Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогический анализ урока (схема 3)




Общие сведения:

· школа, класс, дата проведения урока;

· тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

· какие средства обучения использовал учитель;

· подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

· как подготовлена классная доска к уроку.

Содержание урока:

· соответствует ли содержание программе, задачам урока;

· формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

· с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

· как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

· какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

· как осуществлялись межпредметные связи;

· соблюдались ли внутрипредметные связи;

· способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

· какой тип урока избран, его целесообразность;

· как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

· каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

· соответствие структуры урока данному типу;

· как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

· в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

· с какой целью использовался каждый вид наглядности;

· как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

· в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

· какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

· как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

· как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

· в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

· какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

· какие методы способствовали активизации учения школьников;

· как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

· какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

· как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

· как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

· осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

· как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

· правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

· как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

· какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

· как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

· умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

· показ учащимся рациональных способов учебной работы;

· определение объема учебного материала на урок;

· поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;

· роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

· организованность и активность на разных этапах урока;

· адекватность эмоционального отклика;

· методы и приемы работы, уровень их сформированности;

· отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

· уровень усвоения основных знаний и умений;

· наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

· выполнение плана урока;

· мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

· уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, т.е. творческое;

· общая оценка результатов и эффективности урока;

· рекомендации по улучшению качества урока.

 

Примерный план анализа и критерии оценки урока литературного чтения  в начальной школе (схема 4)

Фактические данные. Дата проведения урока; класс; кем проведен урок.

Тема урока, его место в системе. Какому этапу изучения литературного произведения соответствует урок? Как он связан с предыдущим и последующим уроками?

Целенаправленность урока. Каковы цели и задачи урока? Насколько точно и конкретно они определены? Оправдана ли цель урока содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса? Реализованы ли задачи и цели урока?

Целесообразность структуры урока. Какова логика построения урока, какие этапы можно выделить в структуре урока, как этапы связаны между собой? Меняется ли характер деятельности детей на уроке, формы работы? Чем мотивирована смена видов и форм деятельности? Формирует ли учитель в ходе урока читательские и речевые умения и навыки? Опирается ли учитель на уже имеющиеся у учеников знания, развивает имеющиеся представления, вводит ли новые понятия? Насколько оправдана эта работа художественной природой произведения, возрастом учеников и уровнем их литературного развития?

Полноценность анализа художественного произведения. Анализируется ли на уроке текст произведения? Отвечает ли анализ текста, выполненный учителем при подготовке к уроку, требованиям научности? Насколько целесообразны выбранные учителем приемы анализа текста? Понятны ли детям, предлагаемые учителем вопросы и задания (четкость, ясность, корректность формулировок и объяснений)?

Формирование умений работать с текстом произведения. Побуждают ли учеников вопросы и задания учителя обращаться к тексту, самостоятельно перечитывать фрагменты, размышлять над прочитанным? Носят ли вопросы аналитический характер или учитель использует только репродуктивные?

Формирование навыка чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность).

Умение учителя работать с наглядным материалом, ТСО. Использованы ли на уроке наглядные материалы? Как учитель включает наглядные материалы в урок? Носит ли наглядность только иллюстративный характер или побуждает учеников к перечитыванию текста и размышлению над ним? Учит ли учитель детей рассматривать наглядный материал, слушать, анализировать его? Соответствует ли наглядный материал художественной природе произведения, возрасту учеников и целям и задачам урока?

Развитие речи. Выполнение каких заданий способствует развитию речи учеников (формирование диалогической и монологической речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование богатства, выразительности, точности речи и т.д.)

Атмосфера урока. Какова манера общения учителя с учениками? Замечает ли учитель реакции учеников, перемены в настроении, моменты снижения активности, внимания?

Профессиональные умения. Умеет ли учитель выразительно читать? Соответствует ли речь учителя профессиональным требованиям (четкость, ясность, правильность, эмоциональность, убедительность и т.п.)? Способен ли учитель адекватно реагировать на неожиданный ответ ученика, на незапланированный поворот в ходе урока? Умеет ли учитель добиться ответа на свой вопрос, помочь детям найти решение поставленной перед ними задачи? Видит ли класс на любом этапе урока? Какие средства поощрения и неодобрения использует? Объективен ли в своих оценках? Требователен ли?

Степень активность и самостоятельности учеников. Активны ли дети на уроке? Чем вызвана эта активность? Организует ли учитель самостоятельную работу детей или работает за них? Какие способы активизации учебной деятельности использует на уроке, эффективны ли они

Оценка работы учеников, правильность и мотивировка выставления оценки.

Домашнее задание. Как организована проверка домашнего задания? Как связано домашнее задание к следующему уроку с изучаемым материалом? Каков характер заданий (репродуктивный, поисковый, творческий) и чем он обусловлен?

Эффективность урока. Достиг ли урок поставленной цели? Что этому способствовало или помешало?

Пожелания учителю. Какие коррективы Вы внесли бы в урок (в его структуру, выбор приемов и видов деятельности учащихся и т.д.), почему?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...