Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)




Раздел 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-1: З.1;  У.1; В.1

Содержание раздела

История возникновения клинической психологии. Связь клинической психологии с психиатрией и дефектологией

История и основные этапы развития клинической психологии. Место клинической психологии среди других дисциплин. Психиатрия и Клиническая психология детей и подростков на современном этапе развития. Связь клинической психологии с дефектологией. Клиническая психология детей и подростков в педиатрии. Актуальные проблемы клинической психологии.

Предмет, основные разделы и задачи клинической психологии. Проблема психической нормы и патологии

Предмет, основные разделы и задачи клинической психологии.Общие сведения о психике человека, ее изменениях и их значении в клинической психологии. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. Основные типы моделей нормы и патологии в контексте развития научного знания. Биологические модели. Психологические модели. Социально-нормативные модели. Биопсихосоциальные модели.

Методы исследования в клинической психологии

Клиническое интервьюирование. Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования. Патопсихологические методы исследования.Патопсихологическая оценка нарушений внимания. Патопсихологическая оценка нарушений памяти. Патопсихологическая оценка нарушений восприятия. Патопсихологическая оценка нарушений мышления. Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта. Патопсихологическая оценка нарушений эмоций. Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей. Экспериментальное нейропсихологическое исследование.

 

Лекция 1 Тема I.2. Предмет, основные разделы и задачи клинической психологии. Проблема психической нормы и патологии Кол-во часов: 1 План: 1. Предмет, основные разделы и задачи клинической психологии. 2. Общие сведения о психике человека, ее изменениях и их значении в клинической психологии. 3. Основные типы моделей нормы и патологии в контексте развития научного знания. 4. Биологические модели. 5. Психологические модели. 6. Социально-нормативные модели. 7. Биопсихосоциальные модели.   Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

План семинарских занятий

Практическое занятие 1.

Тема II.1.История возникновения клинической психологии. Связь клинической психологии с психиатрией и дефектологией.

Кол-во часов: 1

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

 

1. История и основные этапы развития клинической психологии.

2. Место клинической психологии среди других дисциплин.

3. Психиатрия и Клиническая психология детей и подростков на современном этапе развития. 

4. Связь клинической психологии с дефектологией. 5.Клиническая психология детей и подростков в педиатрии.

6. Актуальные проблемы клинической психологии.

 

Литература: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

 

 

Практическое занятие 2.

Тема II.3.Методы исследования в клинической психологии

Кол-во часов: 1

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1. Клиническое интервьюирование. Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования.

2. Патопсихологические методы исследования.

3. Патопсихологическая оценка нарушений внимания и памяти.

3 Патопсихологическая оценка нарушений восприятияи мышления.

4. Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта.

5. Патопсихологическая оценка нарушений эмоций.

6. Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей.

7. Экспериментальное нейропсихологическое исследование.

 

Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема I.1. 1.Составление таблицы   «Задачи и разделы современной клинической психологии» 2. Мультимедийная презентация «Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях» 10 баллов Тема I.2. 1. Мультимедийная презентация «Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств» 2. Составление схемы «Психологические механизмы, обеспечивающие здоровье» 10 баллов Тема I.3. 1. Мультимедийная презентация «Клинико-психологическое интервью» 2. Составление схемы  « «Нейропсихологическое обследования детей» 10 баллов 4. Контрольная работа по разделу         10 баллов  

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ОПК-1

Обладает способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

З.1 Знать общие методические аспекты обучения человека на различных возрастных ступенях: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции его поведения и деятельности

У.1 Уметь определять диагностические и прогностические показатели психофизического и интеллектуального развития человека на различных возрастных ступенях с учетом индивидуальных особенностей психического и психофизического развития

В.1. Владеть навыками организации педагогического процесса с учетом общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

 

 

 

- Мультимедийная презентация «Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях» - Мультимедийная презентация «Клинико-психологическое интервью» - Мультимедийная презентация «Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств» - Таблица ««Задачи и разделы современной клинической психологии» - Схема «Психологические механизмы, обеспечивающие здоровье» - Схема «Нейропсихологическое обследования детей» - Контрольная работа.
     

 

Раздел 2.

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-3: З.1; У.1; В.1

Содержание раздела

Типология нарушений психической деятельности

Нарушения ощущений и восприятия. Нарушения произвольных движений и действий. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков. Нарушения памяти. Нарушения мышления. Нарушения эмоциональной сферы. Тревожные расстройства. Расстройства настроения. Нарушения сознания. Пограничные психические состояния.

Специальные разделы клинической психологии

Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека. Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства. Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психология и психопатология ранней юности. Семейная Клиническая психология детей и подростков

Невротические, психосоматические и соматоформные расстройства

Понятие и патогенез психосоматических расстройств. Систематика психосоматических расстройств. Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств. Школьные психосоциальные факторы. Родительское воспитание. Формирование внутренней картины болезни и психосоматическая ситуация. Основные составляющие внутренней картины болезни. Психосоматические ситуации, возникающие при хронических болезнях. 8Дифференциальный диагноз неврозов у детей. Неврастения и неврастеноподобные синдромы. Истерия и истероподобные синдромы. Невроз навязчивых состояний и обсессивноподобные синдромы.

 

 Патопсихология как составная часть клинической психологии

Методологические основы патопсихологии. Патопсихология как составная часть клинической психологии. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии . Теоретические основы патопсихологии. Задачи детской патопсихологии. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности специального психолога. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте. Методы патопсихологического исследования. Общая характеристика методов патопсихологического исследования. Принципы патопсихологического экспериментального исследования. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования. Подготовка экспериментального исследования. Проведение экспериментального исследования. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования

Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии

Психологическое консультирование. Общие стратегии психологического консультирования Принципы проведения консультаций. Психологическая коррекция и психотерапия. Определение психотерапии и содержание основных понятий.Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы. Научные основы психотерапии. Клинические основы психотерапии. Физиологические основы психотерапии.Психологические основы психотерапии. Механизмы лечебного действия психотерапии.  Основные направления и методы психотерапии.Основные направления в психотерапииПсихотерапия в различных областях медицины.Психотерапия в психиатрииПсихотерапия в соматической медицине.Возрастные аспекты психотерапии. Психотерапия у детей и подростков.

План лекций Лекция 1 Тема II.1. Типология нарушений психической деятельности. Кол-во часов: 1 План: 1. Нарушения ощущений и восприятия. 2. Нарушения произвольных движений и действий. 3.Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков. 4. Нарушения памяти. 5. Нарушения мышления. 6. Нарушения операционной стороны мышления. Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9] Лекция 2 Тема II.2. Специальные разделы клинической психологии.Кол-во часов: 1 План: 1. Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека. 2. Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства. 3. Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 4. Психология и психопатология ранней юности. 5. Семейная Клиническая психология детей и подростков   Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9] Лекция 3 Тема II.4. Патопсихология как составная часть клинической психологии. Кол-во часов: 1 План: 1. Методологические основы патопсихологии. 2. Патопсихология как составная часть клинической психологии. 3. Соотношение патопсихологии и психопатологии. 4. Задачи детской патопсихологии. 5.Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности специального психолога. 6. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте.     Литература: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]  

План семинарских занятий

Практическое занятие 1.

Тема II.1.Типология нарушений психической деятельности.  Кол-во часов: 1

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1. Нарушения эмоциональной сферы.

2. Тревожные расстройства.

3. Расстройства настроения.

4. Нарушения сознания.

Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]]

 

Практическое занятие 2.

Тема II.2. Специальные разделы клинической психологии. Кол-во часов: 1

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1. Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека.

2. Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства.

3. Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Психология и психопатология ранней юности.

5. Семейная Клиническая психология детей и подростков

Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

Практическое занятие 3.

Тема II.3. Невротические, психосоматические и соматоформные расстройства. Кол-во часов: 2

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1Формирование внутренней картины болезни и психосоматическая ситуация.

2Дифференциальный диагноз неврозов у детей.

3. Неврастения и неврастеноподобные синдромы. 4. Истерия и истероподобные синдромы.

5. Невроз навязчивых состояний и обсессивноподобные синдромы.

 

Литература:[1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

 

Практическое занятие 4.

Тема II.4. Патопсихология как составная часть клинической психологии. Кол-во часов: 1

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1.Методы патопсихологического исследования.

2. Общая характеристика методов патопсихологического исследования.

3. Принципы патопсихологического экспериментального исследования.

4.  Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента.

5. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.

6. Подготовка экспериментального исследования. 7. Проведение экспериментального исследования. 8. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования

 

Литература: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

Практическое занятие 5.

Тема II.5. Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии.

Кол-во часов: 1

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1.  Принципы проведения консультаций.

4. Психологическая коррекция.

5.  Основные направления и методы психотерапии.

6. Психотерапия в различных областях медицины.

7. Психотерапия в психиатрии

8. Психотерапия в соматической медицине.9. Психотерапия у детей и подростков.

 

Литература: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема II.1. 1.  Составление схемы «Расстройства памяти» 5 баллов ТемаII.2 1. Конспект «Психопатологические синдромы детского возраста» 2. Таблица «Психопатологические синдромы подросткового возраста» 10 баллов Тема II.3.1.Мультимедийная презентация«Медико-педагогические рекомендации по профилактике неврозов у детей и подростков»                                                                          5баллов Тема II.5. 1. Составление таблицы «Психотерапия и социальная реабилитация» 2. Составление таблицы «Отличия различных видов психологической помощи» 3. Мультимедийная презентация «Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» 15 баллов 5.Контрольная работа по разделу 10 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

 

Наименование оценочного средства

ОПК-1

Обладает способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

З.1 Знать общие методические аспекты обучения человека на различных возрастных ступенях: учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции его поведения и деятельности

У.1 Уметь определять диагностические и прогностические показатели психофизического и интеллектуального развития человека на различных возрастных ступенях с учетом индивидуальных особенностей психического и психофизического развития

В.1. Владеть навыками организации педагогического процесса с учетом общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

 

- Мультимедийная презентация «Медико-педагогические рекомендации по профилактике неврозов у детей и подростков» - Мультимедийная презентация «Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии» - Таблица «Психотерапия и социальная реабилитация» - Таблица «Отличия различных видов психологической помощи» - Схема «Расстройства памяти» - Конспект «Психопатологические синдромы детского возраста» - Контрольная работа.
     

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 85 (задания инвариантной части) + 35 (выступления на практических занятиях) = 120 баллов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...