Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структурная психология Э. Титченера.
Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, Корнелльский университет, начало экспериментальной психологии в США. Разделял вундтовское понимание предмета психологии какнауки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел визучении структуры ассоциации и связей, ее образующих. Путь к этому - в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов. Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучатьструктуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучениесознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений! Цели структурной психологии: - анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части; - определить принципы и закономерности их соединения; - связать эти закономерности с физиологической организацией. Метод: аналитическая интроспекция. Под сознанием понимает «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. Термин структурная психология часто заменял на экзистенциальная психология,подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). У него была тренировка испытуемых. Нет индивидуальных различий. Можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. Аналитическая интроспекциядает материал о собственно психологических фактах; из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непосредственные ощущения. Требования к самонаблюдению: §исключить внешние влияния, создать хорошие условия §внимательно следить за ходом сознания §пытаться выразить явления сознания словами §не отвлекаться и внутренне проникнуться задачей В качестве первичных элементов сознания выделяет: - ощущения: обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Являются элементамивосприятия (составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными и слуховыми). - образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения. - чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений. Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса. Спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли (правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов, установка), ощущается лишь его интроспекцией. Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучениезамкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического. На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что только изучив структуру сознания можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал еефундаментальной, а не прикладной наукой. Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Критика: - критиковали метод интроспекции; - обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы; - определение психологии; - узкая сфера применения психологии.
Психология У. Джемса. Функционализм. Уильям Джемс (1842-1910). Главный труд – «Основы психологии» (1890). Функционалист. Развивает идеи Брентано. Главный принцип американского функционализма: цель психологии - не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания. Психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру. Джемс подчеркивал ценность прагматизма для психологии. Его главный принцип заключается в том, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. «истинно то, что дает результат». Проблема сознания. Сознание ведет нас к тем целям, которые необходимы для выживания. Сознание – это жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде: без него была бы невозможна эволюция человека. Сознание обладаетбиологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания – дать человеку способность - в виде умения выбирать - приспособиться к окружающей среде. Согласно Джемсу, психическая жизнь есть постоянная смена качественностей – потоксознания. В сознании нет связок. Отвергает атомизм. В самонаблюдении открываются цельные конкретные состояния личного сознания, они могут быть изменчивы. Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться. Но тогда и наше отражение, сознание представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли. При этом истинность или ложность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с другими частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой мысли. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании, поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему «не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он». В непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Подобно полету птицы он составляется как бы из сменяющихся полетов и присаживаний. Места отдыха обыкновенно заняты какими-либо чувственными образами, места полета заполнены мыслями об отношениях, которые существуют между предметами, наблюдаемыми в периоды относительного отдыха. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается селективностью, в нём всегда одно состояние выдвигается вперёд в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно индивиду. В отдельных частях потока сознания быстрота течения разная. Существуют устойчивые (чувственные впечатления) иизменчивые состояния сознания (мысли об отношениях). Свойства сознания: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания 2) состояния изменчивы в границах личного сознания 3) всякое личное сознание – непрерывная последовательность ощущений 4) селективность сознания. Эти состояния, сознавание отношений между явлениями сознания - пространственных, временных, сходства, различия - невозможно схватить самонаблюдением. Исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. Подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант - внимания и привычки. Проблема личности Личность понимается как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личностипознаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент - наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент - наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной идуховной личности. Большое значение имело и описание Джемсом тех чувств и эмоций, которые вызывают разные структуры и части личности, – прежде всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой впервые заговорил именно он. Самоуважение = успех/притязания
Теория эмоций Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс считал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу: «Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим, радуемся потому, что смеемся». Разнообразие эмоций бесконечно велико. Наиболее грубые – гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость – тесно связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его объекта, и сознавание этого возбуждения есть эмоция. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно, считалось, что нежелательные эмоции, например, гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций. |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |