Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями.




Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.

Гипотезой называется предположение, выдвигаемое для объяснения сущности и причин исследуемого явления. Применительно к квалификации преступлений гипотезу можно определить как выдвигаемое в процессе расследования предположение об уголовно-правовой оценке содеянного. Процесс квалификации преступлений, как правило, начинается с выдвижения гипотез. Судебно-следственная деятельность по своей природе часто сопряжена с ситуациями, когда известные факты недостаточны для уголовно-правовой оценки содеянного либо когда имеющиеся многочисленные данные сложны и не систематизированы и требуется обобщить собранную информацию, чтобы сделать ее пригодной для получения истинного вывода. В этих случаях вначале выдвигаются и проверяются предположения о юридической природе деяния, а затем только делается окончательный вывод.

Необходимость четкой формулировки гипотезы, предположения о признаках конкретного состава преступления возникают уже с момента возбуждения уголовного дела.

Известный ученый К.А. Тимирязев считал гипотезу логическим приемом научного исследования, благодаря которому происходит открытие нового в науке. Гипотеза рождается в процессе ознакомления с историей и теорией вопроса, изучения научных достижений в смежных областях, анализа практической деятельности. Хотя она предположительно указывает пути решения проблемы, определяет методы исследования, характер необходимого и достаточного фактического материала и устанавливает определенный аспект в разработке проблемы, она не является готовым решением. Гипотеза содержит в себе какие-то положения, из которых вытекает определенный проект решения проблемы. Она вырабатывается в процессе эвристического поиска и направляет последующие действия на достижение цели. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она не только направляет ход исследования, но и сама живет, развивается. Именно в ходе уточнения гипотезы строится ее теоретическое обоснование. Гипотеза проверяется в опыте, эксперименте, сопоставляется с имеющимся практическим опытом и данными науки и либо превращается в научную теорию, либо опровергается как несостоятельная.

Перейдем к характеристике этапов научного исследования внутри второго блока: выбор методов – сбор и обработка фактического материала с целью проверки гипотезы – конструирование предварительных выводов – их опытная проверка и уточнение – построение заключительных выводов

Выбор теоретических и эмпирических методов исследования. В соответствии с логикой научного поиска осуществляется определение методологических основ исследования.

Необходимо помнить, что в структуре методологического знания выделяется четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание высшего философского уровня составляет диалектический метод познания сущности социальных явлений и процессов, применяемый отечественными юристами для анализа государственно-правовых явлений. Второй уровень включает теоретические концепции и подходы, используемые во всех отраслях знания. Это такие теории, как теория информации, общая теория систем; современные положения системного подхода к изучению и пониманию как объекта, так и предмета исследования; структурный, информационный, алгоритмический, вероятностный подходы и т.п. Конкретно-научная методология представляет собой базовые теории и концепции науки, например, криминалистики, на которые опирался автор в своем исследовании. Это может быть теория криминалистической идентификации, учение о криминалистической характеристике преступлений, теория криминалистического прогнозирования и пр. Содержание четвертого, технологического уровня, должно включать описание методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с большей достоверностью исследовать объект изучения.

Применение комплекса теоретических и эмпирических методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Следующая лекция будет посвящена методологии научного исследования.

Сбор и обработка фактического материала с целью проверки гипотезы.Особое значение в науке имеет сбор фактического материала и их точная фиксация. Уместно привести высказывания И.П. Павлова (русский физиолог 19-20 в.) и А. Пуанкаре (французский математик и методолог науки 19 в.) о значении фактов в научном познании. Приведенные цитаты демонстрируют также значение теории для целостного восприятия действительности.

«Научитесь делать черную работу в науке, Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты, Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» - пустые потуги» (И.П. Павлов).

 «Ученый должен организовать факты, наука слагается из фактов как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же, как куча камней не составляет дома» (А. Пуанкаре).

 

Преподаватель предлагает студентам прокомментировать высказывания.

 

Успешный сбор практического материала для выпускной квалификационной работы как полноценного студенческого научного исследования в значительной степени зависит от того, насколько четко студент представляет себе направление работы и какой материал и с помощью каких методов необходимо получить.

Эмпирическая база исследования складывается в результате изучения и обобщения опубликованной и неопубликованной следственной и судебной практики. Источниками опубликованной практики являются «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной статистики Верховного Суда Российской Федерации, бюллетени областных судов и пр.

Важную информацию содержат статистические материалы правоохранительных органов. Главный информационный центр МВД РФ издает ежегодный сборник «Состояние преступности в России». Систематизированные данные о преступности публикуются в статистических сборниках. Например, Преступность и правонарушения (1996-2000): Статистический сборник. – М., 2001. ГУ МВД по Челябинской области выпускает обзор «Анализ оперативной обстановки на территории Челябинской области» (ежегодный, по месяцам). Помощь способно оказать издание «Состояние преступности в Уральском Федеральном округе». Специальные разделы, включающие статистическую информацию о преступности, имеются в таких журналах, как «Правозащитник», «Российская юстиция», газетах «Щит и меч», «Южноуральская панорама» и др.

