Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая психология на рубеже ХIХ-ХХ вв. Исследования Г. Эббингауза. Психология акта Ф. Брентано. Вюрцбургская школа психологии.




На первый план выходит проблема исследования содержания не структуры, а функций психики (в отличие от Вундта того же). Программа Франца Брентано (1838-1917) противостояла как традиционной ассоциативной психологии, так и структурализму Титченера. Он функционалист. О сознании:предметность сознания; его активность; его единство.

Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873).

Первый труд посвящен психологии Аристотеля, ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли.

Влияние Аристотеля: жизнь души как активное начало, а не восприятие воздействия извне.

Метод: исключительно субъективный метод самонаблюдения, отходит от экспериментального метода Вундта (считая его ограниченным). Кроме того, считал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект.

Выступает против психологии как науки о содержаниях сознания; подлинная психологическая реальность – акты сознания. Предмет психологии: психические феномены как акты (видение, слушание, суждение и т.п.). Сознание всегда предметно, человек всегда думает о чём-то, а не вообще.

Акт интенционально содержит в себе объект, на который он направлен (иначе он не имел бы смысла). Интенциональность – направленность на некий объект. Основная характеристика психологических актов – это имманентная предметность, они всегда направлены на какой-то объект. Весь предметный мир «живет» в душе человека; не материальное, а интенциональное бытие. В представлении предмет является (презентируется) сознанию. Модификациями этого акта являются восприятие, понятие. Каждый акт содержит в себе объект определенным образом: «В представлении что-то представляется, в суждении что-то признается или отвергается, в любви любится и т.д.».

Соответственно способу отношения к объектуклассифицирует духовные акты:

- акты представления: ведущая роль - в представлениях предметы репрезентируются в сознании.

- акты суждения: в отличие от ассоцианизма, где суждение понимается как объединение или разъединение представлений, по Брентано в суждении объект мнится как истинный или ложный.

- акты чувства: отношение к объекту как к добру или злу. (Учение о чувствах положил в основу этических представлений).

Подчеркивал целостность душевной жизни, в отличие от физического мира, в котором объекты могут существовать как отдельные вещи.

Развитие идей Брентано у последователей.

Карл Штумпф (1848-1936) – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа были Э. Гуссерль, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин. Центральное понятие у Штумпфа – функция – соответствует акту у Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции и их продукты. Функции составляют существенное в душевной жизни и задачу исследования. Главный признак функции –процессуальность.

Гуссерль с его феноменологией.

А. Мейнонг (1853-1920) – создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе.

Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – гештальт-качество (качество формы) – 1890. Мелодия на фортепиано. При изменении тональности меняется состав элементов (нот, клавиш), но мелодия воспринимается одинаково.

Теодор Липпс (1851-1914). Психология как наука о сознании, связанном с предметно-реальном миром. Взаимодействие осуществляется с помощью актов. Ввёл понятие вчувствоания (эмпатии).

Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О.Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции ("экспериментальное самонаблюдение", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

К Вюрцбургской школе принадлежали немецкие психологи К.Марбе, Н.Ах, К.Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др.

Вюрцбургская школа ввела в экспериментальную психологию в качестве нового объекта анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и т. п.). Было выявлено, что мышление представляет собой психический процесс, закономерности которого не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии, с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. Организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители Вюрцбургской школы считали "установкой сознания", другие - неосознаваемым актом (поскольку она скрыта от интроспекции).

В противовес общепринятым в то время воззрениям Вюрцбургская школа пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции Вюрцбургской школы обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о без-образном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувства уверенности, сомнения и др.).

Работы психологов Вюрцбургской школы поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов ("чистое" мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных Вюрцбургской школы, были получены гештальт-психологией, Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном и их учениками.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...