Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 6. Мнестические процессы.
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей Р. является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т.е. перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез. У 99. «Межмодальный перенос». «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы (звездочка, круг, квадрат, треугольник, в т.ч. буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Р. предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее изнарисованных на листе. Другой вариант - то же, но, нарисовать эталон - «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность». Р. предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук изпрослушиваемого ряда аудио-записи. - «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Р. наощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы. - «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Р. называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему П. - «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Произносится или воспроизводится аудиозапись определенного звука, соответствующего какому-либо животному, букве, работе какого-либо прибора, средства транспорта и т.д. Р. предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука. - «Перевод из слуховой в тактильную модальность». П. произносит отдельный звук, называет предмет или фактуру. Р. должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал. Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухоречевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец -избирательности памяти. При коррекции узнавания алгоритм следующий: Р. запоминает 2-6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти ) их среди 10-15 аналогичных. В начале эталонные стимулы «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом -среди похожих. В ходе формирования избирательности любого вида памяти Р. предлагается запоминаемый материал, а затем: 1) ему показывают такой же ряд, но с расположением эталонных стимулов в другом порядке; ему необходимо восстановить нужный порядок; 2) показывают такой же ряд, но с искажениями ( фигуры, с недорисованными фрагментами или развернутые, слова со сходным звучанием, те же движения, но с несколько измененными позами и т.п.). Р. должен указать, что неправильно и заменить «ошибочный» вариант верным. Таким образом, развитие памяти связано с запоминанием и последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. С другой стороны, оно опирается на обучение Р. разным мнемотехникам, т.е. возможности опосредствования мнестического процесса. Тактильная и двигательная память.
У 100. «Теплый-холодный, сухой-мокрый». Подготовьте стимульный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите Р. с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он наощупь (например, «Это сухой и теплый клубок ниток»). У 101. «Найди такой же». Р. с закрытыми глазами ощупывает ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом - одной рукой (правой, левой); а нахождение предметов - двумя руками одновременно, той же и другой рукой. У 102. «Запомни форму». Р.с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность. Затем он сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке. У 103. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами Р. придается и «снимается» какая-либо поза (усложненный вариант - последовательность из 2-3 поз). Его задача - почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности. У 104. «Замри». Играют несколько детей, один из которых -ведущий. Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу . Все дети внимательно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать, ползать (по договоренности). По сигналу: «Замри», дети воспроизводят позу (позы), которую показывал ведущий. У105. «Двигательная память». П. показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Р. должен повторить эти движения как можно точнее, желательно в той же последовательности. Зрительная память.
У 106. «Шапка - невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их. У 107. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением предметов (рис. 18), геометрических фигур. Покажите Р. на 4-5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.
Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, нарисовать что-либо, рассказать стихотворение, вспомнить алфавит или таблицу умножения, сделать физические упражнения и т.д.). У 108. «Запомни точно». а) Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки я т.п.). Попросите Р. запомнить только большие ( маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке. б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху-вниз, справа-налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите Р. запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем - найти и/или нарисовать их. Время запоминания - 15-20 с. Количество запоминаемых элементов - от 5 до 10. У 109. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис. 19), а также лист бумаги и карандаш. Попросите Р. внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2 с, для второй - 3-4 с, для пятой -6-7 с.
Рис. 19
У 110. «Восстанови порядок». Приготовьте 5-10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке Предложите Р. запомнить их расположение (15-20 с). Затем он отворачивается, а П. меняет несколько игрушек (предметов) местами. Р. должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны «выстраиваются в ряд; П. меняет местами порядок в ряду. Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале ( предметы, цветы, животные, буквы и т.д.). У 111. Дети встают полукругом; задача ведущего Р. -запомнить порядок расположения детей. Первый вариант - он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант - П. изменяет порядок, переставляя не более трех-пяти детей, а Р. его восстанавливает. У 112. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а П. производит не более трех - пяти изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего -вернуть все в исходное положение. У 113. Дети располагаются определенным образом по периметру зала ( например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или, если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий). У 114. «Запомни фигуры».Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните Р., что для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести. У 115. « Вспомни пару».Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (рис. 20). Объясните Р., как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-ый бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигурку и знак), затем бланк убирается и предлагается 2-ой бланк - для воспроизведения, на котором Р. рисует в пустых клетках против соответствующей фигурки её пару.
Рис. 20
У 116. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, цвета, предметов, животных, цифр, букв, слов и т.д., а также две колоды игральных карт (например, парой будет считаться две карты одного цвета, масти или достоинства). Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. У 117. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».Р. предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). П. предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники -зеленым и т.д. Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления различных фигур по величине (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры. Слухоречевая память. У.118 «Магазин». Вы можете послать Р. в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и Р. по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие. У119. «Пары слов».Предложите Р. запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, Вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик -машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а Р. должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями. У120. «Восстанови пропущенное слово». Р. зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариантом задания может быть при повторном прочтении замена одного слова другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); Р. должен найти ошибку. У121. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - Р. выбывает из игры; названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя. У 122. «Повтори и продолжи». Р.называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое. У123. «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) Р. запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п. У124. «Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д. Попросите Р. «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, пасть волка + ёлка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3-х фраз. У 125. «Пиктограмма». Р.читается текст. Для того, чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем Р. просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ. У 126. «Придумай, как запомнить слова». Объясните Р., что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип : - роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; - машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча. У127. «Стенограф» Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Р. читается небольшой рассказ в течение 1-2 минут. Во это время он должен отмечать: а) «события» (действия) карточками с картинками подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа; б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег».). а затем указывать количество предложений в рассказе; в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе. У 128. «Мнемотехника». Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например, дом, кот, лес. апельсин шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе настоящий, «живой» дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея и т.д. Скрепив так между собой все слова. Вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала. У 129. Необходимо научить Р. таким широко известным Вам мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать...( очередность цветов радуги)», «Сегодня мы видим Землю.... ( порядок расположения планет Солнечной системы)» и т.д. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |