Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
| Объем часов/
зачетных единиц
| Образовательные технологии
| Формируемые компетенции/ уровень освоения*
| Формы текущего контроля
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
Раздел 1. Методологические и методические аспекты профессиональной деятельности психолога
| | | | | |
| Лекции
| 16
| | | |
| Тема 1. Профессия психолог. Теория и практика деятельности.
Поведение как предмет исследования в психологии.
История становления практической психологии: зарубежный и отечественный опыт.
Цель и задачи психологической деятельности. Предмет практической психологии.
Понятия: клиент, заказчик и пользователь психологической информации.
| 2
| Интерактивный метод
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Тема 2. Психологическая информация и формы работы психолога-практика.
Специфика научного знания: житейская, научная и практическая психология.
Соотношение обобщенного, конкретизированного знания и знания общих закономерностей в деятельности психолога
Деятельность практического психолога как способ получения знаний о человеке.
Место психологии в системе наук.
Диагностика, профилактика, коррекция и консультирование: формы и методы работы.
| 2
| Интерактивный метод
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Тема 3. Методы психологического познания
Различие в предмете академической и практической психологии.
Способы психологической помощи клиенту.
Модели психологической помощи по В.В. Столину и Г.А. Абрамовой.
Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
| 2
| Личностно-ориентированная
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Тема 4. Психология как область практического использования.
Различие в предмете академической и практической психологии.
Способы психологической помощи клиенту.
Модели психологической помощи по В.В. Столину и Г.А. Абрамовой.
Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.
| 2
| Интерактивный метод
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
Раздел 2. Организационные аспекты профессиональной деятельности психолога
| Тема 5. Психологи как профессиональная общность.
Формы профессионального общения психологов. Профессиональное окружение психолога.
Внешние и внутренние функции профессионального сообщества психологов.
Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного и неквалифицированного психолога.
| 2
| Личностно-ориентированная
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Тема 6. Личность психолога и её связь с особенностями выполняемой деятельности.
Личность психолога-теоретика и психолога-практика.
Идея самоактуализирующейся личности в психологии.
Самоактуализирующаяся личность в художественной литературе и в публицистике.
| 2
| Метод проектов
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Тема 7. Специфика работы практического психолога.
1. Социальный заказ на работу практического психолога.
2. Задачи взаимодействия клиента с психологом.
3. Способы получения знаний о другом человеке.
4. Способы оказания помощи клиенту.
| 2
| Интерактивный метод
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Тема 8. Этические принципы в работе практического психолога.
1. Этические принципы профессиональной деятельности психолога.
2. Отношения психолога с коллегами, отношения с клиентами и вышестоящими лицами.
3. Преподавательская деятельность.
4. Научная деятельность.
5. Этика отношений студент-преподаватель.
| 2
| Творческое самовыражение
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| |
| Практические занятия
| 20
| | | |
| Специфичность психического отражения. Я в собственных глазах и в глазах других людей.
1. Возможности метода наблюдения и самонаблюдения
2. Сравнение вербальных и невербальных характеристик (по методикам «Дом. Дерево. Человек» и «20 слов»)
3. Особенности психического отражения и специфичность получения информации о психическом
4. Возможности и ограничения метода контент-анализа и проективных методик
| 2
| Экспериментальный
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Творческая работа
|
| Отношение к себе как основа мировосприятия и основа взаимоотношений с другими людьми.
1. Личность психолога как основной инструмент его деятельности.
2. Основные черты самоактуализирующейся личности.
3. Методики исследования личности.
4. ПВК психолога.
| 2
| Личностно-ориентированная
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Личность и профессия. Мотивы выбора профессии студентами психологического института.
1. Индивидуально-типологические особенности как основа личности будущего профессионала.
2. Методы изучения личности профессионала (метод экспериментальных оценок, анкетный метод).
3. Представления о личности студента-психолога (по данным научных статей)
4. Анализ основных мотивов выбора профессии на основе свободных отчетов студентов и методики Е. Ильина.
| 2
| Личностно-ориентированная
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Саморегуляция в процессе адаптации в вузе. Индивидуальные особенности саморегуляции.
1. Особенности адаптации к процессу обучения в вузе.
2. Индивидуальные особенности саморегуляции
3. Индивидуальные особенности личности и саморегуляция.
| 2
| Тренинг
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Устный опрос
|
| Методы работы практического психолога (Знакомство с активными методами обучения).
1. Арттерапия как метод диагностики и коррекции психических особенностей. Знакомство с методами арттерапии.
2. Рисуночная терапия (Д. Винникот).
3.Трениновые занятия как метод работы практического психолога.
| 4
| Экспериментальный
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Качества практического психолога
1. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень выраженности у вас профессиональных качеств.
2.Сравните полученные данные с качествами практического психолога (в гуманистической традиции).
| 4
| Экспериментальный
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Противопоказания для работы психологом
1. Проанализировать качества неквалифицированного психолога) (по И.В. Вачкову и соавт., и др.)
2. Оценить 10 качеств неквалифицированного практического психолога (по Аллену и Абрамовой)
3.Дать описание индивидуальному стилю трудовой деятельности
| 4
| Экспериментальный
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Самостоятельная работа
| 36
| | | |
| 1) Обработать протоколы исследования, проведенного на семинарских занятиях 6 и 7 , в качестве домашнего задания.
2). Написать отчет о работе. Отчет включает следующие пункты:
- Характеристика методики исследования
- Обработка данных, составление сводной таблицы.
- Качественный и количественный анализ результатов, графическое представление данных.
- Выводы.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Изучить индивидуальные особенности личности по тесту «Дом. Дерево. Человек».
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Контент-анализ и его практическое применение.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| «Методика 20 слов». Результаты исследования.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Изучить мотивы выбора профессии.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Сравнительное исследование самоотношения и отношений личности в группе.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Исследование индивидуальных особенностей личности.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Исследование особенностей адаптации к условиям обучения в вузе.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
| Исследование мотивов и потребностей личности студента.
| 4
| Метод анализа продуктов деятельности
| ОК – 4/1,2
ПК –13, 14,19/1,2
| Письменный опрос
|
1– репродуктивный (освоение знаний, выполнение деятельности по образцу или под руководством);
2 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач, применение умений в новых условиях);
3 – творческий (самостоятельное проектирование экспериментальной деятельности, оценка и самооценка инновационной деятельности.