите ту напряженность, которая царит в семье из-за его плохих оценок. В разговоре с ребенком избавьтесь от ноток трагизма, пафоса, с которых вы неизменно заводите разговор об учебе. Не награждайте свое чадо нелестными эпитетами, не давайте ребенку понять, что после двойки ждать от него уже нечего. Не знаете математику, не любите биологию? Начните свои занятия с ребенком с того, что нравится вам самим. Ведь не все предметы были нелюбимыми – какую-то профессию вы все же выбрали. В конце концов совсем не обязательно сидеть за столом – объясните сыну физику, вместе починяя утюг. Запомните, что в жизни каждого человека должны быть дни отдыха от всякой работы. Не усаживайте свое детище на все каникулы за письменный стол – не делайте занятия заслуженной карой. Если вы считаете школьную отметку признаком никчемности или особой даровитости, попытайтесь вспомнить, что у вас было в пятом классе в третьей четверти по географии. Удалось? Вряд ли. Так, значит, та самая география, по которой у ребенка «пара», не сыграла роковую роль в вашей судьбе. И в судьбе ребенка, поверьте, тоже не сыграет.
Тест «ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?»
За каждый ответ «почти всегда» запишите себе 4 балла, «иногда» – 2 балла, «никогда» – 0. Суммируйте полученные баллы. Если сумма баллов 46–88 – ваши взаимоотношения прекрасны. 24–44 – неплохо. Меньше 24 баллов – стоит задуматься о характере ваших взаимоотношений с ребенком.
Тест-опросник РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Подсчитайте сумму баллов по каждой шкале. За каждый совпадающий ответ – 1 балл. 1. «Принятие-отвержение»: верно – 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 45, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 60; неверно –3,20, 27, 37, 38, 43, 44, 46, 56. 2. «Кооперация»: верно – 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. 3. «Симбиоз»: верно – 1, 5, 7, 28, 32, 33, 41, 58. 4. «Авторитарная гиперсоциализация»: верно – 2, 19, 48, 50, 57, 59. 5. «Маленький неудачник»: верно– И, 13, 17, 22, 30, 54, 61. Сопоставьте ваши результаты с характеристиками шкал. 1. «Принятие-отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы (низкие баллы – менее 9): родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы (высокие баллы – более 10): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения (высокий балл – более 6). Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. «Симбиоз» – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах (более 4) по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т. е. ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (более 3) по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5. «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (более 5) в родительском отношении данного родителя имеются стремления ин-фантилизовать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселая 3.А. Игра принимает всех. Мн., 1985. 2. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимоотношения. Киев, 1989. - Детский психолог. Ростов-на-Дону, 1993. Вып. 3–6. 3. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Практическая психология. Псков, 1994. 4. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М., 1991. 5. Женская психология: сборник тестов / Сост. Н.А.Литвинцева. М., 1994. 6. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995. 7. Каппони В., Новак Т. Сам себе авторитет / Пер. с чешек. СПб., 1995. 8. Книга практического психолога / Сост. А.Н.Беседин и др. Ч. I–П. Харьков, 1996. 9. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи. М., 1980. 10. Курс практической психологии / Автор-сост. Р.Р.Кашанов. Ижевск, 1995. 11. Лучшие психологические тесты / Пер. с англ. Е.А.Дружининой. Харьков, 1994. 12. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие / В.Л.Маришук и др. М., 1990. 13. Методы межличностного восприятия: спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. М., 1984. 14. Намазов В.Н., Жмыриков А.Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. М., 1988. 15. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995. 16. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1975. 17. Познай себя: 30 популярных тестов / Сост. М.И.Белый. М., 1992. 18. Предчувствие портрета / Сост. Е.Владимирова. Екатеринбург, 1992. 19. Психология личности: тесты, опросники, методики / Ав-торыгсост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. М., 1995. 20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. 21. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. 22. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 23. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 24. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995. 25. Столин В.В. Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ. Психология. М., 1984. № 2. 26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996. 27. Тесты, тесты, тесты... / Сост. О.Кулакова. Предисл. М.Мацковского. М., 1990. 28. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. Мн., 1990. 29. Фейгин 3.Э., Гнатюк-Данильчук Р.П. Справочник автолюбителя. Мн., 1978. 30. Цвен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988. 31. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. I. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995. 32. Шенкман С.Б. Мы – мужчины. Свердловск, 1985. 33. Энциклопедия практического самопознания / Сост., предисл. и коммент. А.И.Красило. М., 1994. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |