Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 1. Конструирование логики исследования




ПЛАН-КОНСПЕКТ

Лекционного занятия

Тема: Логика и структура научного исследования

Дисциплина:«Основы научных исследований»

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

Специализация:гражданско-правовая

Форма обучения:заочная

Курс:4 курс

Вид лекции:тематическая (текущая), информационная

Подготовил:

Проверил:

Челябинск - 2018


 


Тема: Логика и структура научного исследования

 

Время: 2 часа

Учебно-воспитательные цели:

1. Обеспечить усвоение студентами структуры научного исследования, сущности основных методологических параметров научного исследования (проблема, тема, объект, предмет, цель, гипотеза, методы исследования) и факторов, определяющих логику научного поиска; познакомить с этапами научно-исследовательской работы.

2. Способствовать формированию у студентов исследовательских умений и навыков (формулировать научную проблематику в сфере юридических научных исследований; обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании; разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области права, критически оценивать полученные результаты и делать выводы; вести научные дискуссии, не нарушая законов логики и правил аргументирования, представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах и др.).

3. Способствовать развитию у студентов познавательных интересов, самостоятельного творческого мышления путем постановки проблемных вопросов, проведения сравнительного анализа, установления связи между изучаемым материалом и практической деятельностью.

4. Способствовать воспитанию у студентов отношения к науке как источнику нравственных ценностей, к профессии ученого, в которой честность и объективность являются важнейшими элементами профессиональной этики.

Методы и приемы обучения:

Лекция, объяснение, рассказ, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала, метод дискуссии, репродуктивный метод и постановка проблемных вопросов, методы создания положительной мотивации учения

План лекции:

1. Вступление (вводная часть)………………………………..10 мин.

2. Изложение (основная часть)...……………………………..70 мин.

Вопрос 1. Конструирование логики исследования

Вопрос 2. Характеристика основных этапов научного исследования.

3. Заключение………………………………….………………..10 мин.

Основные термины и понятия:

проблема    предмет исследования
проблемная ситуация         цель исследования          
тема исследования задачи исследования         
актуальность темы          гипотеза
объект исследования   методологические основы

Дидактические материалы к лекции: рисунок «Возникновение проблемы», авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, схема этапов научного исследования, перечень цитат ученых о науке, вопросов и заданий)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон Рос. Федерации от 23 авг.1996 г. N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

2. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления // Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. URL: http://www.gost.ru.

3. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. // Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. URL: http://www.gost.ru.

4.  Ануфриев, А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А. Ф. Ануфриев ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, Фак. Психологии.- М. : Ось-89 , 2007.- 111, [1] с.

5. Безуглов, И. Г. Основы научного исследования [Текст] : учеб. пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И. Г. Безуглов, В. В. Лебединский, А. И. Безуглов ; Моск. открытый социал. ун-т.- М. : Академический проект , 2008.- 194 с.

6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: "Ось – 89", 1999.- 304 с.

7. Кузнецов, И. Н. Диссертационные работы : методика подготовки и оформления [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. Н. Кузнецов.- М. : Дашков и К , 2007.- 453 с.

8. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление [Текст] / И. Н. Кузнецов. М. : Дашков и К , 2007.- 457 с.

9. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие для бакалавров / И. Н. Кузнецов. М. : Дашков и К , 2013.- 284 с.

10. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования : учебное пособие. - СПб., 2004.- 128 с.

Дополнительная литература

11. Качнев, В. И. Формирование у студентов исследовательских навыков [Текст] / В. И. Качнев // Высшее образование сегодня: Реформы. Нововведения. Опыт. - 2008. - № 5. - С. 79-82.

12. Кукушкина, В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) [Текст] : учеб. пособие / В. В. Кукушкина.- М. : ИНФРА-М , 2012.- 263, [1] c.: ил.

13. Спиридонова, Г. И. Реализация технологии научного исследования студентов в контексте личностно развивающего профессионального образования [Текст] / Г. И. Спиридонова, Д. К. Охлопкова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 79-82.

14. Учебники и учебные пособия по логике, философии, социологии, концепциям современного естествознания. Темы «Научное познание».

 


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХОДУ ЗАНЯТИЯ[1]:


ВСТУПЛЕНИЕ (вводная часть)

 

Преподаватель приветствует студентов, оглашает тему лекции, примерный план проведения лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения вопросов. Делает краткий обор литературы, которую можно использовать для изучения темы. Подчеркивает, что на предыдущей лекции «Организация науки в Российской Федерации» было дано определение научного исследования, студенты познакомились с видами научных исследований: фундаментальные, прикладные, поисковые научные исследования. Объясняя связь с материалом предыдущей лекции, поясняет, что любое научное исследование имеет определенную структуру, этапы, содержание которых будет рассмотрено в процессе лекции. Для того, чтобы сделать начало лекции увлекательным, побуждающим к размышлению, преподаватель может привести одну из цитат известных ученых о науке, сформулировать вопрос, ответ на который студентам нужно будет дать в конце лекции. Пример. Перефразируйте высказывание о логике научного исследования, используя понятийный аппарат учебного курса «Основы научных исследований». О каких этапах научного поиска идет речь? «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль». (Константин Эдуардович Циолковский)

