Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Упражнения с гимнастической палкой.Стр 1 из 12Следующая ⇒
КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ( Часть 2)
Москва 2001
Печатается по решению Методического Совета Центра Отдел нейропсихологии Авторский коллектив: к.п.н. А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Е.В.Сафронова, Л.И.Серова, Н.Д.Баринова, О.Ю.Михалева, В.М.Шегай Под редакцией проф. А.В. Семенович. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (продолжение) Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и пециализации правого и левого полушарий мозга. Глава 4. Кинетические процессы ........................................................................... 1 1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость ................................ 3 2.Графические способности....................................................................…………….…… 6 3.Последовательность, ряд. Время .............................................................................14
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. 1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма ...........................................18 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух ...................................................22
Глава 6. Мнестические процессы ..........................................................................27 1. Тактильная и двигательная память ...............................................................29 2. Зрительная память ................... ................................................................................ 30 3. Слухо-речевая память ...........................................................................................34
Глава 7. Номинативные процессы .......................................................................37 Раздел 3. Формирование смыслоообразующсй функций психических процессов И произвольной саморегуляции Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга. Глава 1. Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли ................................................................................... 44
Глава 2. Коммуникативные навыки .........................................................................45
Глава 3 .Причинно-следственные отношения. Последовательность .............. 49 Глава 4. Произвольное внимание. Синестезии.
Глава 5. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархий понятий. Интеллектуальные процессы ............................................................................58
Глава 6. Роль инициации. Наказание и поощрение ............................................64
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (продолжение) Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга. Глава 4. Кинетические процессы.
Динамическая организация двигательного акта. Ловкость.
Динамическая организация двигательного акта связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию». Основой этих процессов стали упражнения из Раздела 1 (в первую очередь, гл.4 и 5) Здесь мы продолжаем развивать и автоматизировать усвоенные навыки на более высоком уровне. Содержанием отдельных серий (циклов, паттернов) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачки ритмов), орнаментов, предметов или фигур. У 1. И.п.: Встать ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдох (отталкивающее движение) - вытягиваются и опускаются вдоль тела ладонями вниз. Вернуться в и.п. У 2. Перенести вес тела на правую ногу. Выполняя вдох, поднять левую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад влево; выполняя выдох, опустить левую ногу и довернуть стопу правой ноги. Т.о. все тело развернуто влево. Перенесите теперь вес тела на левую ногу. Выполняя вдох, поднять правую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад вправо; выполняя выдох, опустить правую ногу и довернуть стопу левой ноги. Вы вернулись в и.п. Повторить цикл 3 раза. У 3. Р. предлагается ряд любых движений, описанных выше, например, «Хасты», которые он должен повторить в заданной последовательности. В групповом варианте детям предлагается всем вместе выполнить такое же задание, например; через одного - то приседать, то подпрыгивать (в быстром темпе), или выполнить упражнения, аналогичные описанным в разделе «Преодоление двигательных стереотипов». Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекция - развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций. Начало процесса здесь связано с акцентом на точность. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам; движений карандаша к обведению нарисованного контура и т.д. Это и прицельное внимание к точности попадания, или меткости броска, прикосновения; наконец - точности воспроизведения видимой формы, фигуры. Т.е. это процессы, оцениваемые по финальной четкости. Развитие ловкости неотделимо от быстрых (ограничение по времени), точных и согласованных движений в условиях сложной пространственной ориентировки. У 4. «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последовательности и в условиях дефицита времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий, хотя бы на ход вперед. То же относится к различным играм: «Прыгалки», «Вышибалы» и т.п. У 5. Встать у линии на расстоянии 2,5 м от стены я провести подряд 5 бросков мяча правой рукой снизу с ловлей отскочившего мяча правой, а затем левой рукой. Основная трудность этого упражнения заключается в точной дифференцировке мышечных усилий при броске и ловле мяча Вариантами этого упражнения общеизвестны: бросок мяча из-за спины через голову; перепрыгивание через отскочивший от стены мяч; бросок из-под бедра, стоя спиной к стене и т.п. Упражнения с мячом. У 6. Круги мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади - в правую руку). Затем сменить направление. То же во фронтальной плоскости: (руки вверх - перекладываем мяч в левую руку; руки -вниз и назад - перекладываем мяч в правую руку). У 7. Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно носом, пальцами правой и левой руки, катить его вперед, вокруг стоп (по кругу; описывая восьмерку - вправо, влево). У 8. Подбрасывание мяча и его ловля правой рукой, левой рукой, попеременно, перекидывая мяч с руки на руку - на месте и с продвижением; то же действие, но тыльной стороной кисти; то же - с ловлей мяча сначала двумя, а затем каждой рукой после поворота корпуса на 90, на 180 градусов. У 9. Дриблинг мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попеременно правой и левой рукой - на месте и с продвижением; то же с двумя мячами;ведение мяча «змейкой», огибая ориентиры. У 10. Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рукой - поворачиваясь вслед за мячом; не сдвигая ног. У 11. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой: сначала рука и нога одноименные, затем -разноименные. В виде варианта можно использовать это упражнение, подбрасывая и ловя мяч одной или двумя руками. У 12.»Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу межу ногами и т.д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный. Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед. становясь первым, и начинает игру с начала. Упражнения с гимнастической палкой. У 13. Перехваты палки в вертикальном положении снизу-вверх и сверху-вниз; в горизонтальном положении - слева направо и справа налево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку. У 14. «Мельница» - вращение палки двумя руками на уровне пояса. У 15.»Вертолет» - присесть, палка в руках, вытянутых вверх; вращая палку в горизонтальной плоскости, медленно выпрямляем ноги и поднимаемся на носки. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в исходное положение. Серийная организация движений должна быть включена в общую программу коррекции и абилитации посредством привлечения аппликаций, мозаики, нанизывания бус в определенной последовательности, макраме и т.д. У. 16. Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе (сходясь и расходясь) имитируют игру на рояле: спонтанно, гаммы, арпеджио и т.д. У 17. Одна ладонь располагается вертикально перед грудью большим пальцем к себе, в её основание упирается пальцами другая ладонь, расположенная горизонтально большим пальцем к себе. На каждую команду ладони меняются местами, причем вертикальная или остается раскрытой (команда «ладонь») или сжимаются в кулак (команда «кулак»). Команды подаются в произвольном порядке. У 18. Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т.п.), а другая - круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре, балалайке, т.е. на тех музыкальных инструментах, где они выполняют разные движения. Графические способности. У 19. «Рисующие пальчики». Р. предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих рук дает ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Так для правшей характерно начинать работу с правой руки, отдавая предпочтение при этом остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т.п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева-направо и сверху-вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа-налево. Выполнение предлагаемой ниже последовательное! л упражнений поможет наиболее мягко в игровой, занимательной форме подготовить Р. к освоению пространства листа и навыка письма. У 20.а) Сначала Р. выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом - другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого - прямые и волнистые «дорожки» из точек. б) Р. предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем - сначала одной рукой (здесь ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем - другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе. У 21. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др. Р. рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем - другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия. У 22. «Загадочный контур». П. рисует на доске или .листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа Таким образом, стимулируется способность каждого Р. увидеть что-то свое в данном контуре, не навязывая собственных стереотипов восприятия. Затем, подражая П. или вместе с ним, Р. постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается уже в своих рисунках представить, на что похож нарисованный контур. В процессе активного воображения он может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.). Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только через простое раскрашивание, но и через необычное заполнение, например, незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т д У 23,»Необычные животные».Придумывание и рисование «необычных животных» не только активно вовлекает Р. в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности. Р. предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, одежды, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура. У 24 «Каляки-маляки» Сначала П заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель Затем этот рисунок представляется Р в виде какого-либо животного которое запуталось в нитках Его надо найти и спасти Когда Р увидит это животное, он должен обвести только те линии в «каляках-маляках», которые составляют контур и детали изображения После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каляки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное Более сложной задачей является поиск Р в своей «каляке-маляке1 заданного образа, например, «котенка, играющего с клубком ниток» У 25 «Коврики» Перед Р. кладется чист бумаги и набор цветных карандашей Дается инструкция «Представь, что лист это коврик Тебе нужно его разрисовать» После выполнения задания правой рукой, ребенку предлагается новый лист и дается тоже задание для левой руки Затем Р начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает - другой, далее - обеими руками вместе Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть,) «Лето» и т д У 26. Р. дается образец (последовательность элементов) которую он должен воспроизвести и раскрасить – несложные орнаменты из одного, двух и более повторяющихся несложных элементов (узоров), крут, треугольник, квадрат, усложнение желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат Затем ребенок сам придумывает последовательность и воспроизводит ее У 27 На рис 13 (а, б, в) представлены образцы, которые должен продолжить Р Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой р)кой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположных направлениях
Усложнение заданий заключается не только в нарастании степени сложности программы но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и разворачиванию собственных серийных программ.
Рис. 13 а.
ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ, ЧТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ? РАСКРАСЬ
НАРИСУЙ КАК ПАДАЮТ ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. РАСКРАСЬ.
Рисунки 13 б.
Обведи пунктирные линии Дорисуй предметы, которые можно изобразить с помощью овала Раскрась все что у тебя получилось
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 295. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |