Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объем дисциплины и виды учебной работы




ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

образовательная программа направления подготовки 030300 Психология

Б 3. Б.1 «Профессиональный цикл», базовая часть

  шифр       наименование цикла      наименование части              

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Бакалавр

 

Форма обучения:

очная

 

Курс 1 семестр 1

 

 

Москва

2014

 

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 759 от 21 декабря 2009г. Зарегистрировано в Минюсте России «03» февраля № 16231

 

Составители рабочей программы:

МГГЭУ, доцент кафедры психологии и педагогики

место работы, занимаемая должность

_____________ Вязовова Н.В. ______________________ 2014 г

подпись                         Ф.И.О.                                 Дата

Рецензент:МГГЭУ, кафедра, педагогики и психологии, заведующий кафедрой.

                                   место работы, занимаемая должность

_____________ Овсянникова О.А.  ______________________ 2014  г

подпись                         Ф.И.О.                                            Дата

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии

                                                                                                      

(протокол № 1 от «28» августа 2014  г.)

                                               

Заведующий кафедрой _____________ Овсянникова О.А. ________________ 2014 г

                                          подпись                                   Ф.И.О.                                 Дата

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник

Учебно-методического управления

 

«____» _____________ 2014 г.   _______________             Дмитриева И.Г.

         (дата)                         (подпись)                      (Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО

Декан

факультета

 

«____» _____________ 2014 г.       _______________              Райдугин Д.С.

                   (дата)                         (подпись)                  (Ф.И.О.)                   

 

СОГЛАСОВАНО

Заведующий

библиотекой

 

«____» _____________ 2014 г.      _______________           Зиновьева В.В.

(дата)                               (подпись)                      (Ф.И.О.)    

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Настоящий лекционный курс является вводным в системе работы по подготовке студентов-психологов и в значительной степени влияет на формирование профессионального мировоззрения будущего специалиста. Студенты получают первоначальное представление о специфике психологии как науки и как профессии, об этических сторонах деятельности психолога и его личностных особенностях, о методах психологического исследования и о практическом применении психологических знаний

       Цели курса:

- Сформировать у студентов представление о психологии как науки о психике, показать исторические предпосылки современной психологии, дать представление о специфике работы практического психолога, о профессионально-этических аспектах его деятельности, акцентировать внимание на методологических аспектах науки о психике.

- Ознакомить студентов с основными отраслями научной психологии, видами и сферами работы психологов-практиков, спецификой психологии как профессии.

- Сформировать образ психолога-профессионала (когнитивная и ценностно-смысловая составляющая).

- Содействовать развитию мотивации к освоению профессии психолога.

Задачи курса:

- познакомить студентов с основными теоретическими и практическими проблемами психологической науки;

- показать основные направления работы профессионального психолога;

- акцентировать внимание на этических сторонах его деятельности;

 - пробудить и углубить интерес к психологии и предмету ее изучения;

- дать представление о методах психологического исследования, о методологических аспектах деятельности психолога;

- способствовать рациональной адаптации будущих специалистов.

Дисциплина «Введение в профессию» является одной из основных в блоке предметной подготовки. Содержание дисциплины направлено на ознакомление студентов с предметным содержанием психологии и спецификой профессиональной деятельности психолога, а также на развитие ценностно–смысловой сферы и профессиональной мотивации. Дисциплина связана с курсами «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Психология труда», «История психологии», «Педагогическая психология».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- цели и задачи основных направлений деятельности психолога-профессионала;

- основные виды профессиональной деятельности психолога в различных отраслях образования, народного хозяйства, медицины, промышленности;

- квалификационные требования к психологам различного профиля;

- морально-этические принципы работы психолога.

Уметь:

- ориентироваться в классификациях психологических профессий; анализировать типичные приемы работы психолога;

- выделять психические реалии из наблюдаемых жизненных ситуаций;

- определять индивидуально-личностные причины выбора специальности;

- отстаивать свою профессиональную позицию психолога;

- различать особенности профессиональной деятельности квалифицированного и неквалифицированного психолога.

Владеть:

- навыками теоретического анализа научной психологической литературы;

- технологией самообразования;

- способами обобщения и логического изложения материала.

владеть компетенциями:

Код компетенции Наименование результата обучения
  ОК-4   использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4)  
ПК-13 реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
ПК-14   выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы
ПК-19 самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни

Место дисциплины в структуре ООП

1 курс (1-й семестр) по очной форме обучения (полный срок обучения). Изучение предусмотрено в базовой части цикла профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в школе по дисциплине «Психология».

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Семестр – 1 , вид отчетности – зачёт.

 

№ раздела Наименование раздела, тема   Содержание раздела Форма текущего контроля
1 2 3 4
    1 семестр  
1 Раздел 1. Методологические и методические аспекты профессиональной деятельности психолога Тема 1. Профессия психолог. Теория и практика деятельности. 1. Поведение как предмет исследования в психологии. 2. История становления практической психологии: зарубежный и отечественный опыт. 3. Цель и задачи психологической деятельности. Предмет практической психологии. 4. Понятия: клиент, заказчик и пользователь психологической информации. Письменный опрос
  Тема 2. Психологическая информация и формы работы психолога-практика. 1. Специфика научного знания: житейская, научная и практическая психология. 2. Соотношение обобщенного, конкретизированного знания и знания общих закономерностей в деятельности психолога 3. Деятельность практического психолога как способ получения знаний о человеке. 4. Место психологии в системе наук. 5. Диагностика, профилактика, коррекция и консультирование: формы и методы работы.    Устный опрос
  Тема 3. Методы психологического познания   1. Предмет и объект современной психологии. 2. Современные методы психологического исследования, их характеристика 3.Непосредственное и опосредованное познание. Письменный опрос
  Тема 4. Психология как область практического использования 1. Различие в предмете академической и практической психологии. 2. Способы психологической помощи клиенту. 3. Модели психологической помощи по В.В. Столину и Г.А. Абрамовой. 4. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов. Устный опрос
  Раздел 2. Организационные аспекты профессиональной деятельности психолога Тема 5. Психологи как профессиональная общность 1. Формы профессионального общения психологов. Профессиональное окружение психолога. 2. Внешние и внутренние функции профессионального сообщества психологов. 3. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного и неквалифицированного психолога. 4. Права и обязанности работника психологической службы.   Письменный опрос
  Тема 6. Личность психолога и её связь с особенностями выполняемой деятельности 1. Личность психолога-теоретика и психолога-практика.  2. Идея самоактуализирующейся личности в психологии. 3. Самоактуализирующаяся личность в художественной литературе и в публицистике. Устный опрос
  Тема 7. Специфика работы практического психолога 1. Социальный заказ на работу практического психолога. 2. Задачи взаимодействия клиента с психологом. 3. Способы получения знаний о другом человеке. 4. Способы оказания помощи клиенту. Письменный опрос
  Тема 8. Этические принципы в работе практического психолога 1. Этические принципы профессиональной деятельности психолога.  2. Отношения психолога с коллегами, отношения с клиентами и вышестоящими лицами. 3. Преподавательская деятельность. 4. Научная деятельность.  5. Этика отношений студент-преподаватель.   Творческая работа
  Практические занятия    
  Специфичность психического отражения. Я в собственных глазах и в глазах других людей.   1. Возможности метода наблюдения и самонаблюдения 2. Сравнение вербальных и невербальных характеристик (по методикам «Дом. Дерево. Человек» и «20 слов») 3. Особенности психического отражения и специфичность получения информации о психическом 4. Возможности и ограничения метода контент-анализа и проективных методик   Устный опрос
  Отношение к себе как основа мировосприятия и основа взаимоотношений с другими людьми.   1. Личность психолога как основной инструмент его деятельности. 2. Основные черты самоактуализирующейся личности. 3. Методики исследования личности. 4. ПВК психолога.   Устный опрос
  Личность и профессия. Мотивы выбора профессии студентами психологического института.   1. Индивидуально-типологические особенности как основа личности будущего профессионала. 2. Методы изучения личности профессионала (метод экспериментальных оценок, анкетный метод). 3. Представления о личности студента-психолога (по данным научных статей) 4. Анализ основных мотивов выбора профессии на основе свободных отчетов студентов и методики Е. Ильина.   Устный опрос
  Саморегуляция в процессе адаптации в вузе.Индивидуальные особенности саморегуляции.   1. Особенности адаптации к процессу обучения в вузе. 2. Индивидуальные особенности саморегуляции 3. Индивидуальные особенности личности и саморегуляция. 5. Способы саморегуляции психических состояний.   Устный опрос
  Методы работы практического психолога (Знакомство с активными методами обучения).   1. Арттерапия как метод диагностики и коррекции психических особенностей. Знакомство с методами арттерапии. 2. Рисуночная терапия (Д. Винникот). 3. Трениновые занятия как метод работы практического психолога.   Творческая работа
  Качества практического психолога 1. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале степень выраженности у вас профессиональных качеств. 2. Сравните полученные данные с качествами практического психолога (в гуманистической традиции). Письменный опрос
  Противопоказания для работы психологом   1. Проанализировать качества неквалифицированного психолога) (по И.В. Вачкову и соавт., и др.) 2. Оценить 10 качеств неквалифицированного практического психолога (по Аллену и Абрамовой) 3.Дать описание индивидуальному стилю трудовой деятельности Письменный опрос

Структура дисциплины

Вид работы

Трудоемкость, часов

1 семестр   Всего
Общая трудоемкость 72   72
Аудиторная работа: 36   36
Лекции (Л) 16   16
Практические занятия (ПЗ), в том числе зачёт 20   20
Лабораторные работы (ЛР) -    
Самостоятельная работа: 36   36
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)      
Расчетно-графическое задание (РГЗ)      
Реферат (Р)      
Эссе (Э)      
Самостоятельное изучение разделов 12   12
Контрольная работа (К)      
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)   24   24
Подготовка и сдача экзамена      
Вид итогового контроля   зачёт    

    

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...