Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 6. Роль инициации. Наказание и поощрение.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Инициация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение Р. своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: <'С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, Теперь я...». Инициация способствует так же объединению членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии. Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации - прохождение Р. определенных «испытаний», экзамена, содержание которых Вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей. Инициация в начале занятий может заключаться в проведении детско-родительского занятия. «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!». Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым П. подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая Р. о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться. Каждый пройденный этап, как и достижения каждого ? должны быть обязательно отмечены П. (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) я присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» ч т.д.). В завершении цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима «тронная» речь: « Теперь ву стали....Вспомните, как трудно было вначале...Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас «Знайками». Наказание и поощрение.
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться, «суд честности» - взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка. Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания является лишение Р. возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни Каждому П. из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это - игра на экзотической дудочке, у кого-то - батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»). В качестве поощрений, можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и др.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося Р., которые должны быть непреложны для всех. В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность: они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся Р. получает в свое пользование полюбившуюся игру или предмет. Например, он в конце занятия из набора имеющихся музыкальных фрагментов выбирает свой любимый. Все дети спонтанно двигаются под музыку и подпевают. Или дети заранее приносят из дома свои любимые игры. В конце занятия отличившийся предлагает всем детям поиграть в его игру. Причем, этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера, автоматически повышает степень его доминантности, а, следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг. Литература 1. Агафонова И.Н. Готовимся к школе. - С.-Пб., МИМ, 1997. 2. Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои способности. - М., Мир, 1972. 3. Бабкина Н.В. Радость познания. - М., Аркти, 2000. 4. Безруких М.М. Проблемные дети, - М., УРАО, 2000. 5. Волина В.В. Праздник Букваря. - М., АСТ-ПРТСС 1997. 6. Волина В.В. Русский язык. Серия «Учимся играя». -Екатеринбург, Арго, 1996. 7. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. - М., Наука, 1990. 8. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. - Минск, Сантана, 1998. 9. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. - М., Советский спорт, 1993. 10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры к упражнения. - М., БУК-МАСТЕР, 1993. 11. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С.-Пб., Грппократ, 1995. 12. Локалова Р.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., Луч, 1995 13. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бснк И А.. 1Са:< развить внимание и память Вашего ребенка (книга для деге* - ,г» родителей). - М., Эйдос, 1994. 14. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - С.-Пб., 1995. 15. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума - М., Просвещение, 1997. 16. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем// Основы теории и практики логопеачи -М., 1968. 17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи, преодоление у младших школьников. Учебное пособие. - М , Владос, 1995. 18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., АРКТИ, 2000. 19. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка - М , ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 20. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, Академия развития, 1996 21. Тушканова О.И. Развитие внимания. Пособие для детей 7-9 лет. В 3-х частях. - Волгоград, Офсет, 1997. 22. Уманская А.А. Волшебные точки. - М., ВНИИЗОЖ, 1987. 23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М., Просвещение, 1989. 24. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Том 1/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М., Владос, 1997. 25. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных, - М., МГУ, 1985. 26. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., Юрист, 1997. 27. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетическая-ориентированная психотерапия. М., РПО, 1998 28. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. - М., ЭКСМО-Пресс, 2000.
Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа г. Москвы Адрес: г. Москва, ул. Исаковского, д. 4, корп. 1. Телефон: 757.13.53. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |