Задание : Познакомиться с учебно-воспитательной работой учителя начальных классов.
Содержание задания: Посетить несколько уроков учителя по одному из предметов начальной школы и осуществить методический анализ изучаемой темы или раздела школьного курса (русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и др.) для чего необходимо
1.Представить «фотографию» одного урока.
2. Осуществить анализ содержания урока (1-2 уроков) по предлагаемым схемам (по выбору студента).
1) Общие сведения: дата, ОУ, класс, место урока в расписании учебного дня, Ф.И.О. учителя, количество учащихся.
2) Тема урока, его место в общей системе уроков по данной теме.
3) Цель и задачи урока (выясните у учителя перед уроком).
4) Готовность к уроку: санитарно-гигиеническое состояние, наглядные пособия, ТСО, состояние рабочих мест учащихся, психологическая готовность учащихся к уроку.
5) Протокол урока по схеме, предложенной в таблице.
Время
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ
Осуществите психолого-педагогический анализ урока
При анализе просмотренных уроков в начальной школе возможно придерживаться одной из нижеприведенных схем анализа урока в начальной школе.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА (схема 1)
в аспекте реализации требований ФГОС НОО по формированию УУД
Автор учебника:___________________________________________________________ Тема урока:___________________________________________________________________
№
Критерии анализа урока
Показатели анализа урока
Примечания
1
Организация урока
Тип и структура урока. Логическая последовательность и дозировка этапов урока по времени. Соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
2
Основные цели урока
Степень реализации поставленных учителем целей урока. Преобразование педагогической цели в учебную ситуацию, ведущую к целеобразованию: создание учебной ситуации для самостоятельной постановки учащимися проблемы урока. Обеспечение мотивации изучения данной темы (учебного материала):
- групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; - определение значения темы и цели урока для изучения предмета;
- определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету.
Участие учащихся в выявлении и формулировании познавательной (образовательной) цели урока.
Связь формулировки познавательной цели
урока с формулировкой темы.
3
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО
Ориентация на новые образовательные результаты (базовые национальные ценности, планируемые результаты). Использование инновационных педагогических технологий (исследовательская, проектная, поисковая, творческая, ИКТ и др.).
4
Осуществление деятельностного подхода на уроке
Включение учащихся в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей, процесс познания (организован как самостоятельная деятельность). Наличие в деятельности учащихся критериального обеспечения в виде программы или метода, в соответствии с которым она строится. Изменение функций участников образовательного процесса: учитель – организатор (координатор), ученик – субъект деятельности. Формирование способностей в процессе познания происходит в ходе общения, коммуникативного взаимодействия.
Формирование поисковой активности:
- выделение учащимися проблем, постановка задач;
- построение гипотез и планов их проверки;
- наличие задач с избыточными и недостающими данными;
- поиск материала, дающего представление о происхождении явления;
- поиск способа решения.
5
Нацеленность деятельности учащихся на формирование познавательного блока УУД
Поиск информации в различных источниках (учебная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы и др.). Освоение информации, представленной в разных формах (рисунки, чертежи, электронные презентации, схемы, таблицы, графики). Обработка и интерпретация информации.
Побуждение к совершению логических операций (анализ, синтез, сопоставление, классификации и др.).
6
Нацеленность деятельности учащихся на формирование регулятивного блока УУД
Инициация целеполагания, планирования, самокоррекции действий, самооценивания результативности учебного труда, рефлексии.
7
Нацеленность деятельности учащихся на формирование коммуникативного блока УУД
Совершенствование основных видов речевой деятельности: говорение-слушание, чтение-письмо. Организация учебной коммуникации в различных форматах: учитель – класс, учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – ученики, ученик –виртуальный участник учебной коммуникации. Актуализация различных форм речевой коммуникации: монолог, диалог, полилог.
8
Достижение личностных результатов
Аспекты самоопределения личности, затронутые или представленные на уроке: самоутверждение, самовыражение, самопознание (смыслообразование, нравственно-этическая ориентация и др.).
9
Содержание урока
Научность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям младших школьников: - вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; - термины, непонятные слова и выражения объясняются; - вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; - существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются; - выясняется место нового понятия в системе других понятий; - поощряется стремление учащихся объяснить новые понятия и термины своими словами. Соответствие содержания урока требованиям рабочей программы учителя по предмету. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, наличие межпредметных связей.
10
Методический инструментарий урока
Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций с целью актуализации знаний и УУД учащихся. Соотношение доли репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности учащихся: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку», «предложи свое решение» и т.д.). Методы, приемы, формы работы используемые учителем: целесообразность и эффективность их использования в соответствии с темой, этапом урока. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Моделирование нестандартных учебных ситуаций. Реализация дифференцированного подхода к обучению: наличие заданий разного уровня сложности.
Обеспечение самостоятельности учащихся:
- выбор целей, учебных задач, формулировка темы;
- выбор количества и уровня трудности заданий;
- выбор способа выполнения и формы организации; - рассмотрение разных вариантов ответов; - оценка детьми своей работы: анализ детьми ответов других учащихся;
- разработка критериев оценки ответов. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения учебных задач. Четкость структуры урока и наличие логических переходов от одной части к другой. Эффективность распределения времени на проведение каждого этапа урока.
11
Психологический инструментарий урока
Учет зоны актуального и ближайшего развития учащихся. Реализация развивающей функции обучения. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. Наличие психолого-эмоциональных пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. Индивидуальный стиль педагога: - помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; - выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке; - уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи учащихся; - подбадривает неактивных, привлекает их к работе; - инструктирует, советует; - фиксирует продвижение, сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося в динамике: - отмечает достижение определенных результатов, сравнивая их с нормой; - суммирует достижения учащихся.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 3143.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...