Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ, КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ




АНТИЭПИГРАФ:Меня звали великие дела, мечты, приключения, но диван кричал громче всех!

«Если вы берете людей такими какие они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть»


Гёте


«Профессиональная мотивация не формируется, если в учебном процессе не представлены те или иные элементы будущей профессиональной деятельности, ее контекст»

Мотивационный настрой на работу:


Представьте, что Вам нужно сделать 5 вещей:
1. Снять трубку звонящего телефона
2. Успокоить кричащего ребёнка
3. Открыть входную дверь, в которую кто-то стучит
4. Снять сохнущее на балконе бельё, потому что начинается дождь
5. Выключить кран на кухне, потому что вода сейчас начнёт переливаться через край
Напишите цифры, в какой последовательности Вы будете это делать, и узнаете, возможно, о себе что-то новое...

Вот ключ к этому тесту:
1. ТЕЛЕФОН - ЭТО РАБОТА
2. РЕБЕНОК - ЭТО СЕМЬЯ
3. ДВЕРЬ - ЭТО ДРУЗЬЯ
4. ОДЕЖДА С БАЛКОНА - ЭТО ДЕНЬГИ
5. КРАН С ВОДОЙ - ЭТО СЕКС И ЛЮБОВЬ

Это упражнение косвенным образом отражает мотивы наших поступков, которые побуждают нас действовать определенным образом.

Но, если уж говорить о мотивации наших студентов на семинаре, то следует уточнить, что механизмы высокой мотивации действуют для человека вообще, поэтому говоря о способах активизации учебных мотивов у студентов, уместно провести аналогию с тем, ЧТО является побудительной силой к выполнению педагогической работы человеком. Лучше всего проводить аналогию с самим собой: ЧТО ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОБУЖДЕНИЕМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА МОЕЙ РАБОТЫ?(педагоги должны задать мысленно этот вопрос самому себе). Итак, если мы найдем ответ на этот вопрос на сегодняшнем семинаре, значит мы найдем ответ и на вопрос КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Хорошие педагоги – это всегда мастера мотивации. Вот как описывают их учащиеся: (видеоролик) – «Занятия проходят интересно, разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Увлеченность педагога своим предметом меня просто заразила», «Занятия понравились, потому что нужно было не просто слушать, а активно работать». Приятно, не правда, ли?

2. Немного теории. Формирование учебной мотивации студентов является одной из актуальных проблем. Одна из главных проблем в области профессионального образования связана с демотивированностью большинства студентов, с изменением ценностей современной молодёжи, когда самоцелью становится не сам процесс познания, овладения специальностью, а получение диплома, что в свою очередь, приводит к снижению показателей обучения.

Мотив учения — это направленность студента на различные стороны учебной деятельности.

 Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося.

Американский философ и педагог Джон Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным». Зигмунд Фрейд тоже считает, что в основе всех поступков людей лежит мотив желание быть великим.

3. Виды мотивов. Можно выделить внешние и внутренние мотивы. Если для студента учеба важна сама по себе (удовлетворение потребности в познании наук), то это внутренняя мотивация. Если же толчком к деятельности являются социальные факторы: престиж, зарплата, избегание осуждения или наказания за плохую учебу – то это примеры внешней мотивации. Давайте опишем «сильного», «слабого», студентов. (Педагоги составляют словесный портрет двух студентов).

Человек, страстно желающий учиться характеризуется тем, что чем больше он узнает, тем сильнее становится жажда знаний.

А теперь представим, что студент не обладает специальными способностями и не имеет достаточного запаса ЗУН. Сможет ли он быть успешным? Ведь насколько известно связь интеллектуального развития с успешной учебной деятельностью не доказана. (Педагоги высказываются, если не согласны).

Выявлена закономерность: «сильные студенты» отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации. Для них характерна внутренняя мотивация - освоение профессии на высоком уровне и ориентация на получение прочных ЗУН. А для «слабых студентов» - внешняя мотивация – избегание осуждения и наказания за плохую учебу.

Можно с уверенностью сказать, что высокая позитивная мотивация (это своего рода компенсаторный механизм) может восполнить недостаток специальных способностей и недостаточный запас ЗУН. Но, даже если студент – очень способный и интеллектуально развитый – без желания и толчка в учебе он не добьется успехов. («под лежачий камень вода не течет»)

4. Модель внутренней мотивацииР.Хакмана и Г.Олдхема. Изучив эту модель, мы адаптировали её к педагогическому статусу:

Стимулы для педагогического работника:

- использование разнообразных умений работника (рисование, презентация урока, выступление и т.д.)

- соотношение усилий и результата (указание на проведенную сложную аналитическую деятельность, например, при создании УМК по предмету);

- значимость выполняемой работы (презентация УМК во время периода аттестации, аккредитации);

- автономность – возможность действовать по своему усмотрению;

- обратная связь – получение ясной информации относительно эффективности проведенной работы.

Как работает эта модель? Эти 5 характеристик вызывают 3 психологических состояния:

- переживание человеком полезности своей работы;

- переживание личной причастности к результатам работы;

- ответственность за результаты работы.

5. Концепция внешней мотивации. Задание: охарактеризуйте действия, вызываемые следующими стимулами:

- награждение грамотами, благодарственными письмами, дипломами;

- повышение заработной платы;

- премия;

- фото на доске почета;

- приглашение на студенческие посиделки (в качестве дорогого гостя)

- поощрение от родителей;

- право представлять колледж на областных, городских олимпиадах, семинарах.

Педагоги свободно высказываются.

Резюмируя все выше сказанное, мы подходим к выводу, что «эффективный и производительный работник – это счастливый работник». А вот что касается «моего мотивированного студента» - то это обучающийся, переживающий чувство радости и успеха.

ИТАК, для чего нужно мотивировать (создавать высокую мотивацию у студентов)?

1. Для имиджа своей группы

2. Для гордости

3. Для того, чтобы студенты почувствовали причастность к общему делу

4. Каждый мог оценить свой личный вклад

5. Для всеобщего оповещения об успехах группы

6. Для организации командной работы

7. Для совместного отдыха, наконец.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...