Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Характеристика основных этапов научного исследования




Дадим характеристику основных звеньев, шагов научного поиска в соответствии с обозначенными выше блоками этапов научного исследования. Рассмотрим основные этапы первого постановочного блока.

Выбор области исследования определяется как объективными факторами (актуальность, наличие нерешенных проблем новизна, перспективность), так и субъективными (образование, жизненный опыт, склад ума, интересы исследователя, связь с тем или иным научным коллективом, характер профессиональной деятельности, нерешенные проблемы собственной практической работы).

Юридическая теория накопила большой запас теоретических знаний о явлениях государственно-правовой действительности. В силу неоднородности, разнопорядковости этих закономерностей проблемы юридической науки следует разделить на общеправовые, отраслевые и касающиеся иных юридических наук.

На общеправовом уровне актуальным остается исследование методологии теории государства как науки. Ранее в качестве методологических выделялись уровни диалектического материализма, исторического материализма, ныне предлагаются различные свежие взгляды на проблему. Однако открытым остается вопрос о том, какую философскую систему следует брать за основу, то есть что понимать под «правильным мировоззрением». Например, становится очевидным, что рассмотрение в качестве ядра общества только экономических явлений не дает полной картины общественного бытия. Здесь наука встает пред дилеммой: либо вообще отказаться от идеи базиса и правовой надстройки, либо расширить понимание категории базиса за счет включения явлений неэкономического характера. К примеру, предлагается к базису отнести политическую власть и идеологию (С.С. Алексеев). Данную проблему, прежде всего, необходимо решить на общефилософском, общемировоззренческом уровне. Пока, к сожалению, чаще встречается модернизация положений диалектического материализма.

В качестве одной из серьезнейших общеправовых научных проблем следует выделить отсутствие эффективной модели правореализации как научно обоснованной системы мер обеспечения исполнения действующих правовых норм. Очевидно, что для решения указанной задачи потребуется объединение усилий и специалистов в области общей теории государства и права, и представителей отраслевых юридических наук, а также социологов, политологов, психологов, экономистов. Решение задачи повышения эффективности правореализации невозможно представить без совершенствования правового воспитания как членов общества в целом, так и правоведов в частности. Над этим вопросом необходимо работать всем вузам, выпускающим дипломированных юристов.

Заслуживает внимания проблема соотношения норм различной отраслевой принадлежности. Бурное развитие законодательства привело к появлению взаимоисключающих, противоречащих друг другу норм. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что в последнее время в развитии отечественной системы права наблюдается тенденция отделения от традиционных отраслей новых структурных образований. Так, предлагается выделять образовательное право, спортивное право и пр. Становится очевидным, что нельзя обойтись без четкого определения тех критериев, по которым предлагается выделять самостоятельные отрасли права. Нет единого мнения и по поводу соотношения смежных отраслей (гражданское и трудовое, гражданское и семейное право).

Если говорить об отраслевых правовых исследованиях, то в области уголовного права актуальными являются научные исследования по проблемам применения действующего уголовного законодательства в борьбе с организованной преступностью, преступлениями в сфере экономики, связанными с коррупцией должностными преступлениями, применения норм об ответственности за новые виды преступлений, а также совершенствования уголовного законодательства в направлении повышения эффективности борьбы с этими видами преступлений и преступности. В криминалистике актуальна разработка новых частных методик расследования преступлений, создание новых тактических приемов для ряда следственных действий, разработка современных средств криминалистической техники, методов судебной экспертизы и пр.

Преподаватель предлагает студентам сформулировать направления актуальных исследований в сфере юридических наук (административного права, информационного права, юридической психологии и пр.)

 

Определение проблемы и выбор темы исследования.В обычном смысле термин «проблема» употребляется для обозначения определенного затруднения, трудности, задачи, требующей решения. Проблема (от греческого problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Научная проблема выражает противоречия, возникающие между имеющейся теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить при помощи старых теоретических знаний, между конкурирующими научными теориями. Проблема – нечто неизвестное, новое, противоречие между научными фактами и их осмыслением.

Невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания, психологическое состояние затруднения создает проблемную ситуацию, которая констатирует потребность в новых знаниях, определенных сведениях, необходимых для решения задачи и отсутствием таких сведений. Это противоречие должно быть осознано и сформулировано. Поэтому говорят, что проблема является знанием о незнании, мостиком от известного к неизвестному. Соотношение известного (научного) знания и неизвестного, а также субъективного знания отдельного человека и научного знания показывает рисунок «Возникновение проблемы» (См. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 416 с. - С.87)

 

 


Известное (научное знание)
                           

 

 


Рисунок. Возникновение проблемы.

Преподаватель демонстрирует рисунок (использует доску / плакат / проекцию), задает вопросы «Какой круг обозначает проблему?», «Какой круг обозначает пробел в знаниях отдельного человека?».

 

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом изучения состояния практики и теоретической разработанности проблемы. При этом многие ученые подчеркивают мысль, что сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Английский радиохимик, лауреат Нобелевской премии по химии (1921) Фредерик Содди писал: «В науке задача, надлежащим образом поставленная, более чем наполовину решена. Процесс умственной подготовки, необходимый для выяснения того, что существует определенная задача, часто отнимает больше времени, чем само решение задачи». Некоторые радикально мыслящие ученые даже заявляют о том, что, как только проблема уяснена и сформулирована, творческая часть работы исчерпана.

Вопрос студентам: Согласны ли вы с этим утверждением?

Действительный смысл и глубину проблемы не увидеть и не раскрыть скоропалительными действиями. Л. Витгенштейн (австрийский философ, логик и математик 20 в.) писал: «Ухватить трудность на глубине – вот что сложно. Если схватить ее близко к поверхности, она останется той же, что и была. Ее нужно вырвать с корнем; это означает, что надо начать думать об этих вещах по-новому. Подобный переход столь же радикален, как, например, переход от алхимического способа мышления к химическому. Установление нового способа мышления – и есть основная трудность» (Цит. по Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся ст. классов.- 2-е изд., перераб и доп.- М.: Просвещение, 1990.-240 с.: ил.- С.179).

Вопрос студентам: В обращении проблемами необходим определенный радикализм. В чем он должен заключаться?

Нередко для решения проблемы приходится подходить к вещам, казавшимся известными, совершенно по-новому. Это новое глубокое видение и представляет главную трудность.

В этом смысле интересный подход мы находим в монографии Дайаны Халперн (Д. Халперн. «Психология критического мышления».- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 512с.: ил.- С. 450-451). Автор вводит в научный оборот понятия вертикальное и латеральное мышление. Вертикальное мышление определяется как логическое и прямолинейное мышление, используемое для усовершенствования и развития идей. Латеральное мышление как мышление «вокруг» проблемы используется для выработки новых идей, а иногда как синоним творческого мышления. «Вертикальное мышление связано с копанием ямы в глубину. Латеральное мышление связано с копанием ямы в каком-то другом месте». Де Боно (Цит. По Д. Халперн.- С. 450)

Лучше всего различие иллюстрируется старой притчей, которая рассказывается на протяжении нескольких поколений.

Давным-давно, когда должника, не возвратившего деньги в срок, могли запросто посадить в тюрьму, один купец в Лондоне имел несчастье задолжать ростовщику огромную сумму денег. А старый уродливый ростовщик полюбил прекрасную юную дочь купца. И он предложил сделку, сказав, что простит купцу его долг, если тот отдаст ему дочь. Купец и его дочь пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик решил предоставитьих судьбу провидению; Он сказал, что положит в мешок один черный и один белый камень, а девушка должна будет вытащить, один из них. Если камень окажется черным она станет женой ростовщика, а ее отцу будет прощен весь его долг; если же белым, то останется с отцом, а ему долг все равно простится. Если же она откажется вытаскивать камень, то ее отец будет брошен в тюрьму, а ей самой придётся голодать. Отец, которому ничего другого не оставалось, неохотно согласился. Все вместе они отправились в сад купца, к дорожке, посыпанной камнями. Ростовщик, согнувшись, стал выискивать камни нужного цвета. Девушка, от страха став наблюдательней, хотя и разговаривала в это время с отцом, заметила, что ростовщик положил в мешок два черных камня. Затем он предложил девушке вытянуть камень и тем самым решить свою участь и участь отца.

Вопрос студентам: Что бы вы сделали на месте девушки?

