Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ХОРОШО ЛИ МАЛЫШ ПОДГОТОВЯТ К ШКОЛЕ?
Попробуйте самостоятельно изучить способность вашего ребенка к школьному обучению. Это можно сделать во время семейного отдыха. Итак, начинаем проверку. Умеет ли ваш ребенок слушать и выполнять указания взрослого? Возьмите тетрадный лист в клетку и предложите ребенку «порисовать красивые узоры». – Ты помнишь, где у тебя правая рука? Ну-ка вытяни ее в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А если налево, то в сторону окна. Длину линий определим по количеству клеток. Теперь покажите ребенку, откуда нужно начать рисунок, и диктуйте: – Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо и т. д. При правильном выполнении диктанта должен получиться узор идентичный вашему. Если ребенок допускает ошибку, поправьте его: 'этот узор тренировочный. Главное, чтобы он понял инструкцию. Пусть самостоятельно доведет рисунок до конца строки. Затем диктуйте следующий: – Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две направо. Одна вниз и т. д. Дальше рисуй сам. Ваша задача – дать ребенку три рисунка, не считая тренировочного. По ходу рисования уже не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. После двух-трех повторений фигур диктовку прекратите, пусть ребенок самостоятельно продолжит узор до конца строки. Теперь оценим результаты. Сначала работу по вашим указаниям: безошибочное воспроизведение с голоса – 4 балла, одна-две ошибки – 3 балла, за большее число ошибок – 2 балла. Если ошибок больше, чем правильных участков, ставится 1 балл, если правильных участков нет вовсе – О баллов. Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за каждый узор. К концу седьмого года за 2–3 месяца до школы эта цифра должна составить не менее 7 баллов. Оценки самостоятельного продолжения узоров обычно несколько ниже. Нормой можно считать 5 баллов. Развита ли у вашего ребенка механическая память? Вы зачитываете десять слов, не связанных между собой по смыслу. Большинство из них должны быть односложными, но 2–3 могут быть и двухсложными. Например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, пол, весна, сын. Теперь попросите ребенка их повторить. Во время выполнения всех заданий ничто не должно отвлекать внимание. Итак, малыш вспомнил несколько слов и уже никакие ваши подбадривания не помогают ему припомнить еще что-нибудь. Прочтите все слова снова и попросите его вспомнить и названные, и новые. Как правило, и со второго чтения ребенку не удается запомнить все слова, тогда вы читаете их третий раз, а если нужно – и четвертый. На листке фиксируйте результаты всех четырех проверок. Пятую проводите через час после заучивания. О хорошей памяти говорят следующие показатели: – с первого раза ребенок запомнил не менее пяти слов; – в итоге (после 3–4 чтений) выучено 9–10 слов; – за час забыто не более двух слов из выученных; – по ходу заучивания не было провалов, когда ребенок после одного из чтений вспомнил меньше слов, чем после предыдущего. В большинстве случаев провалы – признак нервного переутомления. Чтобы получить объективную, а не случайную картину, проверку можно повторить через несколько дней с новым набором слов. Развита ли у вашего ребенка логическая память? Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что вы хотите посмотреть, как он умеет помогать себе запоминать слова. – Я буду говорить слова, а ты к каждому из них быстро сделай рисунок. Неважно, будет ли он хорошим – главное, чтобы помог напомнить слово. Для запоминания предлагается 10–12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Каждое следующее слово говорите только тогда, когда рисунок готов. Если ребенок говорит, что не знает, как нарисовать, объясните ему, что нужна картинка только напоминающая слово, а не воспроизводящая предмет. После выполнения всех заданий рисунки забираются. Через час-полтора, показывая каждый из сделанных рисунков, вы спрашиваете, для какого он слова. Не поправляйте ребенка, если он вспомнил неверно, а задайте дополнительные вопросы: – Нет, тут было не «дети играют», а как? – Игра! – Правильно, а какая игра? В оценке результатов главное, понял ли ребенок, что рисунки должны стать средством запоминания слов. Не понимающий этого уже в самом процессе рисования забывает заданное слово. Обычно в таких случаях рисунки бывают крупными и весьма подробными, с большим количеством деталей, не относящихся к заданным словам. Когда деятельность ребенка выглядит так, нет смысла давать ему весь список, достаточно двух-трех слов. Опосредованная память и способность к использованию психологических средств у таких детей развита недостаточно. В шестилетнем возрасте встречается частичное понимание задания, т. е. пока ребенок рисует (схематично, некрупно), он помнит заданное слово, но позднее воспроизвести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в школу осталось не менее полугода и больше. Используйте эти задания для развития способностей будущего школьника. Если же остается всего один-два месяца, то можно опасаться трудностей с запоминанием учебного материала. С первых же дней следите, насколько хорошо понимает и запоминает ребенок учебный материал, сразу же повторите объяснение, если оно забыто. Трудности в выполнении этого задания могут быть обусловлены непониманием отличия слова от предмета, его обозначающего. Узнать это можно, предложив ребенку ответить на вопрос, какое слово длиннее? Предложите такие пары: карандаш – карандашик, червячок – змея, усики – усы, кот – котенок, хвост – хвостик. Перед заданием непременно объясните ребенку, что слово – это не вещь. Его можно написать, но не съесть, не передвинуть, не потрогать (приведите примеры). Если ребенок не различает слово и предмет, то выбирать он будет по зрительным представлениям (змея длиннее червячка). Нормально развитый ребенок дает правильный ответ. Он может объяснить, что в нем «больше букв» или «к слову приклеен хвостик» (уменьшительный суффикс) и т. д. Владеет ли ваш ребенок арифметическими операциями? К концу дошкольных лет ребенок должен свободно пересчитывать предметы в пределах десяти, разбираться в понятиях «больше» или «меньше», «столько же». Проверьте, может ли он складывать и вычитать. Возьмите коробок спичек и скажите: – Здесь лежат три спички. Затем покажите ему две и спросите, сколько их? Получив ответ, положите их в коробку и спросите, сколько теперь в коробке. Проделайте эту процедуру с разными количествами, затем скажите: – В коробке – шесть спичек. На глазах у ребенка выньте две и спросите, сколько осталось. Главное, чтобы содержимое коробки он не видел. Ребенок должен уметь прибавить 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7 или вычесть столько же от 4 до 10. Если счетные операции сформированы в пределах пяти-шести, то это тоже не страшно. Хуже, если ребенок вообще не способен проводить эти операции, не видя одного из слагаемых, если ему обязательно нужно самому пересчитать спички, лежащие в коробке. Готов ли ваш ребенок к овладению письмом? Предложите ему нарисовать несколько узоров. Начальную их часть нарисуйте сами. Для этого задания используется нелинованная бумага. Все предлагаемые задания должны выполняться не чаще раза в три-четыре месяца, чтобы оставаться для ребенка малознакомыми.
Тест-опросипк РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Ответьте искренне «верно» или «неверно» на каждое суждение. 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не заслуживают. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка». 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку «липнет» все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они мне кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка -эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю интересы своего ребенка. 44. Я разделяю увлечения своего ребенка. 45. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 46. Я понимаю огорчения своего ребенка. 47. Мой ребенок часто раздражает меня. 48. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка. 49. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 50. Я не доверяю своему ребенку. 51. За строгое воспитание дети благодарят потом. 52. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 53. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. Обработка результатов на с. 566.
«КЛЮЧИ» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |