Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3.: Научные подходы к объяснению и решению проблем социального благополучия в России. Социальное здоровье общества.Стр 1 из 3Следующая ⇒
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 6. Планы групповых занятий и образовательные технологии Тема 1.: Объект и предмет учебной дисциплины «Теория социального благополучия». Типы теорий социального благополучия личности, общества и среды Цель: Формирование культуры социального мышления, способности к обобщению и применению теоретических знаний для решения проблем социального благополучия, готовности к систематическому изучению учебного курса, способности определять научную и практическую ценность применения теорий социального благополучия в практике системы социального обслуживания и стандартизации социальных услуг. Вопросы для обсуждения: 1.Объект и предмет учебного курса. 2. Структура и задачи учебной дисциплины. 3. Социальное благополучие как интегральный показатель уровня и качества жизни. 4. Содержание понятия «социальное благополучие» в научной литературе. 5. Экономическое благополучие. Социальное благополучие. Психологическое благополучие.
Темы докладов/рефератов: 1. Социальное благополучие как интегральный показатель роста уровня и качества жизни. 2. Типы теорий социального благополучия. 3. Потребности в контексте теории социального благополучия. 4.Потребности теории и практики социального обслуживания в теории социального благополучия. Образовательные технологии: метод проблемного изложения, разбор конкретных ситуаций. Сначала студенты по очереди высказываются о специфике дисциплины (по предложенным вопросам для обсуждения). В процессе обсуждения заслушиваются подготовленные доклады (с использованием мультимедийных средств). Затем разговор переходит к разбору конкретных ситуаций. Студентам предлагается самостоятельно выдвинуть 1 – 2 ситуации для обсуждения. Обсуждение происходит по плану, соответствующему вопросам для обсуждения, но применительно к данной конкретной ситуации. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Подготовка к семинару с использованием мультимедийных средств: рефератов, докладов для обсуждения конкретных ситуаций в свете специфики дисциплины. 2. Составить (глоссарий) терминов и понятий по теме дисциплины (социальное благополучие, уровень жизни, качество жизни, теории социального благополучия и др.). Формы контроля самостоятельной работы студентов: наблюдение преподавателя за ходом обсуждения, вопросы о методах и источниках подготовки выступлений. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:устный опрос, анализ сообщений (докладов), выставление рейтинговых баллов по результатам обсуждения на семинаре и за сделанные сообщения (доклады).
Тема 2:Основные детерминанты социального благополучия личности, семьи, социальных групп и общества Цель: Сформировать способности студентов находить организационно-управленческие решения в системе социальной защиты (социальное обслуживание) в области использования детерминантов для обеспечения социального благополучия населения (уровня и качества жизни слабых слоев населения). Сформировать умения студентов публично обсуждать вопрос о структуре социального благополучия, его компонентах и их взаимосвязи. Сформировать представления о регуляторах включения клиента социальных служб в социальную среду, обеспечения доступа к ресурсам среды. Вопросы для обсуждения: 1. Структура социального благополучия. 2. Основные детерминанты социального благополучия. 3. Конституция Российской Федерации о социальном государстве и социальном благополучии населения страны. 4. Социальные детерминанты социального и психологического благополучия. 5. Производственно-материальные основы благосостояния различных категорий населения. Благополучная среда. 6. Регуляторы включения человека в социальную среду. 7. Согласование интересов человека и государства, человека и общества, удовлетворение потребностей человека в достижение желаемого социального статуса. Темы докладов/рефератов: 1. Основные детерминанты социального благополучия. 2. Место системы потребностей в контексте теории социального благополучия. 3. Базовые детерминанты социального благополучия. 4. Место и роль социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания в обеспечении благополучия.
Образовательные технологии: творческая дискуссия на тему«Контекст структуры социального благополучия», обмен мнениями. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Предварительно изучить вопрос о содержании социального благополучия, изложенный в научной литературе и образовательном стандарте третьего поколения (Интернет-ресурсы). 2.Ознакомиться и изучить Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей; Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Декларацию прав ребенка; Конституцию Российской Федерации. 3. Изучить литературу: Арчакова Т.О. Субъективное благополучие и безопасность как ценности в системе образования//Электронный сборник статей, 2010, № 1; Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы. – СПб, 2004; 3обов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. – СПб, 2008; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М., 2008. 4. Подготовка рефератов и докладов. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов, рефератов). Наблюдение преподавателя за ходом обсуждения, вопросы о методах и источниках подготовки выступлений, на понимание используемой студентами терминологии, существа излагаемых проблем. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: оценка уровня суждений студентов, умений и навыков в области применения организационно-управленческих решений в процессе моделирования процесса включения клиентов в среду и использования ее ресурсов. Выставление рейтинговых баллов по результатам участия в «круглом столе». Тема 3.: Научные подходы к объяснению и решению проблем социального благополучия в России. Социальное здоровье общества. Цель:Формирование способности студентов к выработке способности определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия.
Вопросы для обсуждения: 1. Научные подходы к пониманию проблем формирования социального благополучия личности, семьи и общества. 2. Восприятие различными социальными группами феномена социального благополучия. 3. Современные формулы определения степени социального благополучия семьи, человека. 4. Современные подходы к стратегии модернизации российского общества, внедрению ускоренных инновационных моделей развития регионов РФ. 5. Роль социальной науки и социального образования в формировании человеческого капитала. 6. Активное приобщение молодежи к социальной науке и внедрению ее рекомендаций в практику строительства социального государства. 7. Проблема разработки современного концепта социального благополучия. Темы докладов/рефератов: 1. Социологические и психологические подходы к уяснению сущности социального благополучия населения. 2. Роль научных исследований в познании восприятия различнымисоциальными группами и типами семей феномена социального благополучия. 3. Место и роль теории социальной работы в формировании современного представления о рационализации общественной жизни, проектировании сценариев развития социума и благоприятной среды для удовлетворения социальных потребностей человека. 4. Научные подходы к обеспечению семейного благополучия. Уровень и качество жизни населения. Образовательные технологии:Интерактивные формы. Дискуссия на тему «Современные научные походы к изучению проблем социального благополучия семьи и личности».
Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Изучить работы В.И. Жукова, С.И. Григорьева, В.Н. Келасьева, Григорьевой И.А., в которых исследуются проблемы социального благополучия населения. 2. Подготовка рефератов и докладов. Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов, рефератов). Наблюдение преподавателя за ходом обсуждения, вопросы о методах и источниках подготовки выступлений, на понимание используемой студентами терминологии, существа излагаемых проблем. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:выставление рейтинговых баллов по результатам участия в семинаре.
Тема 4.: Социальная политика и социальная защита населения как важнейшие факторы обеспечения социального здоровья и благополучия населения страны Цель: Формирование способности студентов к выработке умения находить организационно-управленческие решения в системе социальной защиты населения; формирование навыков высокой социальной культуры управленческой деятельности в системе социального обслуживания населения. Вопросы для обсуждения: 1. Социальная безопасность общества, личности и семьи. 2. Социальная политика и социальная защита как основа механизма обеспечения социального благополучия населения. 3. Место и роль социальной работы в обеспечении социального благополучия «слабых» групп населения. 4. Проблемы благополучия семьи в контексте теории социальной работы. 5. Социальная работа как современный механизм реализации социальной политики в области формирования социального благополучия семьи и человека. 6. Современные модели управления взаимодействием социальной политики и социальной защиты (социальное обслуживание) в процессе обеспечения качества жизни социально ослабленных слоев населения. Темы докладов/рефератов: 1. Проблемные ситуации во взаимоотношениях чиновников системы социальной защиты и социальных работников в процессе поддержки и защиты прав клиентов социальными работниками. 2. Основные пути и средства применения знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности социальных работников в области обеспечения социального благополучия граждан. 3. Эффективность современной социальной политики и ее технологий, ориентированных на формирование социального государства и высокого уровня качества жизни. 4. Основные направления реализации функций системы социальной защиты населения, основных социальных групп, типов семьи и отдельного человека, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Образовательные технологии: Дискуссия на тему «Обеспечение взаимодействия социальной политики и социальной работы в процессе формирования социального благополучия социально ослабленных слоев населения» (разрабатывается сценарий проведения деловой игры). Метод проблемного изложения:творческий подход к разрешению проблемных ситуаций в процессе социальной поддержки клиентов, находящихся в сложной жизненной ситуации; интерактивные формы работы. Задания для самостоятельной работы студентов: изучить проблемные ситуации в процессе обеспечения социального благополучия клиентов социальных служб; обобщить опыт управленческой деятельности, отражающий взаимодействие управленцев, социальных работников и клиентов, использовав публикации С. И. Григорьева, В.И. Жукова, Е.Р. Смирновой, Н.А. Волгина, П.Д. Павленка (см. Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах. Учебное пособие в 2-х ч. Часть 2. – М., 2008/2009, с. 19-20). 2. Изучить материалы: Современная энциклопедия социальной работы. Под ред. акад. РАН В.И.Жукова. – М., 2007. Социальная политика. Энциклопедический словарь/ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2005. 3. Подготовить доклады, рефераты по темам. Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка письменной работы с выставлением баллов. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: выставление рейтинговых баллов по результатам обсуждения тем семинарского занятия и за сделанные сообщения (доклады).
Тема 5.: Место и роль социальной работы в обеспечении социального благополучия социального объекта, субъекта и окружающей среды Цель:Формирование способности студентов раскрывать значение социального здоровья в формировании социального благополучия; определять различные детерминанты социального здоровья. Вопросы для обсуждения: 1. Социальные девиации общества и социальное благополучие населения страны. 2. Социальный статус и социальное здоровье. 3. Каково соотношение понятий: социальное здоровье и социальное благополучие, социальное здоровье и здоровый образ жизни? 4. Условия социального здоровья. 5. Социальное нездоровье современной России как предмет изучения социальных наук. 6. Роль социальной работы на региональном и местном уровнях в формировании благополучия семьи и человека благоприятной (гуманной) среды, необходимой для социального развития человека. 7. Обеспечение доступности человека к ресурсам среды. 8. Технологии социальной работы, обеспечивающие включение человека в среду, реализацию его потребностей и потенциала.
Темы докладов/рефератов: 1. Социальное здоровье как социальная ценность. 2. Здоровье населения в контексте социального благополучия. 3. Место и роль социального обслуживания в формировании социального здоровья. 4. Проблемы формирования социального здоровья человека. 5. Место социальной работы в адаптации, реабилитации и ресоциализации граждан России. 6. Посредническая роль социального работника в обеспечении оптимальной связи между человеком (клиентом) и средой, адаптации его к объективным требованиям общества.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии. Выполнение контрольного задания. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Изучить определения социального здоровья общества и человека, данные в социологической, психологической и педагогической литературе (см. энциклопедии и словари). 2. Изучить Конституцию Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 4. Ознакомиться с основными положениями публикаций Л.А. Байковой, С.А. Ларионовой, А. В. Мартыненко, по проблемам здоровья в социальном контексте и здорового образа жизни (см.: Байкова Л.А. Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы/Щедагогическое образование и наука, 2006, № 3; Ларионова И.С. Здоровье как социальная ценность. Дисс. Доктор. Философ, наук. – М., 2004; Мартыненко А.В. Деятельность, родственная врачеванию. – М., 2006. 5. Подготовка к контрольной работе. Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка письменных работ с выставлением рейтинговых баллов. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Выставление рейтинговых баллов по результатам участия в семинаре. Выставление рейтинговых баллов по результатам выполнения контрольного задания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |