Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и формы брака. Конкубинат.




Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Это определение брака не соответствовало действительному поло­жению: даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была рав­ноправным товарищем своего мужа.

Римское право различало (вплоть до Юстиниана):

1. matrimonium iuris civilis, законный римский брак (между лицами, имевшими ius conubii).

2.matrimonium iuris gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii) т.е конкубинат.

Кон­кубинат – это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Для вступления в конкубинат необходимо, чтобы оба лица не состояли в браке. Конкубинат был рассчитан на тех, кто не имел «юс конуби» т.е. не могут заключить римский законный брак. Юридические последствия конкубината незначительны. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Конкубина и ее дети не пользовались правами законных детей и законной жены, но за ними признается право на долю в наследстве и на алименты. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось до­пустимым наряду с malrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древне-республиканском праве мужу убить жену).

В доюстиниановом праве различали брак:

1.cum manu mariti (кум ману), т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа. Жена не имеет никакого имущества; взамен этого она получает право наследования после смерти мужа и его агнатов наряду со своими детьми.

2.sine manu (сине ману), т.е. брак безмужней власти, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятель­ным лицом. Жена остается собственником своих вещей. Жена должна была составить список, чтобы избежать различных споров. Бремя содержания семьи лежало на муже.  

В силу обычая невесте предоставляется приданое(«дос»). Согласно обычаям приданое возвышает положение жены в доме мужа. Потребовать приданое с помощью иска нельзя.

 Приданое – это имущество, которое специально выделено мужу или его домовладыке для употребления на содержание семьи.

Цель – не обогащение мужа, а облегчение бремени содержания семьи. Приданое может установить любое лицо. В приданое может входить любые вещи и любое имущество (но долги в приданое не входят).

Заключение брака. Брак в Риме заключался неформаль­но: достаточно было выражения согласия вступающих в брак (конечно, в предположении, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заклю­чался cum manu manti (с мужней властью), то для установ­ления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов.

Условия вступления в брак:

1) Необходимо было сог­ласие жениха и невесты, а также согласие домовладыки.

2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке.

4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius conubii (право вступать в брак).

Брак признавался ничтожным между родственниками по прямой линии. Недопустим брак между теткой и племянником, между братом и сестрой.

 Способы прекращения брака:

· смерть одного из супругов;

· утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства. По возвращении из плена брак восстанавливался;

· развод – заявление об отказе от брачного союза. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium).

Свобода развода – одно из начал римского брачного права. И, несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, а также на противоречие разводов учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным образом.

Процедура развода зависела от того, в какой форме брак был заключен:

1) confarreatio (брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда);

2) ooemptio (брак, заключенный путем покупки жены);

3) usus (неформальный брак), но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность.

Развод со стороны мужа мог происходить в форме diffarreatio (обрядовое расторжение брака) и remanoipatio (обряд, противоположный манципации, покупке жены).

Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг:

1) нарушил верность;

2) покушался на жизнь первого супруга;

3) допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

Односторонний развод без уважительной причины наказывался штрафом. Закон 18 г. до н. э., не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме).

Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое (dos) оставалось у мужа, если виновен последний, предбрачный дар сохранялся за женой. Мужу было разрешено произвести удержания необходимых издержек, отделить издержки излишние и на содержание остающихся при нем детей по 1/6, но не свыше 1/2, если иное не было предусмотрено договором о приданом.

Какого-либо основательного выяснения причин развода судом или другим органом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

20. Условия заключения и прекращения брака.  

Условия вступления в брак:

1) Необходимо было сог­ласие жениха и невесты, а также согласие домовладыки.

2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке.

4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius conubii (право вступать в брак).

5) Брак признавался ничтожным между родственниками по прямой линии. Недопустим брак между теткой и племянником, между братом и сестрой. Не допускался брак м/у одним из братьев и женой другого брата (умершего).

6)Брак признавался ничтожным: провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом имелось в виду, с одной стороны, предупредить возможное давление на волю вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовать усилению влияния магистрата посредством семейных связей).

Способы прекращения брака:

1) смерть одного из супругов;

2) утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства (capitis deminutio). По возвращении из плена брак восстанавливался;

3) развод – заявление об отказе от брачного союза. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium).

Свобода развода – одно из начал римского брачного права. И, несмотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, а также на противоречие разводов учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении неправового брачного союза либо еще не оформленного должным образом.

Процедура развода зависела от того, в какой форме брак был заключен:

1) confarreatio (брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда);

2) ooemptio (брак, заключенный путем покупки жены);

3) usus (неформальный брак), но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность.

Развод со стороны мужа мог происходить в форме diffarreatio (обрядовое расторжение брака) и remanoipatio (обряд, противоположный манципации, покупке жены).

Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг:

1) нарушил верность;

2) покушался на жизнь первого супруга;

3) допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

Односторонний развод без уважительной причины наказывался штрафом. Закон 18 г. до н. э., не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме).

Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое (dos) оставалось у мужа, если виновен последний, предбрачный дар сохранялся за женой. Мужу было разрешено произвести удержания необходимых издержек, отделить издержки излишние и на содержание остающихся при нем детей по 1/6, но не свыше 1/2, если иное не было предусмотрено договором о приданом.

Какого-либо основательного выяснения причин развода судом или другим органом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...