Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выбор темы, подбор литературы, разработка задания и согласование с научным руководителем




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ (ЗАЩИТЕ) ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Настоящие методические рекомендации содержат основные правила (требования) к подготовке и защите выпускных квалификационных и курсовых работ различного уровня

 

 

 

 

Сосновый Бор

2015

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономики и управления Сосновоборского филиала РАНХиГС. Протокол №……от 19 июля 2015 года

 

 

Рекомендована к использованию в учебном процессе решением ученого совета Сосновоборского филиала РАНХиГС. Протокол №……от 19 июля 2015 года

 

 

Методические рекомендации посвящены подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной (дипломной), а также подготовке и написанию курсовых работ.

В методических рекомендациях представлены требования по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ, а также изложены требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы, к представлению её результатов и их оформлению. Представлен порядок защиты выпускных квалификационных работ и критерии их оценки.

В целом изложенные рекомендации призваны помочь обучающимся избежать ошибок, наиболее часто встречающихся при их выполнении и предназначены для студентов очной и заочной формы обучения Сосновоборского филиала РАНХиГС (направление «Государственное и муниципальное управление»; Экономика; «Менеджмент»)

 

Рецензенты:

Лабудин А.В. доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Старинский В.Н.доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургскогогосударственного экономического университета

 

 

Методические рекомендации по подготовке и защиты квалификационных и курсовых работ подготовлены: кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и управления Сосновоборского филиала РАНХиГС Куприным А.А. и нач. отдела компьютерных технология Дегтяренко Д.Ю.

 

© Куприн А.А., Дегтяренко Д.Ю. 2015г.

 © Сосновоборский филиал РАНХиГС 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ……………………………5

1.1.Общие сведения……………………………………………………………….5

1.2. Выбор темы, подбор литературы, разработка задания и согласование с научным руководителем………………………………………………………….7

1.3. Разработка и структурно-логическая схема построения работы………...12

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………….18

2.1 Процедура защиты выпускной квалификационной работы………………...18

2.2. Критерии оценки выпускной квалификационной работы………………..19

РАЗДЕЛ 3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ……22

3.1. Основные требования к оформлению работы…………………………….22

3.2. Примеры оформления рисунков, таблиц, формул………………………26

3.3. Правила оформления списка источников и ссылок на ………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..34

ВВЕДЕНИЕ

 

В российской системе образования защита выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговых аттестационных испытаний, где уровень подготовки будущего профессионала определяется в том числе и качеством его выпускной работы.

Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной/бакалаврской) работы – это итоговая проверка готовности студента к использованию полученных теоретических знаний для самостоятельного решения практических задач в профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что выпускная работа демонстрирует степень овладения студентом методами научного исследования, способность самостоятельно анализировать материалы, делать на их основе выводы, а также умение работать с научной и технической литературой, использовать вычислительную технику, информационные технологии в рамках решения поставленных задач.

Задачей разработки итоговой квалификационной работы является углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной и специальной литературой и овладение методикой исследования при решении проблем, разрабатываемых в итоговой квалификационной работе.

В данных методических указаниях, отражены: цель и задачи дипломной работы, ее тематика, требования к структуре и содержанию, состав и последовательность работ по оформлению и защите.

Цель настоящих методических рекомендаций – помочь в подготовке, написании и оформлении различных видов научно-исследовательских работ.

Кроме вышеперечисленного необходимо кратко и уверенно изложить полученные результаты и ответить на уточняющие вопросы в присутствии членов государственной аттестационной комиссии.  Поэтому учитывая, что в течение всей предыдущей учебы вы серьезно относились к написанию и защите рефератов и курсовых работ, вам нечего бояться, потому что все необходимые навыки у вас уже есть.

Однако, как показывает ПРАКТИКА студенты, приступающие к написанию дипломной или курсовой работы сталкиваются с серьезными трудностями по содержанию и оформлению работ. Именно поэтому предложенные рекомендации включают не только наиболее важную информацию, но и подробные инструкции и советы.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

Общие сведения

 

Прежде чем вести речь о дипломных и курсовых работах, по-видимому, целесообразно определиться в некоторых терминах.

Курсовая работа по экономическим дисциплинам - это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять получен­ные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.

При написании, курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) не имеет серьезных отличий от курсовой работы, однако необходимо отметить, что она основывается на полученных знаниях уже по ряду дисциплин специальности, носит более комплексный характер и в большей степени содержит элементы исследования.

Дипломная работа по экономическим специальностям - это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения с использованием знаний по ряду дисциплин и имеющая цель систематизировать, расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономичес­ких задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.

Защита дипломной работы выносится на итоговую государственную аттестацию, а само выполнение дипломной работы может стать началом дальнейшей научной деятельности например написания магистерской или кандидатской диссертации. Поэтому отсутствие значительных отличий между дипломной и курсовой работами выдвигает одинаковые требования, которым: эти работы должны соответствовать:

¾ глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;

¾ умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;

¾ критический подход к изучаемым фактическим материа­лам в целях поиска резервов повышения эффективности эконо­мической деятельности;

¾ аргументированность выводов, обоснованность предложе­ний и рекомендаций;

¾ литературное, логически последовательное и самостоя­тельное изложения материала;

¾ оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы работ, где в целях оказания помощи, а также для осуществления контроля назначается научный руководитель, с которым Вам следует согласовывать все вопросы, связанные с подготовкой работы.

Впоследствии научным руководителем будет составлен отзыв на дипломную и рецензия на курсовую работы. На выпускную работу практическим работником или назначенным преподавателем в некоторых случаях может составляться еще и рецензия.

Приступая к разработке выпускной квалификационной работы, студент-выпускник должен представлять все этапы ее подготовки и защиты. Тему студент-выпускник выбирает из примерного перечня квалификационных работ, утвержденного выпускающей кафедрой. Перечень тем выпускных квалификационных работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества.

Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной работы в рамках соответствующих направлений, специальностей, которая должна быть согласована с выпускающей кафедрой.

Выбор темы выпускной квалификационной работы, как правило, должен быть связан с проблемами, решаемыми по месту работы или месту преддипломной практики, где, в основном, собирается материал для будущей работы. Критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научно-практический интерес студента-выпускника.

Педагогическая практика показывает, что весь процесс подготовки и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

¾ выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

¾ подбор литературы;

¾ оформление организационных документов;

¾ изучение требований к оформлению работы;

¾ изучение подобранной литературы;

¾ написание работы;

¾ разработка тезисов доклада для защиты;

¾ защита работы.

Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.

 

Выбор темы, подбор литературы, разработка задания и согласование с научным руководителем

 

Вам предоставляется право самостоятельно выбрать тему работы из предложенной кафедрой тематики. Кроме того, Вы можете предложить свои инициативные темы, которые согласовываются с заведующим кафедрой. Эти темы должны соответствовать наименованию получаемой специальности, а для курсовой работы, кроме того, - и наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, и не дублировать работы прошлого и текущего года. Отточенности формулировки темы работы следует уделить самое серьезное внимание, поскольку ее прочитают абсолютно все, кто будет знакомиться с работой.

Выбор темы целесообразно основывать на ее значимости для развития экономики, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении в вузе знаниях, своего дальнейшего предназначения, интересе к исследованию выбранного направ­ления, уровне знаний по иностранному языку и наличии непереведенной литературы, взаимоотношениям с потенциальным на­учным руководителем.

Студенты часто стремятся брать широкие и избегают узких тем. Это не всегда правильно. Ведь известно, что чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится. В связи с этим практика показывает, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самосто­ятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, Вам открываются такие стороны проблемы, о которых Вы раньше и не подозревали (однако бывает и наоборот).

В период выбора темы Вам целесообразно установить тесный контакт с преподавателем, проводящим по данной или схожей теме занятия, поскольку, как правило, именно этот преподаватель будет выступать в качестве научного руководителя.

Научный руководитель обязан:

¾ давать задания студенту по работе над ВКР, определять сроки их выполнения;

¾ придерживаться утвержденного на кафедре графика консультаций;

¾ рекомендовать основную литературу по теме, совместно со студентом определять предмет, цель и задачи исследования, оказывать помощь при разработке его основной части и формулировании выводов;

¾ следить за соблюдением всех требований, предъявляемых к ВКР;

¾ знакомиться с письменным текстом работы на различных стадиях ее подготовки, контролировать выполнение студентом всех видов отчетности;

¾ представлять на защиту отзыв о соответствии ВКР требованиям ее подготовки, контролировать своевременное представление работы рецензенту;

Научный руководитель имеет право:

¾ отказаться от руководства ВКР, если студент игнорирует его указания и не выполняет график работы;

¾ отразить в отзыве на ВКР недостатки, которые студент не исправил, несмотря на настоятельные рекомендации руководителя;

¾ не рекомендовать работу к защите, если студент не выполнил основных требований, предъявляемых к ВКР.

Студент-выпускник обязан:

¾ являться на консультации, установленные графиком работы с руководителем;

¾ выполнять график подготовки и защиты ВКР;

¾ своевременно извещать руководителя обо всех трудностях, возникших в ходе научно-исследовательской работы;

¾ выполнять требования научного руководителя, относящиеся к написанию ВКР.

Студент-выпускник имеет право:

¾ на этапе чернового выполнения ВКР скорректировать или изменить тему исследования (по согласованию с научным руководителем);

¾ обратиться к заведующему кафедрой с просьбой заменить научного руководителя с обязательным обоснованием причин такой просьбы;

¾ в письменном тексте ВКР и на момент ее защиты (кафедральная предзащита и на заседании ГАК) аргументировано отстаивать свою точку зрения, даже если она не соответствует мнению научного руководителя или рецензента;

¾ в случае несогласия с оценкой и процедурой проведения защиты подавать апелляцию, но только в день защиты

Для закрепления темы работы студент оформляет заявление. При написании дипломных работ издается приказ ректора вуза о закреплении за студентами тем дипломных работ, научных руководителей и консультантов.

Практика подготовки работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Подбор литературы целесообразно начинать с анализа тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. По изданному кафедрой списку рекомендованной литературы по дисциплинам можно подобрать основные источники. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть также использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях на соискание ученых степеней.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (вначале законы, затем подзаконные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные.

С иными источниками (статьи) следует в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т. д.

При подборе нормативно-правовых актов целесообразно ис­пользовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других спра­вочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы облегчают поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии инфор­мации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных сис­темах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам[1].

Книги и статьи лучше подбирать с использованием систематических указателей литературы в методических кабинетах кафедр, библиотеках вуза и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера жур­налов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Известность фамилии автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устояв­шиеся положения. Если фамилия малоизвестна, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательства приводимых положений. Работы малоизвест­ных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы - это начинающие иссле­дователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положе­ния. Эти новые положения могут использоваться Вами в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.

Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ, так же как и время написания книги (книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка).

Обычно при написании дипломной работы оформляются: задание, план, график написания и оформления дипломной работы. При написании курсовой работы оформляется задание на курсовую работу. Во всех случаях задание на работу утверждается заведующим кафедрой. «Техника» подготовки всех организационных документов, как правило, следующая. Научный руководитель поручает студенту оформить вариант документа, затем руководитель его редактиру­ет и потом документ ут­верждается.

Цель составления задания на работу — уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. Оформление задания на работу уже предполагает составление плана будущей работы.

Тема дипломной работы должна раскрываться в главах рабо­ты, тема курсовой работы — в вопросах. Количество глав в дипломной работе и вопросов в курсовой работе строго не рег­ламентируется. Однако следует учитывать, что в работе, как правило, рассматриваются теоретические и практические аспек­ты исследуемой темы, а также определяются направления по­вышения эффективности экономической деятельности. Исходя из этого, работа состоит из трех глав (вопросов). Однако возможен вариант работы, состоящий и из двух глав (вопросов). Такое построение работы может быть целесообраз­но, как минимум, в двух случаях. Первый случай характерен для работ, в которых автор в одной из частей одновременно с анали­зом существующих проблем обосновывает направления их ре­шения. Второй случай возможен, когда в работе исследуются два равнозначных явления (например, планирование и финансирование расходов организации). Тогда в первой главе (вопросе) рассматриваются для первого явления теоретические и практи­ческие проблемы, а также направления их решения, а во второй главе (вопросе) - те же аспекты для второго явления.

При оформлении задания определяется срок представления законченной работы, а по курсовой работе, кроме того, - сроки доклада руководителю:

¾ о собранном материале;

¾ о ходе на­писания работы.

Задание на дипломную работу является основанием для раз­работки графика и плана работы. В связи с тем, что курсовая работа пишется в более сжатые сроки, чем дипломная работа, график написания и оформления первой, как правило, не составляется.

График написания и оформления дипломной работы помога­ет рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить ра­боту к защите. Определенный в графике срок представления законченной работы на кафедру должен соответствовать сроку, установленному в задании на дипломную работу.

График написания и оформления дипломной работы состав­ляется в зависимости от выбранного студентом и согласованно­го с научным руководителем метода написания работы (последовательный, выбороч­ный или целостный).

Последовательное изложение материала позволяет при хо­рошей подготовке студента создать практически сразу логичес­ки стройный текст, но требует сравнительно много времени, так как пока не закончена полностью очередная составная часть, автор не может переходить к следующей. Но для написания одной составной части требуется иногда перепробовать не­сколько вариантов, пока не найдется лучший. В это время мате­риал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очере­ди и лежит без движения.

Выборочное изложение предполагает обработку материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет экономить время, но может привести к потере логики изложе­ния. При целостном методе вначале осуществляется написание составных частей работы с раскрытием сути рассматриваемых проблем (иногда и отдельных деталей). Написав таким образом всю работу целиком и ознакомив с ней научного руководителя, возвращаются к уточнению каждой составной части работы и всей работы в целом. Целостный прием требует меньше времени на подготовку окончательной рукописи, чем при последователь­ном методе, и, в конечном итоге, позволяет выстроить работу логически стройной.

В зависимости от Ваших индивидуальных особенностей, по согласованию с научным руководителем Вы можете выбрать любой метод написания работы. Практика написания работ по­казывает, что наиболее предпочтительным является целостный метод.

По составленному графику написания и оформления рабо­ты научный руководитель будет контролировать ход подготов­ки работы. Поскольку всякая работа требует больше времени, чем Вы думаете, то следует для себя устанавливать конечные сроки выполнения мероприятий с небольшим временным зазо­ром относительно указанных в графике.

На основании полученного задания после составления гра­фика написания и оформления составляется план работы, отра­жающий структуру, содержание, логическую связь составных частей. План курсовой работы отдельным документом может не составляться, поскольку план заменяет выдаваемое кафедрой задание.

План дипломной работы является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, основной части, заключения, приложений (при наличии) и списка использован­ной литературы.

В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические или прак­тические проблемы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована практи­ка, обоснованы конкретные предложения по повышению эф­фективности экономической деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...