Если вы будете обдумывать эту проблему тщательно, прямолинейно и по всем правилам логики — т. е. используя вертикальное мышление, то это вам не поможет. Типичный ответ после вертикального размышления будет: девушке нужно или пожертвовать собой или уличить ростовщика в мошенничестве. Но вот какое решение предлагает де Боно: девушке нужно изобразить неловкость и, вытаскивая камень, уронить его на дорожку. А затем, обратив на злодея невинный взор, предложить определить цвет утерянного камня, посмотрев, какой же остался. Ну, а поскольку остался черный камень, то ростовщику ничего не остается, как-либо признать, что девушка вытащила белый камень, либо что он мошенник.

Практически все соглашаются, что такое решение можно назвать необычным, но единственно правильным для девушки. Латеральное мышление это размышление «вокруг» проблемы. «Латеральное мышление генерирует идеи, а вертикальное мышление их разрабатывает» (De Bono, 1968, р. 6). Латеральное мышление иногда используют как синоним творчества или создания новых идей, в то время как вертикальное мышление есть усовершенствование и развитие уже существующих идей.

Всемирно известный сыщик Шерлок Холмс часто пользовался латеральным мышлением. В качестве доказательства можно привести один из его ответов своему верному помощнику Ватсону. Ватсон как-то обмолвился, что собака вряд ли может помочь следствию, так как в ночь убийства она ничего не делала. На что Шерлок Холмс заметил, что именно потому, что собака ничего не делала в ночь убийства, она поможет в его расследовании, так как святая обязанность собак лаять при виде незнакомцев.

Научная проблема исследования должна быть:

а) научно-объективной (т.е. ожидаемые данные будут обладать практической или научной ценностью);

б) соответствовать общественным потребностям (т.е. позволять хотя бы предположительно сказать заранее, что решение данной проблемы имеет значение для практики или теории);

в) служить дальнейшей разработке практики или теории.

Источником проблем часто являются затруднения, рождающиеся в практике. Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить по крайней мере две процедуры:

- определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу;

- установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть, и их необходимо только отобрать, систематизировать, использовать, то собственно научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний нет, или они недостаточны, возникает проблема.

Наряду с практикой источником научной проблематики является логика самой науки. Таков источник всей методологической проблематики.

Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме, причем надо указать определенный этап уточнения и локализации проблемы.

Понятия темы и проблемы не идентичны. Тема конкретно отражает проблему. Тема (от греческого thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования. Поэтому говорят: тема исследования должна быть сформулирована проблемно.

Выбор темы исследования является одним из важнейших элементов в организации конкретной научно-исследовательской работы. Он в значительной мере зависит от того, какая проблема, подлежащая разработке, стоит перед исследователем, каковы возможности ее решения на современном этапе с учетом достигнутого уровня развития той или иной области научных знаний и реальной перспективы их получения в будущем, от кадрового потенциала (возможностей привлечения к работе конкретных специалистов), а также материально-технического и финансового обеспечения предстоящей работы. Бессмысленно изучать проблему, решение которой уже найдено, либо когда разработка не имеет никакого практического или теоретического значения. Всякое исследование должно с самого начала предполагать получение общественно значимого результата: будь то новая теория, ценный практический материал, раскрытие новых возможностей в углубленном изучении данной темы.

Выбор темы может происходить по-разному: она может формулироваться непосредственно ученым, планирующим провести то или иное исследование, определяться, исходя из интересов заказчика научной продукции, либо выделяться в качестве одной из составных частей определенного научного направления. Однако какой бы из путей ни был выбран при формулировании темы научного исследования, всякий раз желательно избегать дублирования в их наименованиях с ранее проведенными или проводимыми работами.

Тема должна формулироваться кратко, одним предложением, ясно и точно. Необходимо избегать какой-либо двусмысленности и неопределенности. Иначе говоря, в названии темы должен быть указан объект исследования и при необходимости – аспекты, в которых она будет изучаться. При этом, однако, следует избегать использования в качестве ключевых слов в названии темы терминов «проблемы», «вопросы», которые даже психологически ориентируют на постановку проблемы или вопросов, но вовсе не на их решение.

При выборе темы выпускной квалификационной работы рекомендуется предварительно ознакомиться со специальной литературой, провести консультации с ведущими преподавателями; поощряется преемственность реферативных, курсовых работ, выполняемых студентом за годы обучения, что позволяет углубить и детализировать изучение проблемы. Для студентов заочной формы обучения значимыми могут стать связь с тем или иным научным коллективом, характер профессиональной деятельности, нерешенные проблемы собственной практической работы. Студенты-заочники обычно выбирают тему, непосредственно связанную с их практической деятельностью. При выборе темы следует также учесть место прохождения преддипломной практики, так как на базе практических органов легче собирать материал для ВКР.

При этом нельзя механически переносить текст курсовой работы в дипломную работу. Исходным материалом для творческой разработки проблематики могут служить отдельные положения, выводы курсовой работы, собранный эмпирический материал.

Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме. Например, тема «Порядок назначения и производства судебных экспертиз» не содержит в себе противоречия, направлена на констатацию сложившейся практики. Формулировка аналогичной темы в виде «Судебная экспертология как новая научная дисциплина» требует построения системы доказательств против или в пользу существования судебной экспертологии как самостоятельной отрасли юридической науки, формулирования ее методологических и теоретических основ.

Целесообразно, формулируя тему, указать определенный этап уточнения и локализации проблемы. Например, тема «Методика расследования преступлений, совершаемых иностранными гражданами (по материалам следственных подразделений Челябинской области)» связана с необходимостью изучения особенностей расследования данного вида преступлений, обусловленных близостью российско-казахстанской границы и проблемами «прозрачности» этой границы.

Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ составляется кафедрой; тематика работ отражает современное состояние и перспективы развития юридической  науки и ежегодно обновляется. Обучаемый вправе самостоятельно сформулировать тему по согласованию с научным руководителем.

В любом научном в том числе студенческом, исследовании необходимо обосновать его актуальность. Обоснование актуальности включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития данного научного направления.

Обоснование актуальности представляет собой совокупность и последовательность аргументов, подтверждающим соответствие магистерской диссертации современным тенденциям, потенциальной востребованности диссертации как попытки решения насущных проблем юридической науки и правоохранительной практики. Обоснование актуальности определяется потребностями конкретной области деятельности или научного знания и проявляется в степени разработанности проблемы, включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития данного научного направления. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, зависит от исторического периода, учета конкретных обстоятельств. Актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Обоснование актуальности исследования - элемент, позволяющий судить о глубине понимания автором проблемы собственного исследования и соответственно о качестве выполненного исследования.

При обосновании актуальности исследования методологи рекомендуют следующую логику доказательства:

•      новые условия и предпосылки, которые обуславливают актуальность изучаемого явления в настоящее время (широкий социальный контекст),

•      освещение данной проблемы в официальных документах,

•      запросы общества, его отдельных групп, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы,

•      освещение вопроса в научной литературе, перечисление наиболее значимых работ с указанием аспектов, разработанных тем или иным автором,

•      потребности науки, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы,

•      обоснование проблемы с позиций развития других наук,

•      причины, по которым в настоящее время проблема становится актуальной,

•      причины, по которым данная проблема привлекает внимание практических работников, и какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы,

•      имеющиеся достижения, которые следует обобщить, проанализировать.

Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель – переформулированная проблема. Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования.

Выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования представляет собой область научных изысканий, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это система закономерностей, связей, отношений, видов деятельности, в рамках которой зарождается проблема. Объектом исследования может выступать социальный процесс; сфера социальной жизни; совокупность общественных отношений, которые связаны с проводимым исследованием. Это может быть деятельность правоохранительных органов при определенных обстоятельствах, в конкретной обстановке; направление управленческой деятельности правоохранительных органов и пр.

Объект исследования ограничен пространственно-временными рамками (регион, город, сельская местность, органы внутренних дел и пр.), характеризуется количественно, структурно, с точки зрения его пространственной и временной ограниченности.

Предмет исследования - конкретная сторона объекта, подлежащая изучению, идеи, свойства, характеристики, стороны объекта. Например, организационные и правовые аспекты, информационно-аналитические и тактические аспекты деятельности правоохранительных органов по определенному направлению и т.п.

Объект – данное. Предмет – то, что отыскивается. Объект – круг объективной реальности, совокупность свойств и отношений, не зависящих от нашего сознания. Формулировать объект не стоит слишком широко, он должен включать предмет исследования – т.е. элемент объекта, который подлежит изучению и усвоению. Отметим, что объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Определение предмета – это установление ракурса рассмотрения, установление границ поиска. Таким образом, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Ученые считают, что в предмете в концентрированном виде заключены направления, задачи исследования и возможности их решения при помощи определенных методов. Именно предмет исследования определяет, в конечном счете, формулировку темы научного исследования.

