Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.




Тема 1. Практика воспитания и философско-педагогическая мысль в эпоху Древнего мира.

 

 Вопросы для обсуждения:

1. Особенности обучения и воспитания в школах Древнего Востока.

2. Отличительные особенности идеалов и практики воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

3. Воспитание и обучение в древнем Риме.

4. Педагогические взгляды Конфуция, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Цицерона, Квинтилиана.

Задания для самостоятельной работы:

На основе изучения и анализа учебных материалов составить сравнительную таблицу спартанской и афинской систем воспитания: 

Основные положения \ Государство Др. Китай Др. Индия Др. Египет       Спарта       Афины   Рим
Географическое положение            
Экономика            
Политический строй            
Цель воспитания            
Типы школ            
Содержание воспитания и образования            

 

2. По произведениям каждого философа составить «цитатник», характеризующий его взгляды на воспитание.

Литература:

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

2.История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических ун-ов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.

3.История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001.

4. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика \\ Собрание сочинений: В 4-хтт. – М., 1984. Т. 4.

 5. Платон. Государство \\ Сочинения: В 3-х тт. – М,, 1972. – Т. 3.- Ч.1.

 6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.

Тема 2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения

Вопросы для обсуждения

1. Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века.

2. Особенности воспитания светских феодалов.

2. Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности.

3. Зарождение и развитие университетского образования в Европе.

4. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить взгляды на проблемы воспитания и обучения одного из религиозных философов Средневековья.

2. Представить модель первых университетов в Европе.

3. Подготовить рассказ о школе по произведениям одного из педагогов-гуманистов эпохи Возрождения.

Литература:

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т.

- М., 1994.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

3. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. -

М., 1989-1990. - Вып. 1. - Ч. 1-2.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

5. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Ново-

го времени. - М., 1991.

6. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 1979.

7. Мор Т. Утопия. - М., 1953.

8. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.

 

 

Тема 3. Педагогическая система Я.А.Коменского.

 

Вопросы для обсуждения:

1.  Природосообразность как философская основа педагогической теории Коменского. Возрастная периодизация процесса образования ребенка.

2.  Дидактика Я.А.Коменского: принципы и методы обучения, классно-урочная система.

3. Требования Я.А. Коменского к учителю.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сделать цитатные выписки на тему «Как учить и как учиться» (по Я.А. Коменскому).

2. Подготовить мини-сообщения на основе анализа работ педагога по следующим темам:

· «Материнская школа» Я.А.Коменского.

· «Законы хорошо организованной школы» Я.А.Коменского.

3. Представить классно-урочную систему Я.А.Коменского в виде логической схемы.

Литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика \\ Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1982. – т.1. – гл. 6,7,8,9,16,20.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учеб.для вузов.- М.: ВЛАДОС, 2004.

3. История педагогики. В 2-х частях. Учебное пособие для педагогических университетов/ Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.,1998.

4. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед.вузов / Пискунов А.И. и др.- М.:Сфера, 2001.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001.

 

 

Тема 4. Развитие гуманистических традиций в педагогической системе Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.-В.-А. Дистервега.

Вопросы для обсуждения:

 1. Теория воспитания джентльмена Джона Локка.

 2. Теория естественного воспитания Ж.Ж. Руссо, ее гуманистический характер.

 3. Антропологическая концепция, природосообразность воспитания в творческом наследии И.Г. Песталоцци.

 4. Концепция воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта

 5. Принципы природосообразности и культуросообразности как важнейшие требования к организации развития личности в педагогических воззрениях А. Дистервега.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сопоставьте трактовки принципа природосообразности Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В чем своеобразие каждой из них?

2. Реализуются ли в современной педагогической практике принципы природосообразности, культуросообразности?

3. Сделайте сравнительный анализ взглядов на воспитание и обучение изученных педагогов.

 

Литература:

  1.  Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.,Г982, главы: 4,6,9,11.
  2.  Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с.с. 54-62, 63-70, 86-94.
  3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Под ред. А.И. Пискунова. М.,1981.
  4. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М.,1988.
  5. Педагогическое наследие Я.А, Коменского, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. М.,1988.
  6. Красновский А. Я.А. Коменский, М.,1953.
  7. К 400-летию со дна рождения Я.А. Коменского//Педагогика. 1992, №5-6.
  8. Давыдов В.В. Труды Дистервега и современная педагогика //Педагогика, 1992,№2.

 

Тема 5. Проблема соотношения формального и материального образования в теориях обучения И.-Г. Песталоцци, И.-Ф. Гербарта, Ф.-А.-В. Дистервега.

 

Вопросы для обсуждения:


 1. Различия формального и материального подходов к отбору содержания образования.

 2. Психологические основы педагогических теорий И.-Г. Песталоцци, И.-Ф. Гербарта, Ф.-А.-В. Дистервега

 3. Элементарная теория обучения И.Г. Песталоцци.

 4. Единство формального и материального образования в наследии И.-Ф. Гербарта. Психолого-педагогические подходы к развитию самосознания учащегося в процессе обучения, формированию его познавательного интереса.

 5. Теория развивающего обучения Ф.-А.-В. Дистервега. Принцип самодеятельности учащихся как основа эвристического обучения.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте формально-логическую схему понятий по теме.  
  2.  Прочитайте приведенный ниже текст Ф.-А.-В. Дистервега. Определите свое отношение к обозначенным подходам.

 

 Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную.Возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей (des unteren Gedankenlanf)!

Эти принципы между собой родственны. Поэтому мы их объединили. Достаточно краткого разъяснения, чтобы доказать их правильность.

Обучение может иметь двоякую направленность: или имеется в виду познакомить ученика с определённым учебным материалом, дать ему знания или навыки, которые стали бы его неотъемлемым достоянием, или посредством обучения желают укреплять его силы. В первом случае преследуется материальная, во втором формальная цель. Часто и обычно стремятся к достижению обеих, потому что они друг друга не исключают. Напротив, с наибольшей энергией и упорством овладеет предметом ученик, умственные силы которого были наиболее интенсивно возбуждены благодаря способу изложения предмета или методу. Но всё-таки одна из этих целей остаётся более важной и высокой и должна быть поэтому преобладающей и господствующей. При обучении юношества, в особенности при начальном обучении, это, очевидно, формальная цель. Ученик начальной школы не нуждается в большом количестве знаний. Но натренированная, по возможности развитая способность мышления и речи, произвольное внимание, способность усвоить и исследовать новый предмет при помощи разума, а также другие формальные способности принесут ему в течение всей его жизни величайшую пользу, разумеется при условии, что пробуждённые умственные силы и приобретённые им навыки будут направлены на служение добру.

Это, однако, не значит, что материальная цель должна быть отодвинута на задний план; только никогда и нигде не следует стремиться к достижению исключительно её одной. Чем моложе и менее зрел ученик, тем больше значения приходится придавать развитию его сил. Чем большей зрелости достигли последние, тем допустимее предъявлять им трудный материал, так как можно ожидать, что уже окрепшие силы способны сделать его достоянием ума ученика. Если поступать наоборот, т.е. заставлять неразвитые силы воспринимать материал, переварить который они ещё не в состоянии, то можно их совершенно погубить. Поэтому во всех классах элементарной школы, во всех начальных школах должно господствовать формальное образование, а в учебных заведениях повышенного типа, — если учесть, что их воспитанники уже получили укрепляющие силы элементарное образование,— постепенно всё больше вступает в свои права и материальная цель. Развивающая (гимнастическая) цель всякого школьного обучения, однако, никогда не должна быть упущена. Каждый учебный предмет должен стать дисциплиной даже в университете, и лишь в настоящей Академии наук стремления направлены только к исследованию неизвестного, к тому, чтобы пролить свет на таящуюся ещё во мраке материю. /Руководство к образованию немецких учителей/

 


 
Литература:

 1. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова М., 1998. с.99-134.

  1. Степашко Л.А. Философия н история образования. М„ 1999, с.71 -91.
  2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М. 1971.
  3. Гальперин П.Л„ Пискунов А.И. Гербарт / Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.М., 1993.
  4. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические труды. М.. 1956.
  5. Ротенберг В. А. Дистервег / Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.М., 1993.
  6. Ротенберг В.А. Песталоцци/Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1.М., 1993.
  7. Ротенберг В.А., Кларин В.М. Педагогическое наследие И.Г. Песталоцци. М., 1981.
  8. Прохоренко А.В. Формальное и материальное образование. Гуманизм и реализм в образовании // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 347-350.

 

   










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...