Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В аспекте реализации требований ФГОС НОО по формированию УУД




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Задание : Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов.

 Содержание задания: Посетить несколько уроков учителя по одному из предметов начальной школы и осуществить методический анализ изучаемой темы или раздела школьного курса (русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и др.) для чего необходимо

1.Представить «фотографию» одного урока.

2. Осуществить анализ содержания урока (1-2 уроков) по предлагаемым схемам (по выбору студента).

 

 Рекомендации по выполнению задания

 

1. Представьте  «фотографию» (т.е. точное копирование процесса)  урока по предлагаемой схеме:

1) Общие сведения: дата, ОУ, класс, место урока в расписании учебного дня, Ф.И.О. учителя, количество учащихся.

2) Тема урока, его место в общей системе уроков по данной теме.

3) Цель и задачи урока (выясните у учителя перед уроком).

4) Готовность к уроку: санитарно-гигиеническое состояние, наглядные пособия, ТСО, состояние рабочих мест учащихся, психологическая готовность учащихся к уроку.

5) Протокол урока по схеме, предложенной в таблице.

 

Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Анализ
         
         

 

Осуществите психолого-педагогический анализ урока

  При анализе  просмотренных уроков  в начальной школе возможно придерживаться одной из нижеприведенных схем анализа урока в начальной школе.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА (схема 1)

в аспекте реализации требований ФГОС НОО по формированию УУД

Дата: «___» _____________ 201__г.

Цель посещения урока :__________________

Класс:_________________________________

Количество учащихся в классе:____________

Присутствовали на уроке:_______________________

Учитель:__________________________________________________________________

Предмет:______________________________________________________________________

Автор учебника:___________________________________________________________ Тема урока:___________________________________________________________________