 

Преподаватель демонстрирует авторефераты диссертаций, зачитывает формулировки объекта и предмета исследования, просит студентов установить корректность определения объекта и предмета исследования. Возможна постановка проблемных заданий: Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет (зачитывает)? Как могут быть сформулирован объект и тема, если предметом исследования является… Преподаватель может дать задание для самостоятельной работы: сформулировать объект и предмет исследования при заданной теме. Краткое обсуждение выполненных заданий в начале следующей лекции позволит связать тематический материал двух лекций, активизировать познавательную активность студентов.

Определение целей и соотнесенных с целями задач исследования.Исследователь не может уподобляться старьевщику и собирать факты «на всякий случай». Правильно сформулировать цель, указать средства ее достижения (через определение задач) - это значит, во многом обеспечить успех исследовательской работы.

Цель – замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель дифференцируется на задачи, которые носят более конкретный характер. Точнее можно сказать так: задача – предполагаемый локализованный результат исследования. Чаще всего формулируются ряд задач теоретического и ряд задач практического характера. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Формулируемые задачи должны носить как теоретический, так и практический характер. Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., сформулировать... и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности исследователя.

Теоретический анализ проблемы и уточнение понятийного аппарата исследования.Может оказаться, что поставленная проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, а затем анализирует методы и методики, которые применялись им для решения этой или аналогичных задач. В результате формируется авторская модель изучаемого явления, уточняется научная проблема.

Чрезвычайно важным в любом научном исследовании является уточнение основных понятий, которыми ученый оперирует в своей работе. Не теряет своей актуальности в этой связи мысль Гегеля (1770 - 1831) о требовании к языку науки: «Нельзя ни усовершенствовать язык без совершенствования науки, ни науку без усовершенствовании языка; как бы ни были достоверны факты, как бы ни были правильны представления, вызванные последними, они будут выражать лишь ошибочные впечатления, если у вас не будет точных выражений для их передачи» (Гегель Г. Наука логики.- Т. 1.- М., 1970.- С. 5).

Трудно переоценить роль и функциональное значение строго научного подхода к определению юридических понятий при подготовке кадров для правоохранительной сферы, поскольку основу правовых, а в рассматриваемом аспектепрофессиональных знаний и юридического мировоззрения, составляет сформированный в процессе обучения научный понятийный аппарат, применяемый впоследствии в правоохранительной деятельности.

Важность уточнения понятий видна на примере толкования определения «рецидив». Какое толкование (криминологическое, легальное, пенитенциарное) мы примем за основу, от этого будут зависеть границы, очерчивающие предмет исследования.

Выдвижение гипотезы исследования - теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать. Гипотеза (от греческого hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в экспериментальной и теоретической проверке.



Теоретические предположения, истинность которых ещё не доказана, называются гипотезами. Гипотеза является необходимой формой развития знаний, так как истина не лежит на поверхности, её нужно искать. Гипотеза - это научно-обоснованное предположение о структуре, динамике социальных явлений, процессов, факторов, их взаимосвязи и механизме функционирования.

Гипотеза должна быть сформулирована лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования, содержать утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Основные требования к гипотезе – ясность, непротиворечивость, проверяемость.

Значение гипотез состоит в том, что они ориентируют и направляют исследование. По общему правилу, лучше выдвинуть плохие гипотезы, чем не выдвигать никаких. Ведь тогда исследование будет разворачиваться хаотично и бессистемно.

Гипотеза выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новой истиной и, одновременно, познавательным средством, регулирующим переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному.

Построение гипотезы всегда начинается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является сердцевиной гипотезы и формируется в виде отдельного суждения. Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы приводит к опровержению либо подтверждению и дальнейшему её доказательству. Итак, гипотеза всегда в себе содержит нуждающиеся в проверке вероятные знания. Доказанное же на её основе положение уже не является гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание. Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, а опирающееся на конкретные материалы рациональное обоснование.

Построение и подтверждение гипотезы в научном исследовании складывается из последовательных этапов.

1. Анализ фактов, в процессе которого важно выявить у различных фактических обстоятельств нечто общее, при этом учитывая, что общий для многих фактов признак проявляется в специфической форме. В ходе анализа из множества исследуемых фактов отбирают лишь те, которые дают основания для предположения об их связи с исследуемым явлением или предметом.

2. Синтез фактов – это мысленное объединение аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.

3. Выдвижение предположения (гипотезы).

4. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из неё следствий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...