Под неопубликованной практикой понимаются архивные уголовные дела, отказные материалы, копии приговоров и другие материалы судов, ОВД, прокуратуры и пр. Для работы с такими материалами обычно оформляется письмо от имени университета в адрес органов, ведущих расследование или судебное разбирательство. Архивные дела изучаются и анализируются в соответствии со специально составленной анкетой, которую рекомендуется поместить в приложение к дипломной работе. Целесообразно также подготовить сводную таблицу по изученным делам.

Для сбора эмпирического материала можно порекомендовать использовать различные методы социологического исследования: анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок и пр. Образцы анкет, бланков интервью, материалы первичной обработки помещаются в приложение к дипломной работе.

В процессе обработки фактов главное отделяется от второстепенного, случайное от закономерного, сходное от различного и т. д. Логическая обработка фактов представляет собою их группировку по сходству и различию, по причинно-следственным связям, по степени общности, по их отнесенности к известным и неизвестным явлениям и т.п. Это обработка фактов прежде всего по их содержанию. Математическая обработка фактов представляет собою анализ их количественных связей и отношений (каких фактов больше, каких – меньше, с какой частотой встречаются эти группы фактов и как именно эта частота соотносится с закономерными и случайными связями аналогичных фактов). При математической обработке фактов обычно составляются таблицы, чертятся графики, диаграммы. Как правило, математическая обработка фактов ведется методами математической статистики. Логическая и математическая обработка фактов дополняют друг друга, позволяя находить закономерные связи явлений. Ученый – это не архивариус фактов (И.П. Павлов).

Конструирование предварительных выводов. Когда факты обработаны и сгруппированы, возникает необходимость формулировки выводов, установления закономерностей или зависимостей. Здесь вступают в действие основные законы и правила логического мышления, ибо точность и строгость вывода зависит не только от истинности фактов, но и от умения человека правильно связать эти факты на основе законов мышления.

Опытная проверка и уточнение выводов.Полученные выводы сопоставляются с тем, что уже известно в науке по данному вопросу, выводы соотносятся с новыми фактами, с гипотезами и т. д. Это этап теоретической интерпретации выводов, Почти всегда, где это возможно, проводится и практическая проверка объясняющей силы выводов: ставятся новые эксперименты, теоретические положения проверяются путем их внедрения в практику – основной критерий истинности любых знаний, в том числе и научных.

Формулирование заключительных выводов.Формулирование выводов — заключительный этап исследования. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания, формулируются предложения.Выводы носят форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию.

Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе публичной защиты диссертации или выпускной квалификационной работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения диссертационного исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением диссертационного исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Оформление результатов исследования– основная часть заключительных этапов научного исследования. Результаты излагаются обычно в виде статьи, книги, диссертации, выпускной квалификационной работы. Для начинающих исследователей это звено работы, т.е. устное и письменное изложение итогов своих творческих усилий, представляет немалые трудности. Исследователь определяет композицию (построение внутренней структуры) работы; уточняет заглавие, названия глав и параграфов; осуществляет подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Отдельная лекция нашего курса посвящена требованиям к представлению текстового, табличного, иллюстративного материала, оформлению ссылок, заимствований, библиографического аппарата исследования.

Пропаганда и внедрение полученных результатов в практикуобычно сопутствует всем предыдущим стадиям исследования. Именно характер и степень влияния итогов исследования на практику и является главным критерием ценности проведенной работы. Только проверка практикой дает гарантию истинности тех выводов, к которым пришел исследователь.

Научные исследования студентов не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.

Вывод: названные этапы научного исследования не обязательно следуют лишь в намеченной последовательности: они могут осуществляться одновременно; возможно повторное возвращение к начальным этапам работы; может меняться логическая структура исследования. Ведь творчество – это сложный акт познавательной деятельности, закономерности которой еще не до конца изучены. Однако перечисленные этапы в том или ином виде присутствуют в любом конкретном исследовании, и знание их необходимо каждому начинающему ученому.

Преподаватель может подвести студентов к самостоятельному выводу путем постановки вопросов: Обязательно ли названные этапы научного исследования присутствуют в намеченной последовательности в любом исследовании? Возможно ли повторное возвращение к начальным этапам работы? Какие факторы влияют на логику и последовательность поисковых шагов?

 

Заключение

Студенты отвечают на поставленный в начале лекции вопрос «О каких этапах научного поиска идет речь? «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль». (Константин Эдуардович Циолковский)».

 

Таким образом, любое научное исследование имеет свою структуру, состоит из нескольких этапов, последовательность которых меняется, в зависимости от типа, целей и задач исследования. Рассмотренные в лекции основные категории научного исследования выявляют содержание и логику научного поиска, в том числе студенческих научных исследований. На последующих лекциях более детально рассмотрим такие вопросы, как:

- поиск, накопление и обработка научной информации;

- методы научного исследования, их классификации и характеристика;

- оформление научной работы и др.

Оставшееся время преподаватель использует для ответов на вопросы студентов, и, по возможности, для дискуссии о содержании лекции. Формулируются задачи для самостоятельной работы студентов.

 


[1] В рамке курсивом










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...