Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Направление: 44.03.02

Психолого-педагогическое образование

 

Уровень образования:бакалавриат

Направленность (профиль): Психология и педагогика начального образования

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 13

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 20

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 21

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 21

8.  ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 22



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы.

     

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Клиническая психология детей и подростков».Клиническая психология детей и подростков относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медицины и психологии. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.

Дисциплина «Клиническая психология детей и подростков детей и подростков» является базовой части основной профессиональной образовательной программы. Трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа), из них 12 часов – аудиторная (4 часа – лекционные занятия, 8 часов – практические занятия) и 56 часов - самостоятельная работа студентов. Дисциплина изучается в течение VIII семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается сдачей зачета в VIII семестре.

Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Клиническая психология детей и подростков» базируется на знаниях вузовских курсов, посвященных изучению психолого-педагогических основ сопровождения образования детей: «Педагогика», «Психология» и др.

Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ педагогики и психологии, основ социализации детей с ОВЗ и школьников, испытывающих сложности в обучении, представления о социальной защите лиц с ОВЗ; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов инклюзивного обучения детей с ОВЗ и школьников, испытывающих сложности в обучении,. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

 

Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми понятиями клинической психологии основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.Дисциплина «Клиническая психология детей и подростков» изучается на завершающем этапе образования в вузе – во VIII семестре, поэтому является обобщающей.

1.4. Цели дисциплины:

- Формирование у студентов теоретических представлений опредмете, задачах и междисциплинарных связях медицинской психологии, истории становления медицинской психологии как области психологической науки; основных разделах медицинской психологии.

- Формирование знаний оэтиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепции предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовых расстройствах, кризисных состояниях.

- Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных с современным пониманием вопросовпсихокоррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование знаний о патопсихологических методах исследования в клинической психологии

Задачи дисциплины:

- получение практических навыков и умений для проведения психологического обследования с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; планирование и организация исследований; выбора адекватного методического аппарата;

умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);

- овладение основными экспериментально-психологическими методиками , направленными на исследование психических функций, процессов и состояний;

- о владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

- умение использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

- овладение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики.

 

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ОПК-1 Способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях З.1 общие методические аспекты обучения  человека на различных возрастных ступенях:  учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизического развития, особенности регуляции его поведения и деятельности У.1определять диагностические и прогностические показатели психофизического и интеллектуального развития  человека на различных возрастных ступенях с учетом индивидуальных особенностей психического и психофизического развития В.1.навыками организации педагогического процесса с учетом общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...