Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Проблема цели воспитания в истории педагогики




Вопросы для обсуждения:

1. Категория цели воспитания; целеобразование и целеполагание.

2. Цель воспитания в различных педагогических системах и теориях.

3. Развитие идеи гармоничного развития личности в истории педагогики

 

Задания для самостоятельной работы:

  Эпоха Основная цель воспитания Ведущие факторы, определившие ЦВ Основные черты практики воспитания
1 Первобытнообщинный уклад      
2 Рабовладельческий строй      
3 Средние века      
4 Возрождение      
5 Новое время      
6 Новейшее время      
7 Современный этап      

1. Заполните таблицу

 

2. С помощью цитат представьте многообразие подходов к трактовке цели воспитания в истории европейской педагогики XVIII-XIX вв.

3. Изобразите модель гармонического развития личности в различные эпохи: Античности, Возрождения, советской педагогики.

Литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

 

Тема 7. Проблема трудового воспитания в истории педагогики

Вопросы для обсуждения

 

1. Возникновение идеи трудового воспитания в педагогике эпохи Возрождения.

2. Взгляды Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо на проблему трудового воспитания.

Узнай стоимость написания работы

Тема твоей работы

Твой Email

by Edugram and Автор24

3. И.Г. Песталоцци о соединении обучения с трудом.

4. Идея политехнического обучения в педагогическом опыте Р. Оуэна.

5. Политехнизм как принцип трудовой подготовки в советской педагогике.

Задание для самостоятельной работы:

1. Определите содержание следующих понятий:

- умственный труд

- технический труд

- умственный труд

- сельскохозяйственный труд

- обслуживающий труд

- общественно-полезный труд

 

2. На основе текстов первоисточников (лит-ра №4) заполните таблицу:

 

Автор Цель трудового воспитания Вид труда   Форма трудового воспитания (урок, учебный труд, домашние обязанности…)
                   

 

Литература:

 

1. История педагогики. А.И. Пискунов. - М., 1998, ч. 2.

2. История зарубежной педагогики. А.Н. Джуринского. - М., 1998.

3. Крупская Н.К. Народное образование и демократия.  Пед. Соч. В 6 т. М., 1978, т.1, стр. 160-181, 189-196, 203 - 210.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.  Сост. Пискунов А.И.,М., 1981, стр. 148 - 155; 191 - 194; 195 - 201; 220 - 234; 296 - 297; 416 - 422; 442 - 443.

ТЕМА 8.   Создание государственной системы образования в России XVIII в.

 Вопросы для обсуждения:        

 

1. Петровские культурно - образовательные реформы.

2. Теоретическая педагогика первой половины XVIII в. (И.Т. Посошков (1653 - 1726), В.Н. Татищев (1686-1750), Ф. Прокопович (1681-1736), Л. Магницкий (1669-1739)).

3. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (М.В. Ломоносов (1711-1765), И.И. Бецкой (1704-1795), Ф.И. Янкович (1741-1814), А.Н. Радищев (1749-1802)).

4. Воспитание детей в крестьянской семье.

5. Воспитание детей дворян.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Представьте в табличном варианте перечень образовательных реформ и преобразований в России XVIII века.

2. Составьте перечень видов образовательных учреждений, возникших в России в результате реформ XVIII века.

 

Литература:

 

1. Антология педагогической мысли России XVIII в.  Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. (стр. 5-8, 9-25, 36-38, 40, 42-44, 60, 68-69, 90-91, 148-149, 234, 235, 282-283, 288-289, 377-378).

2. Константинов Н.А. и др. История педагогики.: Уч. Пос. Для студентов пед. Ин-тов.  Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп., перераб. М.: Просвещение, 1982. (стр. 155-173).

3. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. Уч. Пос. Для пед. Ун-тов  Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. (стр. 60-93).

4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX в.): Уч. пос. - М.: Издательский дом «Форум», 1998.

 

ТЕМА 9: Принцип народности и его реализация в российской педагогике XIX в..

 Вопросы для обсуждения:

1. Принцип культуросообразности в истории образования. 

2. Социально-экономическая и политическая характеристика 50-60-х гг. 19 века. Идея общечеловеческого воспитания Н.И.Пирогова.

3. Идея народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский).

4. Идея свободы в деятельности Яснополянской школы Л.Н.Толстого.

5. Понятия "культура межнационального общения", "толерантность".Изучение культуры и истории народа как средство формирования этнического сознания. 

Задания для самостоятельной работы:

1. Провести сравнительный анализ традиционных подходов к воспитанию в различных национальных культурах; выявить общее и особенное, проиллюстрировать подбором традиций, обычаев.

2. Заполните таблицу:

Автор Народность – это Средства реализации принципа народности
       

 

Литература:

 

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

2. Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X – нач. ХХ вв.) – М.,1998.

3. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Издательский центр «Академия», 2008

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Издательский центр «Академия», 1999.       

5. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом. Издательство: Сфера, 2007 г

 

 

     

 ТЕМА 10: Педагогика среды С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского и А.С.Макаренко.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности становления и развития советской школы и педагогики в 20-е годы 20 века в России: основные направления педагогической мысли, типы школ и специфика их деятельности.

2. Трудовая школа – школа будущего, школа работы в педагогике С.Т.Шацкого.

3. Педагогика В.Н.Сороки-Росинского в работе с трудными подростками.

4. Социально-педагогический эксперимент А.С.Макаренко.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основе изучения учебной литературы выявить основные педагогические течения начала 20-х годов и дать их краткую характеристику.

2. Составить на основе анализа литературы сравнительную таблицу взглядов В.Н. Сороки-Росинского и А.С. Макаренко по вопросам воспитания «трудных детей»:

 

Основные положения А.С.Макаренко В.Н.Сорока-Росинский
Ведущий принцип воспитания    
Цель воспитания    
Тип учреждения    
Местонахождение ОУ    
Пути перевоспитания    
Формы и методы организации детей    
Организация труда    
Воспитательная работа    
Требования к педагогу    

3. Подготовить мини-сообщения на одну из тем:

  • Психологические взгляды В.Н.Сороки-Росинского.
  • Годы исканий С.Т.Шацкого.
  • А.С.Макаренко – педагог и писатель.

Литература:

1. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических ун-ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.

2. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.: Сфера, 2001.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

4. Латышина Д.И.История педагогики. Воспитание и образование в России (X – нач. ХХ вв.) – М.,1998.

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.// Пед. соч. в 8-ми тт. – М., 1984

6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания//Там же.

7. Сорока-Росинский. Школа Достоевского. Пед.сочинения\ Сост. А.Т.Губко.- М.: Педагогика, 1991.

8. Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе//Избр. пед. соч. в 2-х тт. – М.,1965. – Т2.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...