Критерии анализа урока Показатели анализа урока Примечания
1 Организация урока Тип и структура урока. Логическая последовательность и дозировка этапов урока по времени. Соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.  
2 Основные цели урока Степень реализации поставленных учителем целей урока. Преобразование педагогической цели в учебную ситуацию, ведущую к целеобразованию: создание учебной ситуации для самостоятельной постановки учащимися проблемы урока. Обеспечение мотивации изучения данной темы (учебного материала): - групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; - определение значения темы и цели урока для изучения предмета;  - определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету.  Участие учащихся в выявлении и формулировании познавательной (образовательной) цели урока. Связь формулировки познавательной цели урока с формулировкой темы.  
3 Соответствие урока требованиям ФГОС НОО Ориентация на новые образовательные результаты (базовые национальные ценности, планируемые результаты). Использование инновационных педагогических технологий (исследовательская, проектная, поисковая, творческая, ИКТ и др.).  
4 Осуществление деятельностного подхода на уроке Включение учащихся в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей, процесс познания (организован как самостоятельная деятельность). Наличие в деятельности учащихся критериального обеспечения в виде программы или метода, в соответствии с которым она строится. Изменение функций участников образовательного процесса: учитель – организатор (координатор), ученик – субъект деятельности. Формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия. Формирование поисковой активности: - выделение учащимися проблем, постановка задач; - построение гипотез и планов их проверки;  - наличие задач с избыточными и недостающими данными; - поиск материала, дающего представление о происхождении явления;  - поиск способа решения.  
5 Нацеленность деятельности учащихся на формирование познавательного блока УУД Поиск информации в различных источниках (учебная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы и др.). Освоение информации, представленной в разных формах (рисунки, чертежи, электронные презентации, схемы, таблицы, графики). Обработка и интерпретация информации.  Побуждение к совершению логических операций (анализ, синтез, сопоставление, классификации и др.).  
6 Нацеленность деятельности учащихся на формирование регулятивного блока УУД Инициация целеполагания, планирования, самокоррекции действий, самооценивания результативности учебного труда, рефлексии.  
7 Нацеленность деятельности учащихся на формирование коммуникативного блока УУД Совершенствование основных видов речевой деятельности: говорение-слушание, чтение-письмо. Организация учебной коммуникации в различных форматах: учитель – класс, учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – ученики, ученик –виртуальный участник учебной коммуникации. Актуализация различных форм речевой коммуникации: монолог, диалог, полилог.  
8 Достижение личностных результатов Аспекты самоопределения личности, затронутые или представленные на уроке: самоутверждение, самовыражение, самопознание (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация и др.).  
9 Содержание урока Научность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям младших школьников: - вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; - термины, непонятные слова и выражения объясняются; - вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; - существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются; - выясняется место нового понятия в системе других понятий; - поощряется стремление учащихся объяснить новые понятия и термины своими словами. Соответствие содержания урока требованиям рабочей программы учителя по предмету. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, наличие межпредметных связей.  
10 Методический инструментарий урока Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций с целью актуализации знаний и УУД учащихся. Соотношение доли репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности учащихся: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку», «предложи свое решение» и т.д.). Методы, приемы, формы работы используемые учителем: целесообразность и эффективность их использования в соответствии с темой, этапом урока. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Моделирование нестандартных учебных ситуаций. Реализация дифференцированного подхода к обучению: наличие заданий разного уровня сложности. Обеспечение самостоятельности учащихся:  - выбор целей, учебных задач, формулировка темы; - выбор количества и уровня трудности заданий; - выбор способа выполнения и формы организации; - рассмотрение разных вариантов ответов; - оценка детьми своей работы: анализ детьми ответов других учащихся; - разработка критериев оценки ответов. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения учебных задач. Четкость структуры урока и наличие логических переходов от одной части к другой. Эффективность распределения времени на проведение каждого этапа урока.  
11 Психологический инструментарий урока Учет зоны актуального и ближайшего развития учащихся. Реализация развивающей функции обучения. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психолого-эмоциональных пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. Индивидуальный стиль педагога: - помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; - выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке; - уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи учащихся; - подбадривает неактивных, привлекает их к работе; - инструктирует, советует; - фиксирует продвижение, сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося в динамике: - отмечает достижение определенных результатов, сравнивая их с нормой; - суммирует достижения учащихся.  

Схема 3 анализа урока по ФГОС НОО (схема 2):

Класс___________

Предмет_________

Учитель___________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

  Этапы анализа Баллы
1  Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.  
2. Соответствие урока требованиям ФГОС  
2.1 Ориентация на новые образовательные стандарты  
2.2 Нацеленность деятельности на формирование УУД  
2.3 Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.  
3 Содержание урока:  
3.1 Научная правильность освещения материала на уроке  
3.2 Соответствие возрастным особенностям  
3.3 Соответствие содержания урока требованиям программы  
3.4 Связь теории с практикой  
3.5 Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности  
3.6 Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом  
3.7 Межпредметные связи  
4 Определение темы урока. Постановка целей и задач  
4.1 Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует  
4.2 В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся  
5 Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности  
5.1 Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач  
5.2 Работа ведется по плану, предложенному учителем  
5.3 Учебные действия осуществляются по намеченному плану  
6 Форма взаимодействия в ходе урока  
6.1 Применение диалоговых форм общения  
6.2 Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся  
6.3 Осуществление обратной связи: ученик – учитель  
6.4 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы  
6.5 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности  
6.6 Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию  
6.7 Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач  
6.8 Формирование навыков самоконтроля и самооценки  
7 Психологические основы урока  
7.1 Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи  
7.2 Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности  
7.3 Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока  
7.4 Наличие физкультминутки  
8 Домашнее задание  
8.1 Оптимальный объем  
8.2 Доступность инструктажа  
8.3 Дифференциация, представление права выбора  
9 Подведение итогов деятельности  
9.1 Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде  
9.2 Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили  
9.3 Учитель организует рефлексию  
10 Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)  
     

Итого:

 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 3111.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...