 

ИЗЛОЖЕНИЕ (основная часть)

Вопрос 1. Конструирование логики исследования

Когда турист собирается в путь, он заранее изучает предстоящий маршрут, намечает места привалов, готовит снаряжение. Исследователю тоже полезно заранее представить маршрут, наметить способы преодоления предстоящих трудностей. Вот почему необходимо хорошо представлять себе последовательность научного поиска, его основные звенья, их назначение и взаимосвязь, иными словами, логику и структуру научного исследования. Для успеха научного исследования его важно правильно спланировать, разработать стратегию его реализации.

Сравнение исследования с маршрутом в начале лекции облегчает восприятие и запоминание информации. Монолог как основной вид речевой коммуникации на лекции может быть дополнен средствами диалогизации: вопросы, вопросно-ответные ходы и пр. Поэтому в начале лекции можно использовать и метод беседы, адресовать студентам ряд вопросов: Можно ли сравнить научное исследование с путешествием туриста по маршруту? В чем заключается подготовка туриста? Подготовка ученого к проведению исследования? Короткая беседа позволит подвести студентов к мысли о том, что научное исследование – продолжительный процесс, успешность  которого требует определенной суммы знаний о логике и структуре научного исследования, содержании его этапов.

Разработка логики исследования – сложное и трудоемкое дело. Оно сопутствует всему процессу исследования, так как характер и последовательность шагов во многом предопределяется полученными уже в его ходе данными и результатами. Несмотря на это обстоятельство, работу по конструированию логики научного исследования необходимо проделать в самом начале исследования. Логика и структура исследования зависит от многих факторов: вида, объекта, целей научного исследования, полученного в ходе него результатов, длительности исследования.

Весь процесс научного исследования представляет собой определенную последовательность шагов научного поиска, основных этапов научного исследования.

Рассмотрим несколько подходов к определению логики исследования.

В соответствии с первым подходом последовательность поисковых шагов, направленных на решение исследуемой проблемы, такова:

1. Подготовительный этап. Включает выбор темы, обоснование научной проблемы и актуальности проведения данного исследования; определение гипотезы, цели и задач исследования. Планирование научной работы имеет огромное значение для начинающего исследователя.

2. Исследовательский (рабочий) этап зависит от вида, объекта и целей научного исследования. Так, исследования на технические темы, включает теоретические и экспериментальные исследования, составление научно-технического отчета, внедрение результатов в производство. Исследовательский этап работы на юридическую тему состоит из систематического изучения литературы, статистических данных, архивных материалов; сборе социологической и криминологической информации; обработки и обобщения полученных данных, формулирования и проверки выводов и практических рекомендаций.

3. Этап оформления результатов исследования: определение композиции, подготовка рукописи и ее редактирование, оформление библиографического и справочно-сопроводительного аппарата.

4. Внедренческий этап. Иногда и студенческие работы завершаются внедрением в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс на основе сформулированных рекомендаций.

Некоторые ученые утверждают, что логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов (второй подход):

1. эмпирического,

2. гипотетического,

3. экспериментально-теоретического (или теоретического),

4. прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетическийэтап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому или экспериментально-теоретическому.

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем. Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу.

Прогностический этап требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Этот подход демонстрирует самый стержень любого научного исследования: сбор фактов, выявление проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверка, обоснование теории, прогноз развития объекта исследования.

Следующий подход, сохраняя общее направление, детализирует внутреннее содержание каждого этапа. Все этапы научного исследования можно условно разделить на 3 больших блока; при этом логика каждого из этих блоков своеобразна.

Первый блок – включает этапы от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы. Логика этого этапа является общей для многих исследований. И, хотя она и не однозначна, но все же в значительной мере задана. Первый этап может быть представлен в виде следующей логической схемы:

Выбор области исследования - проблема – тема – объект – предмет – цель и задачи исследования – теоретический анализ проблемы и уточнение понятийного аппарата исследования - научные факты – гипотеза

Логика второго блока – от выбора методов до формулирования выводов – задана только в самом общем виде. Логическая схемавторого этапа выглядит так:

Выбор методов – сбор и обработка фактического материала с целью проверки гипотезы – конструирование предварительных выводов – их опытная проверка и уточнение – построение заключительных выводов

В каждом случае необходимо найти оптимальный вариант последовательности поисковых шагов исходя из характера проблемы, поставленных целей, предмета, конкретного материала исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов.

Третий блок исследования включает литературное оформление результатов научной работы в виде доклада, статьи, диссертации и внедрение полученных результатов в практику:

3. Литературное оформление результатов научной работы - внедрение полученных результатов в практику.

Последовательность поисковых шагов может меняться, в зависимости от вида научного исследования, области исследования, характера проблемы, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и ряда других факторов.

Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвариантные элементы любого научного исследования, а также показать, как эти элементы функционируют в исследованиях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 350.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...